Найти в Дзене
Свет к свету

Таланты, их поклонники, враги и завистники

Дорогие читатели! Давайте сегодня поговорим, через какие испытания приходилось проходить нашим известным деятелям искусства в разные периоды их жизни и творчества. Иногда это могло им стоить даже жизни. Ибо, как говорили мудрые, "завистники умрут, но зависть - никогда" (Мольер). 1. Случаи с Исааком Осиповичем Дунаевским Звездный час Исаака Осиповича Дунаевского пробил в 1936 году. Начиная с этой даты и далее композитор буквально купался в лучах всенародной славы. Лауреат Сталинских премий 1941-го и 1951-го годов, он был не просто так обласкан властями: в нашей стране не встречалось человека, который бы не пел, не знал и не любил его "солнечных" мелодий. Каждое советское утро с 1938 года начиналось с величавой "Песни о Родине", которую транслировало Всесоюзное радио. По Волге плавал теплоход "Исаак Дунаевский"... Для коллег-завистников это было занозой в сердце. Враги композитора ужасно обрадовались, когда "Дуню", как они называли музыканта, стали серьезно обвинять в плагиате 2-х такт
Оглавление

Дорогие читатели! Давайте сегодня поговорим, через какие испытания приходилось проходить нашим известным деятелям искусства в разные периоды их жизни и творчества. Иногда это могло им стоить даже жизни. Ибо, как говорили мудрые, "завистники умрут, но зависть - никогда" (Мольер).

1. Случаи с Исааком Осиповичем Дунаевским

Картина художника Д. Налбандяна "Торжественный прием в Кремле 24 мая 1945 года". Фото взято из открытого источника в интернете. https://донэллиот.рф/wp-content/uploads/2020/04/334.4.jpg
Картина художника Д. Налбандяна "Торжественный прием в Кремле 24 мая 1945 года". Фото взято из открытого источника в интернете. https://донэллиот.рф/wp-content/uploads/2020/04/334.4.jpg

Звездный час Исаака Осиповича Дунаевского пробил в 1936 году. Начиная с этой даты и далее композитор буквально купался в лучах всенародной славы. Лауреат Сталинских премий 1941-го и 1951-го годов, он был не просто так обласкан властями: в нашей стране не встречалось человека, который бы не пел, не знал и не любил его "солнечных" мелодий. Каждое советское утро с 1938 года начиналось с величавой "Песни о Родине", которую транслировало Всесоюзное радио. По Волге плавал теплоход "Исаак Дунаевский"... Для коллег-завистников это было занозой в сердце.

Враги композитора ужасно обрадовались, когда "Дуню", как они называли музыканта, стали серьезно обвинять в плагиате 2-х тактов мелодии одной из бразильских песен. При показе документального фильма с этой песней в кинотеатре вскочил и начал громко кричать о плагиате Дунаевского известный, но менее знаменитый композитор.

Но самую большую радость принесло завистникам известие о провале "Песни о Сталине" ("От края до края, по горным вершинам"...) Не смог Дунаевский на сей раз угодить вождю. «Песня о Сталине» никак не могла конкурировать с эпической "Песней о родине" ("Широка страна моя родная"). Завистники пришли в восторг когда Сталин впервые прослушал песню и сказал: «Товарищ Дунаевский приложил весь свой замечательный талант, чтобы эту песню о товарище Сталине никто никогда не пел». А ведь все так и вышло...

2. Случаи со скульптором Верой Мухиной

Скульптура Веры Мухиной "Рабочий и колхозница" на Всемирной выставке 1937 года в Париже, справа от Эйфелевой башни. Фото взято из открытого источника в интернете. https://i.pinimg.com/736x/7c/90/1c/7c901c50b7cb17088d9ed8b2703dfb35--paris--expositions.jpg
Скульптура Веры Мухиной "Рабочий и колхозница" на Всемирной выставке 1937 года в Париже, справа от Эйфелевой башни. Фото взято из открытого источника в интернете. https://i.pinimg.com/736x/7c/90/1c/7c901c50b7cb17088d9ed8b2703dfb35--paris--expositions.jpg

Одной из самых знаменитых скульптур в нашей стране до сих пор является работа Веры Игнатьевны Мухиной "Рабочий и колхозница". Несмотря на ее триумфальное шествие по миру, на восторженные о ней отзывы, скульптура принесла своей создательнице немало переживаний. Даже когда эта работа победила в нашей стране в конкурсе на лучшую скульптуру для Всемирной выставки 1937 г. в Париже, автору пришлось выслушивать непрофессиональные суждения, отвечать на дилетантские вопросы, в чем-то отходя от своего замысла.

