"Волшебных рук красота, удовольствие и чистая магия" — так о своих работах говорит Юлия Лучкина. Кукольные скульптуры художницы из Новороссийска пленяют и впечатляют. Хочется бесконечно рассматривать детали. Наша беседа С Юлией также мгновенно обросла множеством интересных деталей.
Юлия Лучкина – художница из Новороссийска. Завораживающие своей многогранной красотой кукольные скульптуры Юлии представлены в Доме искусств культурного центра "Старый Парк" п. Кабардинка. Они призваны дополнять экспозиции художников, но порой их затмевают.
Красиво, волшебно и очень тонко – ее руку узнаешь после первого знакомства с творчеством.
Юлия окончила художественно-графический факультет Кубанского Государственного Университета. Член Союза Художников России, Член Международного Творческого Союза Художников России (IFA). Участвует в выставках с 1999 года: живопись, графика, книжная иллюстрация, куклы.
Работы Юлии Лучкиной приобретены Краснодарским краевым художественным музеем им. Коваленко; Музеем Ангелов, Санкт-Петербург; Новосибирским музеем мировой погребальной культуры; Новороссийским Государственным Историческим Музеем-Заповедником, а также находятся в частных коллекциях Испании, Израиля, Дании, Германии, Португалии, России.
Наша беседа с Юлей оказалась разноплановой и очень интересной.
Юля, я тебе признаюсь, я не любила куклы до знакомства с твоим творчеством. Мне казались они холодными, некоторые даже пугающими. Открыв для себя твои творческие работы, я изменила свои взгляды — настолько они талантливо и глубоко одухотворенно выполнены.
Расскажи подробнее об этом направлении искусства.
Сама техника и вообще сама концепция кукольной скульптуры или художественной куклы — это довольно молодой жанр в искусстве, ему около пятидесяти лет. Родоначальником считается англичанин E.J. Taylor. Этот жанр подразумевает все, куда душа полетит и позовёт, где будет отклик. Этому нигде не учат, все зависит исключительно от желания человека, который в эту стезю попадает.
У нас есть свое комьюнити — сообщество ведущих художников-кукольников в России, всего 45 человек, и пополняется оно нечасто. Я занимаюсь куклами около 5 лет. У них много названий, я ориентировалась на пра-формы в искусстве. Простые символы как палеолитические Венеры, которые человек может взять в руки и на несколько минут почувствовать себя магом, потому что именно простые вещи действуют на подсознание. Все куклы – женские образы.
Вообще люблю все, чем занимаюсь — и графику, и живопись, но куклы какая-то особенная разновидность счастья. Странно, что одна кукла — это две недели моей жизни с утра до вечера, самая трудная и длинная по времени работа из всего, а радости от нее иногда больше, чем от всего остального.
У тебя такая большая любовь к очень простым формам или, наоборот, к какой-то чрезмерной усложненности?
Перенасыщенность орнаментами — это большая любовь к Японии. А простота форм и лаконизм, и вытянутость — то, к чему у меня огромный отклик.
Юля, как ты к этому пришла, с чего началось?
Я родилась в семье профессиональных художников. Мои родители окончили "Мухинку", я росла в творческой среде. Конечно же, стоял вопрос, стать мне художником или нет, но хотелось попробовать себя в другой профессии.
Я едва не стала стоматологом, юристом, переводчиком английского и испанского, менеджером. Как в анекдоте: «яблочко не съем, так хоть понадкусываю» (смеется).
Я много чего успела «понадкусывать»: поступала в ВУЗ, училась год-два-три, бросала. Ведь важно не занять чужое место в жизни и не мучиться на нём самой. Окончила художественно-графический факультет, и этот 10-летний процесс обучения был, наверное, испытанием. Мне хотелось найти тот вид деятельности, где можно совершенствоваться и расти. Ту деятельность, что помогает жить. А рисовала я всегда. Для себя. Делала то, что мне интересно.
Из чего сделаны эти скульптуры?
Куклы выполнены из специального пластика, расписаны вручную и украшены художественным текстилем.
А бумага?
Бумаги нет. Это ткань, она пропитана, она уже не ткань, уже перестала быть тканью. По ней можно стучать — она будет звенеть как дерево, это уже камень фактически.
Очень красиво. А где ты черпаешь вдохновение?
Оно повсюду! Жизнь – это вдохновение! Что-нибудь прочитанное или услышанное, или какая-то эмоция, или какое-то чувство.
