На фоне происходящих событий очень интересно наблюдать за реакцией заслуженных ветеранов сцены. Когда артисты, писатели, режиссёры, другие деятели культуры - массово показывают своё негативное отношение к происходящим событиям Юго-Западного федерального округа. Вплоть до прямого осуждения. И это тот момент, который обычно показывают в разрезе вопроса "гнилой интеллигенции". Но на самом деле это всё происходит гораздо сложнее. Эти моменты как раз стоит прояснить.
Общий вопрос о культуре.
В беседах о сфере культуры любят представлять это всё как однородную массу, в которой высказывания нескольких деятелей приравниваются к высказываниям всех остальных. То есть выскажется 100 человек заслуженных деятелей, подпишут письмо, и всё, можно говорить что это массовая точка зрения. По весне как раз было написано (и подписано) несколько таких больших писем, со списками подписантов.
Кто-то из них заранее уехал, сотрясая воздух и страницы соцсетей с безопасного расстояния. Кто-то уехал временно, "в отпуск". Кто-то доиграл сезон, после чего заявил и уехал. Но этих уехавших полностью объединяет основной момент - это всё мейнстримные деятели. Которые постоянно привлекались к различным проектам с госфинансированием на протяжении долгого времени. Ни для наверное не секрет - но "полностью частной культурной деятельностью" могут у нас заниматься только относительно малые коллективы или солисты. Например музыкальные группы, которые добились определённой известности в последние 30 лет, и катаются с гастролями.
Небольшой исторический экскурс.
И тут стоит начать с того, что такое "сфера культуры" в РФ, и можно ли говорить про стандартные понятия "богемы", которая "как цыгане, и внимания на них обращать не надо". То есть - как это всё сформировалось.
Почему я не говорю про известных советских музыкантов? Потому что полностью частной музыкальной деятельностью в советское время заниматься было проблематично. Те же рок-клубы были под крылом других организаций. Самостоятельно найти оборудование для репетиций и концертов, помещение для репетиций и прочее - это или работа в кафе\ресторане, или в филармонии. К которой прилагалось в обязательном порядке обучение в соответствующих учебных заведениях, и не на уровне музыкальной школы, а как минимум музыкальное училище.
Вообще в рамках существования "ресторанных музыкантов" надо понимать вопрос того, что это была работа на ставку в штате, просто так "кто-то с улицы" работать не мог. Плюс вопрос разрядов и категорий. С прямой зависимостью - лучше образование - выше разряд\категория.
То есть существовала (и продолжает существовать) огромная система специальных учебных заведений, где получают профессиональное образование в рамках определённой профессии. Если кто-то думает, что это само собой разумеющееся дело, то Вы глубоко заблуждаетесь. Массовые учебные заведения для тех же "технарей или гуманитариев" есть практически везде в мире, для выпуска в товарных количествах. А вот получение музыкального образования, хотя бы в рамках музыкальной школы, это в тех же штатах уже проблема. Потому что их массово просто нет. Потому что научиться "играть на гитаре или петь" можно и "самому", а "рассчитывать сложные металлоконструкции" просто так самому научиться нельзя.
Есть отдельные учебные заведения, но в основном везде вопрос в частных занятиях у конкретных преподавателей. Частные уроки. Полностью. То есть например стандартная схема занятий какая? Если кто-то водит детей в школу, то должен быть в курсе. В неделю два занятия по специальности + история музыки + сольфеджио + хор\оркестр. То есть 4-6 часов в неделю. Может несколько отличаться. При этом для достижения заметных результатов надо ребёнка водить на занятия по специальности 4-5 раз в неделю. Если Вы видели как выступают маленькие "гении", которые в 4-5 лет играют большие произведения, то надо понимать, что занимаются с педагогом они практически каждый день. Как аналоги такого у нас есть "спецшколы при консерваториях", где дети могут жить в школе-интернате.
А теперь представьте, что такой возможности просто так нет, и за каждое занятие по отдельности надо платить. И актёрских училищ нет. Есть "отдельные курсы". А в СССР вся сферы культуры - это были профессионалы с дипломами.
И вот тут стоит вернуться к вопросу "советских групп", где вполне успешно занимались музыкой на профессиональном уровне, с гастролями по всей стране "инженеры". Тот же Макаревич. Официально учился на архитектора, был отчислен, но потом ещё работал в Государственном институте проектирования театров!!! и параллельно поступил и закончил вечернее отделение МАРХИ. Можно подумать про "гений гениален везде", но весь вопрос в папе, который преподавал в МАРХИ, и успешно работал как архитектор.
Мейнстрим и Богема.
То есть можно говорить о том, что просто так "богема" из тех, кто более-менее "сам" научился играть и петь в РФ, смогли сформироваться только в последние лет 10-15. Особенно после того, как стало возможно самостоятельное лицензирование своей музыки (или роликов на ютубе\тиктоке) и её монетизация. В СССР "богемы" самой по себе не было. Все исполнители в том или ином виде были встроены в общие государственные структуры.
На этом фоне должно было случиться фрагментирование сферы культуры - на официальный мейнстрим и андеграундную богему. Но из-за того, что сфера культуры и тв у нас находится на постоянной капельнице госфинансирования, о чём тут как раз есть статья, вместо живой и постоянно изменяющейся жизни, мы получили сферу культуры живых трупов.
То есть процесс создания новой культурной жизни (после полностью государственной культурной сферы в СССР) несколько завис. И при этом те, кто собирался участвовать в этом обновлении, как раз и застыли в положении затычки. Собрали на себя максимальное количество медийных связей, после чего начали из себя строить некую "культурную богему". Кроме этого постоянно "мучаясь" от того, что живут и занимаются не там где хочется, и не тем чем хочется. В постоянном ожидании "новой жизни".
Столкновение с реальностью.
Тем не менее, такая ситуация не могла продолжаться бесконечно. Деятели культуры, которые замерли в окаменелом состоянии, неожиданно обнаружили, что вокруг поменялись геологические эпохи. И на самом деле можно начать "ту самую новую жизнь", которую они так ждали. Можно покинуть зону комфорта, уехать на историческую родину.
Но окружающая действительность отреагировала на это очень интересно. Те самые медийные связи, которые были кропотливо собраны за столько лет, оказались мало на что влияющими в новых условиях. И отрезав их - эти деятели элементарно выпали из культурной жизни. Хотя казалось бы, они являлись камнями оснований, на которых эта "культурная жизнь" строится. Парадокс.
Но парадокс исключительно для тех, кто в этом плане строил виртуальные построения. В реальности вся эта уехавшая группа "культурных деятелей" давно выпала из культурной жизни, исполняя уже давно неактуальные произведения. Пытаясь прикрываться некоторым "богемным" налётом. Но при этом работая исключительно в сфере "мейнстрима".
Таким образом, под натиском реальности мы наблюдаем интересный эксперимент. Происходит сепарация тех культурных деятелей, которые откровенно мучались столько лет. Ведь работая в этой сфере - надо в первую очередь любить свою аудиторию, делать что-то новое, интересное. А здесь мы видим отъезд даже тех деятелей, которые занимались вопросами благотворительных фондов напрямую. Были их лицами и официально возглавляли. В принципе - вещь показательная. Но реальность всё ставит на свои места.
Если статья стоит того - поставьте лайк и подпишитесь. Если хочется обсудить - добро пожаловать в комментарии.