Уже 15 лет прошло с выхода последней книги. Но споры насчет того, стоит ли относить серию романов Джоан Роулинг к «настоящей» литературе не утихают до сих пор.
Моя подруга-филолог рассказывала, что такая литература в профессиональных кругах считается ширпотребом. А вот на факультете журналистики МГУ даже проводят лекции, посвященные разбору серии. И мне посчастливилось на одной из них побывать. Конечно, многое я уже знала до этого, будучи трепетным поклонником, но кое-что удивило. Делюсь фактами, впечатлениями и приглашаю к обсуждению в комментариях.
Создание
Общеизвестно, что в момент написания романа сама писательница пребывала в серьезной депрессии. Именно поэтому в третьей книге появляются дементоры (с лат. demens — «лишенный рассудка»). Их история довольно интересна и имеет две версии.
По одной, они были созданы Салазаром Слизерином чтобы выявлять нечистокровных волшебников. А по другой, описанной в сказках Барда Бидля, это группа могущественных волшебников, которые пришли к выводу, что вся боль и страдания заключаются в сердце, душе человека. И только избавившись от сердец, поняли, что помимо боли лишились и всех радостей. И с тех пор отбирают радость у остальных людей, чтобы восполнить свою утрату.
Конечно, и смерть матери Роулинг тоже находит отражение в романе — в постоянной нехватке родительской любви у самого Гарри. К слову, не только Гарри видит в зеркале Еиналеж своих родителей — Роулинг не раз говорила, что и Альбус Дамблдор видит в нем свою семью.
Стоит отметить и скрупулезность работы над текстом, которой всегда придерживалась писательница. Вот что она говорит в одном из интервью:
«Я часто начинаю с определения основной идеи, а затем постепенно разрабатываю остальное. Я много планирую, тщательно все исследую и поэтому знаю о своих героях куда больше, чем в конечном счете попадает в книгу. Я всегда так работала. <…> Я составляю таблицы, отмеченные разными цветами, чтобы следить за тем, где я сейчас нахожусь. Так же было с романами о Гарри Поттере».
Благодаря этому мы получаем детально прописанный «фон» повествования и очень объемных, убедительных персонажей. Чувствуется, что за сюжетом что-то стоит, что это полноправный и живущий по своим законам мир. И это очень похоже на то, как описаны миры Толкина и Льюиса.
Отсылки и аллюзии
- Самая очевидная историческая отсылка — принцип «ради общего блага», которого придерживался Геллерт Грин-де-Вальд. Понятно, что здесь речь о Гитлере, да и даты событий очень подходят — финальная дуэль с Альбусом Дамблдором состоялась в мае 1945 года.
- В основе произведения лежат два мифа — о Золушке и покровительстве ушедшей матери (как пример, сказка «Крошечка-Хаврошечка»).
- Северус очень похож на Сидни Картона («Повесть о двух городах» Ч. Диккенса).
- А смотритель Хогвартса и его кошка миссис Норрис — явно позаимствованы из «Мэнсфильд-парка» Джейн Остин.
- Ну, а знаменитая «Сказка о трех братьях» является отсылкой к «Рассказу продавца индульгенций» из «Кентерберийских рассказов» Чосера.
- Что уж говорить о том, что история несчастной любви Северуса и Лили в момент его смерти относит нас к «Божественной комедии» Данте Алигьери. К слову, оттуда же взято и название факультета Гриффиндор — griffon d’or — золотой грифон.
- Если говорить об античности, то многие заклинания заимствованы из латыни (accio — вызываю, expecto patronum — ожидаю защитника). А имена – как из латыни (Альбус — «белый», Драко — «дракон»), так и из мифологии (Минерва — римская богиня мудрости, Сивилла — пророчица).
Магия и религия
Занимательно, что с выходом романа многие представители христианства ополчились на Роулинг. Хотя ее книги очень точно описывают христианские мотивы — жертвенность Гарри и побеждение зла при помощи не магии, а любви. Или мысль о том, что зло уничтожит само себя, как было на примере с адским пламенем, в итоге убившем своего создателя, Крэбба.
По собственному выбору на 665 году скончался создатель философского камня, дарующего бессмертие — Николас Фламель, так и не дожив до «сатанинского» числа. А издательство «Росмэн» забавно обыграло эту цифру в «Ордене Феникса», попросту пропустив 666 страницу в нумерации. Я даже откопала свое издание из кладовки — и правда, пропустили!
Власть и бюрократия
Еще очень ярко и утопично показана идея власти и ее эволюции — от административно-контролирующего органа до инструмента подавления личности. Вместе с Министерством магии мы видим, как меняется и Долорес Амбридж — от обычного школьного инспектора до заместителя министра и главы комиссии по учету магловских выродков. Что, собственно, иллюстрирует нам происходящее во времена Третьего рейха.
Более того, в романе показана и вторая линия власти — журналистика. Для британцев это еще одна ветвь, которая контролирует общество при помощи манипуляций и выворачивания фактов, что мы и наглядно видим на примере Риты Скитер.
Социальные идеи
Идея смерти и победы над ней — следует красной нитью через весь роман. «И последний же враг истребится — смерть», — написано на надгробии родителей Гарри (к слову о христианстве — это слова Апостола Павла). И ответ о том, как же победить смерть дает нам Альбус Дамблдор:
«Любовь уничтожает смерть и превращает ее в пустой призрак; она же обращает жизнь из бессмыслицы в нечто осмысленное и из несчастья делает счастье».
И это является дословной цитатой из дневников Льва Толстого.
Вторая идея — выбор между правильным и простым. О том, что мало победить дракона, нужно еще уничтожить дракона внутри себя. К этому, возможно, отсылает и сам девиз Хогвартса: «Никогда не щекочи спящего дракона».
И третья мысль — идея свободы воли. Кажется, что в мире волшебников все предрешено. Начиная с того, что распределяющая шляпа выносит решение о том, на какой факультет отправится ученик. Но даже в этот момент, как и далее во всех ключевых точках сюжета, Гарри делает выбор сам.
Так могут ли при таком уровне многослойности (а это далеко не все факты и подробности) эти книги считаться просто детской сказкой?
#ГарриПоттер #отсылки #литература #интересныефакты #мнение