В марте PepsiCo пообещала приостановить производство и продажи своей продукции в России после того, как Москва вторглась в Украину.
Но компания со штаб-квартирой в Нью-Йорке не прекратила свою деятельность немедленно. Продукты, произведенные на российских фабриках еще в середине августа, все еще были обнаружены на полках российских магазинов, показало расследование агентства Reuters.
Теперь, спустя шесть месяцев после этого первоначального обещания, PepsiCo, похоже, наконец-то выполнила его. Многонациональная корпорация по производству продуктов питания, закусок и напитков прекратила производство концентратов для Pepsi, 7Up, Mirinda и Mountain Dew в стране, сообщило сегодня агентство Reuters (20 сентября).
От одной войны к другой: связь Pepsi с Россией
Pepsi, которая продается в России уже более 60 лет, была одной из немногих западных продуктов, доступных в России до распада Советского Союза в 1991 году.
“Pepsi-Cola вышла на рынок в разгар холодной войны и помогла создать точки соприкосновения между Соединенными Штатами и Советским Союзом”, - написала компания в своем заявлении от 8 марта. Первоначально Pepsi обменивала свой концентрат содовой на водку "Столичная" и военные корабли. (Последнее на короткое время сделало Pepsi шестой по величине военной компанией в мире, но она быстро продала 17 подводных лодок, крейсер, фрегат и эсминец шведской компании для переработки металлолома.)
За год до российско-украинской войны Россия была третьим по величине рынком PepsiCo после США и Мексики.
По гуманитарным соображениям Pepsi по-прежнему продолжает продавать российским гражданским лицам другие предметы первой необходимости, такие как молоко и молочные продукты, детские смеси и детское питание, поскольку война продолжается.
Какие американские компании покинули Россию во время войны?
Война на Украине, разразившаяся в феврале, вызвала массовый отток компаний из России. Примечательно, что в тот самый мартовский день, когда Pepsi объявила о своем решении, Coca-Cola, McDonald's и Starbucks также объявили о своем уходе.
С 14 сентября Coca-Cola приостановила “определенные операции в России”, но продолжает “управлять некоторыми сетями (Costa Coffee)”, согласно списку предприятий и их российских связей, составленному Джеффри Зонненфельдом, профессором менеджмента и лидерства Йельского университета, и его командой.
В мае McDonald's договорился о продаже своего российского бизнеса сербскому предпринимателю Александру Говору, своему лицензиату на рынке. Согласно условиям сделки, Говор должен провести ребрендинг 850 магазинов McDonald's в России и сохранить существующий персонал как минимум на два года. Уже десятки торговых точек McDonald's вновь открылись под названием “Вкусно и точка”, что переводится как “Вкусно и все”.
Starbucks, у которой было 130 торговых точек в России, продолжала выплачивать зарплату своим 2000 сотрудникам через шесть месяцев после отъезда из России в мае. Его торговые точки теперь перешли к Stars Coffee, принадлежащей пропутинскому рэперу и ресторатору
Маловероятные победители
На российском рынке безалкогольных напитков стоимостью 8,8 миллиарда долларов местные бренды пытаются заполнить пробелы, оставленные Pepsi и Coca-Cola.
Компания по производству безалкогольных напитков "Черноголовка", названная в честь города под Москвой, где она была основана в 1998 году, в этом году более чем удвоила свое присутствие в гостиницах, ресторанах и кафе и теперь поставляет в российские торговые точки Burger King и KFC, сообщили агентству Рейтер в июне.
Другой отечественный производитель напитков, "Очаково", резко увеличивает мощности по розливу своих брендов CoolCola, Fancy и Street, чтобы заменить быстро исчезающие запасы Coca-Cola, Fanta и Sprite соответственно. "Очаково" планирует увеличить производство с 50 миллионов литров до 1,25 миллиарда литров в год.