Например, недавно мне прислали видео, которое NASA записали. Само это видео — картинка млечного пути в сиренево-оранжевой гамме, и я поняла, когда это услышала, увидела этот фон и звук, знаете, когда на арфе играет что-то нежное, — это космос! Сиренево-оранжевое сочетание цветов такое необычное! Мне просто это взорвало мозг! Я подумала, что не могу не вылить это во что-то.
Можно задать вопрос на счет тех куколок, где использовали перья голубей? Они привлекают особое внимание. Как ты пришла к этим перьям? К этому материалу?
Удивительно! Я не знаю, как я к этому пришла, наверно, потому что лет в пять мечтала быть летчиком (смеется).
Я мечтала об авиации: небо, самолет. Когда в Новороссийске был аэропорт, мы летали в Одессу, это бывало часто, — там бабушка, родственники. Поэтому для меня состояние полета, вот этот запах самолета и неба, и вид неба сверху, — это что-то такое незыблемое.
Это состояние полета очень точно передается, да.
Мне просто захотелось сделать крылья, разные, расписные. Когда приходит идея, то где брать — это не вопрос, главное брать (смеется). У меня в мастерской очень много черных дыр, где хранятся всякие бесценные сокровища, всякие бумажечки, тряпочки, кусочки шелка. Хорошему хозяину все пригодится!
И перья, да? Ты их находишь? Откуда они?
Перья я покупаю сейчас гораздо более безопасным способом, они берутся на Алиэкспресс, они чистые)
Есть еще вопрос, который мне не дает покоя) Почему на графике присутствуют коты, с чем это связано? У меня ведь тоже есть кошка.
Я люблю котов (смеется).
Это чисто внутреннее какое-то опять же.
У меня были коты все детство, всю юность и какую-то часть более взрослого периода. Просто в дальнейшем они перешли на графику. Помню, как сидела, рисовала тушью: вот стоял обыкновенный стол, обыкновенный стул, стояла тушечница. Я отошла на пару минут, вернулась, а у меня все кувырком, и вся моя графика в таких черных пятнах, потому что кот пришел….
И потом по всей квартире, да?
Нет, он свои лапки оставил на бумаге. Да, ну, это ж кот, ему можно.
Возвращаюсь к куклам: ты работаешь по какому-то предварительному эскизу, делаешь набросок, или, как порыв пошел, уже в процессе рождается фигура?
Предварительного наброска нет, я вообще не работаю с набросками никогда, потому что это как в поговорке: «Скажи Богу о своих планах». У меня такого не бывает, потому что есть какое-то чувство, ощущение, к которому хочется прийти на финише.
Есть начало и есть где-то там вдалеке намерения, а все, что между — как-то само происходит, оно о себе само заботится. Я очень часто удивляюсь тому, что получилось в итоге.
Просто магия какая-то. Твой стиль очень узнаваемый, из чего он складывается?
Нас делает то, что мы любим.
Я делаю то, что мне нравится, к чему есть поток, очень большой отклик, а вот так чтобы стараться, — нет.
Я сегодня классное слово прочитала: «индоктринация» — это когда тебя насильно впихивают в какую-то доктрину, и ты как носитель вируса смотришь на мир через мутное стекло, которое не твое, искусственное. Я люблю то, что делаю. И делаю то, что люблю. Я – это я, не стараюсь, просто через руки идет и все.
В твоих работах чувствуется свобода духа и гармония. Как ты относишься к тому, что искусство очень мощный инструмент влияния на сознание людей? Через него можно говорить о проблемах общества, планеты, нести более серьезную смысловую задачу, какую-то философскую основу, социальную проблему?
Я не знаю, как насчет философских, социальных проблем. Мне кажется, что главная задача человека быть счастливым. Счастливый человек не будет сыпать пластик везде, жечь сиротские приюты и издеваться над животными.
Изменив себя, измени мир...
Если ты будешь счастлив, то хотя бы уже одним несчастным будет. Это соприкосновение — мы же все касаемся друг друга, —энергетика передается на раз. Важно, чтобы получалось не как в анекдоте: «у Розы Марковны не задался день равно у всей семьи не задался день».
Спасибо, здесь невозможно не согласиться. Я благодарю тебя за возможность соприкоснуться с тобой и твоим искусством.
Понятие искусства настолько многогранно, что только ответ на этот вопрос будет полноценной статьей. Но все же, в первую очередь, искусство — это сфера жизни, построенная на высших энергиях. По крайней мере, на мой субъективный взгляд.
Искусство призвано изначально наполнять наш мир прекрасными вещами и явлениями, отображать нашу реальность, историю и их понимание, ощущения от них в своих произведениях.