Но это были только цветочки. Во время заводской фазы подготовки скульптуры для отправки в Париж на Мухину поступил донос. В нем утверждалось: складки юбки колхозницы образуют профиль врага революции Льва Троцкого! На скульптора жаловались также за срыв сроков подготовки к выставке ввиду постоянных новых доделок.

Триумф "Рабочего и колхозницы" в Париже превзошел все ожидания. Французская сторона даже хотела выкупить этот шедевр, но советское правительство не пошло на этот шаг и предприняло действия по возвращению монумента. Однако и тут Мухину ждал удар.

Демонтаж скульптуры был произведен варварским способом. Фото взято из открытого источника в интернете. https://ceditor.setka.io/clients/ ihN63X3GPpwHGoUWGJ3XfC32GauJoi5d/ post_images/UsD5fWKwPPafqkol9XFLJg.jpg
Демонтаж скульптуры был произведен варварским способом. Фото взято из открытого источника в интернете. https://ceditor.setka.io/clients/ ihN63X3GPpwHGoUWGJ3XfC32GauJoi5d/ post_images/UsD5fWKwPPafqkol9XFLJg.jpg

Прибывшая бригада рабочих понятия не имела, как демонтировать этот экспонат выставки. Создательницу шедевра на демонтаж не допустили из-за того, что в Париже она жила не вместе с советской делегацией, а гостила у своей подруги. Тогда, недолго думая, рабочие разрезали скульптуру автогеном на 44 части и отправили их на железнодорожных платформах. Увидев, что стало с ее детищем, Мухина едва не потеряла сознание. Конечно, в итоге монумент все же починили. Однако такого высокого постамента, о котором мечтала создательница, в Москве монументу не предоставили. На более же низком основании он серьезно проигрывал в динамике. Расстраиваясь, Вера Мухина говорила, что скульптура стоит словно "на пеньке". Власти соглашались с ней. Переставить монумент планировали много раз, но так и не сделали этого ни при ее жизни, ни в наше время.

3. Случаи с Дмитрием Дмитриевичем Шостаковичем

В культурной жизни нашей страны известен период, когда подвергся оскандаливанию один из величайших композиторов современности - Дмитрий Шостакович. В 1936 году в главной газете страны "Правда" была опубликована статья без какой-либо подписи под названием "Сумбур вместо музыки". В ней приводилась оценка музыки оперы "Леди Макбет Мценского уезда" молодого тогда композитора Дмитрия Шостаковича. Кем был тот, кто возомнил себя музыкальным экспертом?

Дмитрий Дмитриевич Шостакович в молодые годы. Фото взято из открытого источника в интернете. https://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2021/09/shostakovich_dd1-755x395.jpeg
Дмитрий Дмитриевич Шостакович в молодые годы. Фото взято из открытого источника в интернете. https://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2021/09/shostakovich_dd1-755x395.jpeg

Возможно, статью написали завистники по заказу официальной линии партии. Возможно, это сделал сам Сталин, который слушал эту оперу в Большом театре. Но стиль статьи ярко обнаруживал скорее обыватель- ские суждения недалекого человека, нежели профессионала-музыканта или музыкального критика. Главным обвинениям композитор подвергся за "какофонию" в музыке, подмену оперного пения "криком", нежелание учитывать запросы советского слушателя. Оперу назвали "несоветской", "мелкобуржуазной", чем и объяснили необычайный ее успех за границей.

Разумеется, оперу сразу удалили из репертуара Ленинградского малого оперного театра, а за этим была отменена и премьера 4-ой симфонии Шостаковича. В одной из газет он был назван "врагом народа", началась серьезная травля. Композитор ожидал ареста: чтобы не пугать спящих жену и дочь, он каждый вечер выходил с чемоданом на лестницу и ждал.

В годы войны с фашизмом появилась его знаменитая 7-я Ленинградская симфония, принесшая композитору мировую известность.

Трогательный снимок военных времен. Фото взято из открытого источника в интернете.https://gorbilet.com/blog/wp-content/uploads/2020/05/2-8-1024x745-2.jpg
Трогательный снимок военных времен. Фото взято из открытого источника в интернете.https://gorbilet.com/blog/wp-content/uploads/2020/05/2-8-1024x745-2.jpg

Однако в 1948 году Дмитрий Дмитриевич снова попал под прессинг в Постановлении ЦК от 10-го февраля, где музыка наиболее видных отечественных композиторов рассматривалась как "формализм и извращение, чуждые советскому народу". Этот период стоил Шостаковичу глубочайшей депрессии. Его уволили из консерватории, лишили почетных званий.

Тогда помог ему выжить только талант. "Если бы мне отрубили руки, даже тогда я бы писал музыку, держа ручку во рту", - писал музыкант.

Дорогие читатели, поделитесь своими чувствами и мыслями по поводу материалов статьи. Благодарю сердечно!