Дорогие читатели! Давайте сегодня поговорим, через какие испытания приходилось проходить нашим известным деятелям искусства в разные периоды их жизни и творчества. Иногда это могло им стоить даже жизни. Ибо, как говорили мудрые, "завистники умрут, но зависть - никогда" (Мольер).
1. Случаи с Исааком Осиповичем Дунаевским
Звездный час Исаака Осиповича Дунаевского пробил в 1936 году. Начиная с этой даты и далее композитор буквально купался в лучах всенародной славы. Лауреат Сталинских премий 1941-го и 1951-го годов, он был не просто так обласкан властями: в нашей стране не встречалось человека, который бы не пел, не знал и не любил его "солнечных" мелодий. Каждое советское утро с 1938 года начиналось с величавой "Песни о Родине", которую транслировало Всесоюзное радио. По Волге плавал теплоход "Исаак Дунаевский"... Для коллег-завистников это было занозой в сердце.
Враги композитора ужасно обрадовались, когда "Дуню", как они называли музыканта, стали серьезно обвинять в плагиате 2-х тактов мелодии одной из бразильских песен. При показе документального фильма с этой песней в кинотеатре вскочил и начал громко кричать о плагиате Дунаевского известный, но менее знаменитый композитор.
Но самую большую радость принесло завистникам известие о провале "Песни о Сталине" ("От края до края, по горным вершинам"...) Не смог Дунаевский на сей раз угодить вождю. «Песня о Сталине» никак не могла конкурировать с эпической "Песней о родине" ("Широка страна моя родная"). Завистники пришли в восторг когда Сталин впервые прослушал песню и сказал: «Товарищ Дунаевский приложил весь свой замечательный талант, чтобы эту песню о товарище Сталине никто никогда не пел». А ведь все так и вышло...
2. Случаи со скульптором Верой Мухиной
Одной из самых знаменитых скульптур в нашей стране до сих пор является работа Веры Игнатьевны Мухиной "Рабочий и колхозница". Несмотря на ее триумфальное шествие по миру, на восторженные о ней отзывы, скульптура принесла своей создательнице немало переживаний. Даже когда эта работа победила в нашей стране в конкурсе на лучшую скульптуру для Всемирной выставки 1937 г. в Париже, автору пришлось выслушивать непрофессиональные суждения, отвечать на дилетантские вопросы, в чем-то отходя от своего замысла.
Но это были только цветочки. Во время заводской фазы подготовки скульптуры для отправки в Париж на Мухину поступил донос. В нем утверждалось: складки юбки колхозницы образуют профиль врага революции Льва Троцкого! На скульптора жаловались также за срыв сроков подготовки к выставке ввиду постоянных новых доделок.
Триумф "Рабочего и колхозницы" в Париже превзошел все ожидания. Французская сторона даже хотела выкупить этот шедевр, но советское правительство не пошло на этот шаг и предприняло действия по возвращению монумента. Однако и тут Мухину ждал удар.
Прибывшая бригада рабочих понятия не имела, как демонтировать этот экспонат выставки. Создательницу шедевра на демонтаж не допустили из-за того, что в Париже она жила не вместе с советской делегацией, а гостила у своей подруги. Тогда, недолго думая, рабочие разрезали скульптуру автогеном на 44 части и отправили их на железнодорожных платформах. Увидев, что стало с ее детищем, Мухина едва не потеряла сознание. Конечно, в итоге монумент все же починили. Однако такого высокого постамента, о котором мечтала создательница, в Москве монументу не предоставили. На более же низком основании он серьезно проигрывал в динамике. Расстраиваясь, Вера Мухина говорила, что скульптура стоит словно "на пеньке". Власти соглашались с ней. Переставить монумент планировали много раз, но так и не сделали этого ни при ее жизни, ни в наше время.
3. Случаи с Дмитрием Дмитриевичем Шостаковичем
В культурной жизни нашей страны известен период, когда подвергся оскандаливанию один из величайших композиторов современности - Дмитрий Шостакович. В 1936 году в главной газете страны "Правда" была опубликована статья без какой-либо подписи под названием "Сумбур вместо музыки". В ней приводилась оценка музыки оперы "Леди Макбет Мценского уезда" молодого тогда композитора Дмитрия Шостаковича. Кем был тот, кто возомнил себя музыкальным экспертом?
Возможно, статью написали завистники по заказу официальной линии партии. Возможно, это сделал сам Сталин, который слушал эту оперу в Большом театре. Но стиль статьи ярко обнаруживал скорее обыватель- ские суждения недалекого человека, нежели профессионала-музыканта или музыкального критика. Главным обвинениям композитор подвергся за "какофонию" в музыке, подмену оперного пения "криком", нежелание учитывать запросы советского слушателя. Оперу назвали "несоветской", "мелкобуржуазной", чем и объяснили необычайный ее успех за границей.
Разумеется, оперу сразу удалили из репертуара Ленинградского малого оперного театра, а за этим была отменена и премьера 4-ой симфонии Шостаковича. В одной из газет он был назван "врагом народа", началась серьезная травля. Композитор ожидал ареста: чтобы не пугать спящих жену и дочь, он каждый вечер выходил с чемоданом на лестницу и ждал.
В годы войны с фашизмом появилась его знаменитая 7-я Ленинградская симфония, принесшая композитору мировую известность.
Однако в 1948 году Дмитрий Дмитриевич снова попал под прессинг в Постановлении ЦК от 10-го февраля, где музыка наиболее видных отечественных композиторов рассматривалась как "формализм и извращение, чуждые советскому народу". Этот период стоил Шостаковичу глубочайшей депрессии. Его уволили из консерватории, лишили почетных званий.
Тогда помог ему выжить только талант. "Если бы мне отрубили руки, даже тогда я бы писал музыку, держа ручку во рту", - писал музыкант.
Дорогие читатели, поделитесь своими чувствами и мыслями по поводу материалов статьи. Благодарю сердечно!