Да, есть профессиональные психологи, которые рассказывают про эту самую страну розовых пони. И даже учат родителей, как туда попасть. Курсы типа "Через 3 недели ваш ребенок полюбит учиться" как никогда популярны.
Мечтать, конечно, не вредно. Даже родителям. Только пусть мечта о ребенке, который вприпрыжку бежит делать домашнюю работу по математике и просит еще примеров и задач, которого приходится заставлять поиграть на планшете, потому что он хочет дописать сочинение (во загнула!), не заслоняла действительности.
А реальность такова, что детская любознательность не имеет никакого отношения к процессу обучения в школе. Почему?
- Школа дает ответы на вопросы, которые у ребенка не возникали.
- Даже если ребенок и узнал что-то новое, дальше начинается рутина - оформление и обоснование.
- Школа - это, в первую очередь, дисциплина, а не естественный процесс познания.
- В школе постоянно приходится прерываться, когда интересно, ради неинтересного.
Достаточно аргументов?
И это не потому, что школа плохая. Это просто жизнь. И в жизни ребенку придется столкнуться ровно с тем же. Даже любимая работа на 80-90% состоит из неинтересных и скучных действий.
Что же на самом деле мотивирует ребенка учиться, если опираться на врожденную любознательность бессмысленно?
Здесь зависит от возраста.
В начальной школе мотивирует мнение значимых взрослых.
Обращали внимание, что в семьях, где дети в целом не доставляют проблем (читай: родители имеют авторитет), с обучением детей все нормально. дети, если и не отличники, по крайней мере, учатся усердно и добросовестно.
Иногда встречаются случаи, когда отлично учится ребенок из практически маргинальной семьи. Просто вопреки всему. Но, копнув поглубже, в каждом таком случае тоже обнаруживается такой значимый взрослый. Просто это не родитель. Это может быть бабушка, соседка, учитель, даже кино-герой.
Если ученик начальной школы не старается учиться, варианта три:
- родители не смогли стать для него авторитетом;
- родительский авторитет не мотивирует учиться (направлен на другое, учеба в целом не является ценностью);
- мешают объективные причины (ребенок и хотел бы, но не может).
О последнем варианте хочется написать особо. Да, часто то, что выглядит как лень, нежелание, даже наглость - на самом деле именно неспособность. Когда у ребенка не получается, совсем не получается. И он постоянно ощущает вот эту бессмысленность своих усилий. Здесь требуется квалифицированная помощь. Не мотивация, а именно помощь, чтобы понять - почему не получается, и устранить причину. Сделать, чтобы получалось.
В средней и старшей школе количество мотивов возрастает. Один из самых важных - тщеславие. Это когда хочется быть лучше других. И стыдно быть хуже.
Здесь надо понимать, что работает, если успехи в учебе в той среде, где ребенок находится, которая для него значима (а это у подростков - не семья, не родители) расцениваются именно как достижения. если подросток в своей среде видит, что успехом пользуются обладатели айфонов - для него тщеславие будет направлено именно на обладание айфоном.
Подростка уже может мотивировать будущее. Важно только, чтобы оно выглядело привлекательным, достижимым и он мог видеть регулярно результаты своих усилий.
Для подростка важен образец успешного человека, чей путь он хотел бы повторить. Если таким идеалом станет блогер-рэпер, то понятно, что математикой такой подросток увлекаться не будет.
Ну есть же дети, которые учатся с удовольствием?
Есть, кто же спорит.
Но все их удовольствие зиждется, как правило, на личности учителя или в целом на действительно выдающемся учебном заведении.
И будучи помещены в иную среду, такие дети все удовольствие теряют довольно быстро.
Еще дети учатся с удовольствием в семьях, где этому действу придается "сверхценность". Но надо понимать, что речь идет все-таки о некоем искусственном мире, специально созданной среде.
Дети учатся с удовольствием, только при совпадении целого ряда условий:
- если сама тема удачно попала в их сиюминутный запрос;
- если процесс обучения построен увлекательно и не вызывает непреодолимых трудностей;
- если дети видят результат от такого обучения в виде конкретных измеримых вещей (например, в программировании - готовая игра) и при этом такой результат вызывает одобрение со стороны значимых лиц.
Возможно сохранение интереса при отсутствии одного из указанных элементов, но наличии определенных личностных качеств.
Например, изначально усидчивый ребенок может не нуждаться в увлекательности процесса, его мотивирует результат, если он может быть получен в обозримом (в зависимости от возраста) будущем.
А как же быть тем, кто живет не в мире розовых пони? У кого дети учатся в обычной школе? С затюканными учителями? С одноклассниками, единственный интерес которых - "пивасик на лавочке"?
Для начала снять "розовые очки" и не вестись на мифы.
Не стоит "плясать гопак" вокруг ребенка, чтобы заинтересовать его процессом обучения, если вы не готовы это делать на протяжении нескольких лет, пока будет вырабатываться привычка.
Гораздо проще в целях оптимизации процесса работают обычные "рутины". Пусть лучше без всякой мотивации ребенок просто садится за уроки в одно и то же время каждый день и выполняет одни и те же действия.
Поверьте, это работает лучше, чем условная "морковка".
Мы не то, что мы "хотим", не то, "о чем мечтаем", даже со страстью. Мы то, что мы делаем каждый день, даже в плохую погоду и с плохим настроением.
И чем быстрее ребенок это поймет - тем ему проще будет самореализоваться в этой жизни.