Найти тему
С искусством по жизни

Картина, при взгляде на которую возникает вопрос: "Что тут происходит?!". Одно из самых странных полотен, которые вы только видели

Оглавление

Без лишних вступлений хочу показать картину, которая наверняка вас удивит, а возможно и шокирует, если вы не встречались с ней ранее.

Как говорится, "Уберите детей от экранов":

Источник: Яндекс.картинки
Источник: Яндекс.картинки

Перед вами одно из самых странных полотен, которые я только видела. Его автор - Хосе де Рибера по прозвищу Спаньолетто ("Маленький испанец"), художник эпохи барокко и яркий представитель караваджизма.

Джузеппе Макферсон - "Портрет Хосе де Риберы", между 1733 и 1756 годами. Королевская коллекция, Великобритания
Джузеппе Макферсон - "Портрет Хосе де Риберы", между 1733 и 1756 годами. Королевская коллекция, Великобритания

Итак, вы наверняка озадачены и не можете понять, что только что увидели на полотне - это мужчина с грудью или женщина с бородой? Оба варианта кажутся абсурдными. Что вообще происходит?

Ответ на этот вопрос кроется в названии картины: "Магдалена Вентура с мужем и сыном" или же "Бородатая женщина".

На этом моменте повествование можно было бы прекратить, но позвольте рассказать вам об этом полотне чуточку больше.

История персонажей

Итак, жила себе в Абруцци (Италия) женщина по имени Магдалена. Была замужем за Феличе де Амиче, родила ему троих сыновей. Жизнь шла своим чередом, но в возрасте 37 лет Магдалена заметила, что у нее начала расти борода. Что стало причиной такой трансформации, неизвестно. Есть предположение, что это последствие гормонального сбоя из-за ранней менопаузы.

Дальше - больше. Темные волосы покрыли все тело бедной женщины, а к пятидесяти годам на голове появились залысины. К этому моменту внешне Магдалена стала вылитым мужчиной. За парочкой исключений - первичные половые признаки никуда не делись. Магдалена, понятное дело, продолжала носить платья и вести привычную для женщины жизнь. Остаётся только догадываться, какой дискомфорт испытывала она и ее семья.

Выражение лиц говорит само за себя
Выражение лиц говорит само за себя

Так бы и жила себе бедная женщина в безвестности, если бы не один случай. Она повстречала придворного неаполитанского герцога, который сразу смекнул, что хозяину ужасно понравится эта аномалия, ведь он был страстным любителем всяких уродств. Вероятно, необычному семейству предложили явиться к господину за определённую сумму и они согласились.

Фернандо Афан де Рибера и Энрикес, 3-й герцог Алькала (1570-1637), пришёл в восторг от внешности Магдалины, поселил семью в своем имении, а также заказал их портрет Рибере. В то время он был модным придворным художником вице-королей Неаполитанского королевства, находившегося под эгидой Испании.

Описание картины

На написание полотна художник потратил около 3 лет, начав работу в 1629 году. Технически оно выполнено на высоком уровне, но сюжет без предыстории выглядит очень странно.

На руках Магдалена держит младенца. Это не ее ребенок, ведь своих сыновей она родила ещё в молодости. Младенец был нужен, чтобы подчеркнуть уродство женщины.

Выражение лиц у героев картины печальное, если не сказать скорбное.

Шикарная проработка деталей!
Шикарная проработка деталей!

Это подчеркивает и манера исполнения. Как последователь Караваджо, Рибера написал изображение в стилистике тенебросо ("подвальная живопись"), когда фигуры как бы выступают перед нами из густой тьмы. При этом сами они подсвечены, что создаёт натуральный объем, а также подчеркивает морщины на лицах персонажей.

