Вышла как-то у Михаила Швыдкого в проекте "Культурная революция" программа про авторскую песню, где Татьяна Устинова и несколько адекватных людей не смогли перекричать хор бардофобов во главе с неким Эдуардом Галумовым. Замечательная передача. Она очень соответствовала реальной "народной любви" к бардам. Те немногие, кому там давали вставить пару слов, олицетворяли собой тот небольшой процент общества, который в курсе, что такое авторская песня. Так я это о чём?.. А! Вот! Там из мифов всё состояло. Поэтому сейчас о мелких мифах, которые уместятся в одной статье, надеюсь. Итак, миф номер...
Миф второй. Все барды бухают.
Ну, прям втемяшил тогда "эксперт" этим мифом, причём так уверенно: "Да! я убеждён! Все барды пьют!"
И тут, волей неволей вспоминается Аркадий Варламович Велюров:
Ну, миф, действительно странный. Везде есть народ пьющий и в любом кругу есть трезвенники.
Я вот, к примеру, выпиваю крайне редко, а когда работал рулевым-мотористом на речном флоте, то там бухали жёстко. И одной из причин, почему я оставил флот - было именно это. Нет, не потому, что я боялся спиться - мне не грозило - потому, что находиться постоянно в компании перманентно пьяных людей - это трудно, + само производство довольно опасное и высокая степень ответственности.
То же самое можно сказать об очень разных категориях граждан по профессиональной части. Но, в то же время, я знаю многих людей из круга авторской песни, которые если и не абсолютные трезвенники, то могут выпить скромно, в меру, как любой нормальный человек. Поэтому выделять представителей отдельно взятого жанра в определённую социальную группу, отличительным признаком которой является склонность к алкоголизму, по-моему, обычная глупость. А потому не будем уделять глупостям много внимания.
Миф третий. Барды зануды и их песни - тоска зелёная.
Ну, этот миф самый смешной. Я не знаю другого жанра, сатирико-юмористическая составляющая которого была бы столь ярка и уникальна. Никакие "Вокруг смеха", "Аншлаг", "Кривое зеркало" и т.п. не сравнятся по уровню и, самое важное, по тонкости юмора с юмористической струёй в авторской песне. Даже наши, бардовские люди, пробивавшиеся в "Аншлаг", были там не просто на высоте - а на порядок круче основного состава участков. Я вот только двоих выделю - московский пародист Алексей Тараканов (Царствия ему небесного) и Лёля Головня из Гродно.
Но даже без выхода в рейтинговые медиа, юмористическая авторская песня - это мощный самодостаточный жанр, если хотите, в жанре, и даже имеет свой собственный фестиваль юмористической авторской песни "Ёрш", который организует и проводит замечательный московский автор Александр Цилькер.
Ну, давайте пройдём по именам №1, так сказать, по первому юмористическому "эшелону" авторской песни: Леонид Сергеев, Тимур Шаов, Виктор Байрак, Алексей Иващенко и Георгий Васильев, Вадим и Валерий Мищуки. Кстати, каждый из них ещё и тонкий лирик и считать их исключительно юмористами - в корне неправильно, но таковы законы жанра - тут нужно быть поэтом, а поэт "пишет, как он слышит" ©, а слышит он не только смешное.
Менее известные авторы, но с потрясающим чувством юмора: Сергей Назин, Евгений Калашников, да и у поэта Виталия Калашникова тьма тьмущая юморных стихов. Алексей Порошин, Михаил Барановский, упомянутый мною в прошлой главе, как гитарист. Кто ещё?.. Геннадий Балахнин. Ой, всех не упомню. Прекрасный исполнитель юмористических песен Марат Фахртдинов.
А поскольку чувство юмора - это, на мой взгляд, проявление высокого интеллекта, т.е. оно свойственно людям талантливым в принципе, не позиционирующим себя как юмористы, т.е. смешные, и даже очень смешные песни встречаются у вполне себе глубоких авторов, склонных к драматической поэзии. В этом списке мне видится Михаил Кочетков, Александр Баль, Алексей Луппов, Александр Иванов, Владимир Васильев, даже у Юрия Лореса и Владимира Завгороднего, глубочайших лириков и философов, есть смешные песни!
Я даже однажды сделал "выжимку", эдакий концентрат из бардовского юмора и сделал исполнительскую программу "Смех сквозь струны", которую презентовал на концерте в одном из санаториев. И это я ещё выбирал! А таких программ можно сделать не одну и не две - я даже не знаю, сколько, если задаться целью.
Вывод прост - в авторской песне есть свои Жванецкие, Задорновы, Аркановы и Трушкины, и они, при всём уважении к вышеназванным, ничуть не хуже. Нужно просто услышать и сползать под стол, наслаждаясь великолепным, изысканным, фееричным бардовским юмором.
Миф четвёртый. Барды - это свитера, штормовки, бороды, костёр.
Ну, с этим тоже всё просто. Этот миф особенно хорошо внедрили в сознание, вернее, укрепили в ентом самом сознании ребята из КВН и создатели фильма "День выборов", показав в последнем дуэт "Двое против ветра" в составе Андрея Макаревича и Георгия Мартиросяна.
Да, действительно, этот образ живой, он из жизни. Развитый в советские времена туризм, т.е. не поездки в Турцию и Египет, а походы в леса, в горы, по рекам, продиктовали этот образ. Естественно, что люди брали с собой гитары, естественно, что пели у костра песни любимых и популярных тогда авторов. Но сказать, что эта атрибутика перекочевала в концертные зал?.. Я бы не стал утверждать. Да, на некоторых фестивалях, которые проходят в лесу, случались концерты в близлежащих городах. Ну, вот мы проводили первые бард-рыбалки, и начинались они с концерта в городе Быхове. Очень многие участники, приезжавшие на основные события в лесу, не заморачивались, чтоб таскать с собой концертный костюм, а потому вынуждены были выходить на сцену в лесном. Я, признаться, не очень это люблю и приветствую, но это бывало и бывает по сей день.
Тем не менее, есть некоторые городские фестивали, где организаторы чётко блюдут дресс-код, выпуская на сцену участников только прилично, сценически одетых. И вот это мне импонирует. В частности, один из моих любимых фестивалей, "Витебский листопад", там даже как-то самому в их сценическом антураже стыдно не соответствовать.
Вообще, миф этот крайне инертен. Такими барды были довольно давно. Большинство сегодняшних фестивалей диктуют новые условия: большие залы, работа с декорациями, хороший профессиональный звук и свет. Соответственно, и требования к артистам другие. А свитера и бороды?.. Ну, они и сейчас в трендах, и далеко не только в бардовских.