Вы наверняка заметили на картине плиты с надписями. На них изложена история бородатой женщины, чтобы у зрителя не возникало вопросов. Описание любопытное, поэтому привожу его примерный перевод:

Великое Чудо Природы Магдалена Вентура изгорода Аккумоли у Самнитов, в просторечии г. Абруццо, в королевстве Неаполитанском, в возрасте 52 лет. В 37 лет она начала становиться волосатой и отрастила бороду такую густую и длинную, что скорее такую увидишь на бородатом мужчине, чем на женщине, которая перед этим родила троих детей от своего мужа, Феличе де Амичи, стоящего рядом.
Хусепе де Рибера, испанец, другой Апеллес* своего времени, награждённый орденом Креста Христова, нарисовал это с натуры для Фернандо II, 3-го герцога Алькала, вице-короля Неаполя, 16 февраля 1631 года.
*примечание автора: древнегреческий живописец, живший в 370 - 306 гг. до н.э.
-5

Во многом благодаря этой длинной надписи мы и знаем историю Магдалены. Любопытно, что сверху на плитах лежит веретено, как ещё одна деталь, подчёркиваются, что перед нами женщина.

Отдельные исследователи считают, что история с атрибутами еще более глубокая - по-испански "веретено" звучит как barva, что созвучно слову борода (barba), то есть Рибера использовал игру слов, чтобы подчеркнуть гермафродитизм героини.

Картина получила известность в культурных кругах и много лет оставалась достоянием семейства Алькала. С 1637 года она украшала столовую во дворце герцога, отстроенном по подобию имения Понтия Пилата в Иерусалиме.

Во время вторжения Наполеона полотно было вывезено в Париж, но возвратилось в Испанию в 1813 году. В разное время с него были сделаны копии, в том числе самим Франсиско Гойей.

Мода на уродцев

На самом деле, в этой картине нет ничего необычного. Она является яркой иллюстрацией течений того времени. Дело в том, что в Испании 17 века всевозможные аномалии были весьма популярны. А мода эта возникла ещё во времена Возрождения.

Например, у Веласкеса есть целый цикл портретов карликов-шутов:

Зрители находили занятным изображение человеческих уродств, и если в наше время вряд ли кто-то повесил подобную картину у себя дома, тогда это было обычным делом. На особенных людей любили глазеть и порой платили немалые деньги за такую возможность.

Это удивительно, но портрет бородатой женщины не является единственным. Существуют и другие подобные картины. Например, написанный испанским художником Хуаном Санчесом Котаном за 40 лет до этого "Портрет Бригиды дель Рио, бородачки из Пеньяранды" (1590 год):

Источник: Яндекс.картинки
Источник: Яндекс.картинки

Также в исторических документах есть упоминание аналогичной картины, принадлежавшей испанскому королю Филиппу II (1527-1598).

Выходит, что на момент написания портрета Магдалины данная традиция существовала уже более ста лет.

В чем причина трансформации Магдалины?

Современные специалисты по одному только изображению не могут поставить точный диагноз и найти причину гирсутизма и других изменений внешности женщины. Это может быть синдром поликистозных яичников, эндокринное заболевание, гиперплазия надпочечников, да что угодно! Единственное, в чем специалисты единодушны - это то, что ребенок на полотне никак не мог быть рождён Магдалиной, ведь к 52 годам она точно уже не могла иметь детей из-за гормональных перестроек.

Кстати, грудь женщины, судя по всему, тоже была покрыта волосами и ее либо пришлось брить для позирования, либо Рибера дал волю фантазии.

_____________________________________

Вот такая необычная история, и не менее необычная картина. На мой взгляд, сюжет интересный и здорово, что Рибера запечатлел его. Однако, очень жаль Магдалину, которая явно страдала от своей особенности. Хотелось бы верить, что художник изобразил скорбь в глазах женщины и ее мужа для большего драматизма полотна, но мне кажется, что это не так, и необычному семейству пришлось столкнуться с массой проблем из-за необычной внешности Магдалины.

А вы видели эту картину ранее? Что думаете о ней, и о моде на подобные изображения в целом? Поделитесь мыслями в комментариях ⬇️