Найти в Дзене

Многоцелевой истребитель А-50 «Голден Игл»

Работа над первым в Южной Корее сверхзвуковым многоцелевым истребителем началась в 1992 г. Фирма «Самсунг Аэроспейс Индастриз», с привлечением американской фирмы «Локхид», начала прорабатывать облик нового самолета, получившего обозначение КТХ II. Машина должна была выполнять задачи учебно-тренировочного, учебно-боевого, а также легкого истребителя-бомбардировщика. Такая разработка (первою реактивного самолета военною назначе­ния) была вообще первой в стране. Первоначально самолет задумывался как двухкилевой, но затем, по рекомендации специа­листов фирмы «Локхид», было решено перейти к однокилевому оперению. Работа длилась до вольно долго, но все же в 1995 г. был построен полномасштабный макет самолета. Из-за фи­нансовых трудностей работа была приостановлена. Возобновилась она после заключения меж­правительственных соглашений с США 3 июля 1997 г. Фирма «Самсунг», в соответствии с правительственным контрактом, должна была построить два планера для статических испытаний и четыре летных п
Картинка из свободных источников.
Картинка из свободных источников.

Работа над первым в Южной Корее сверхзвуковым многоцелевым истребителем началась в 1992 г. Фирма «Самсунг Аэроспейс Индастриз», с привлечением американской фирмы «Локхид», начала прорабатывать облик нового самолета, получившего обозначение КТХ II. Машина должна была выполнять задачи учебно-тренировочного, учебно-боевого, а также легкого истребителя-бомбардировщика. Такая разработка (первою реактивного самолета военною назначе­ния) была вообще первой в стране.

Первоначально самолет задумывался как двухкилевой, но затем, по рекомендации специа­листов фирмы «Локхид», было решено перейти к однокилевому оперению. Работа длилась до вольно долго, но все же в 1995 г. был построен полномасштабный макет самолета. Из-за фи­нансовых трудностей работа была приостановлена. Возобновилась она после заключения меж­правительственных соглашений с США 3 июля 1997 г. Фирма «Самсунг», в соответствии с правительственным контрактом, должна была построить два планера для статических испытаний и четыре летных прототипа самолета. 13 1998 г. для более успешной реализации программы самолета КТХ-И, по инициативе правительства Южной Кореи, был образован консорциум KAI (куда вошли четыре фирмы). Львиную долю финансирования взяло на себя правительство Юж­ной Кореи (70%), КА1 — 17% и американской фирмы «Локхид» — 13%. Американская сторона передала корейцам ряд передовых авиастроительных технологий, а также командировала часть своего персонала.

Предварительная оценка проекта самолета была проведена в июне, а окончательная конфи­гурация утверждена в августе 1999 г. После этого началась интенсивная разработка рабочих чер­тежей. Были проведены продувки моделей в аэродинамических трубах, объемом 4200 часов. Приблизительно через год эскизное проектирование было закончено, и в августе 2000 г. было закончено и рабочее проектирование опытного самолета. При разработке проекта широко ис­пользовались компьютерные методы проектирования. Это позволило сократить почти наполо­вину количество ошибок, выявленных в производстве при постройке первого самолета. После проведения всех этих работ было принято решение о постройке опытного образца самолета.

Машина получила название «Голден Игл», а истребительный вариант был переименован в А-50, учебно-тренировочный — в Т-50А. Для участия в постройке самолета Южная Корея за­ключила ряд контрактов с зарубежными фирмами на поставку отдельных систем и оборудова­ния. R работе задействовано отделение фирмы «Локхид», находящееся в Форт Уэрт, оно ответ­ственно за БРЭО, ЭДСУ и системы управления огнем. Новый самолет, а также большинство элементов будет производиться в Южной Корее, окончательная сборка — на авиазаводе в г. Сашон. Двигатель будет собираться на фирме «Самсунг» по американской лицензии. Сборка пер­вого опытного самолета началась в январе 2001 г., на три месяца раньше планируемого срока.

28 сентября 2001 г. была проведена официальная презентация самолета Т-50 «Голден Игл». Это было широко освещено в Южной Корее, свидетельствуя о серьезных намерениях этой стра­ны стать одной из лидирующих в области авиации. Страна открыто заявила о стремлении войти в состав десяти наиболее развитых авиакосмических стран мира к 2010 г. Первый полет опытно­го самолета состоялся с авиабазы ВВС 20 августа 2002 г. Полег, продолжительностью 39 минут, прошел без замечаний. Шасси в этом полете не убиралось. Затем к испытаниям присоединился второй прототип самолета (первый полет — 8 ноября 2002 г.). Программу летных испытаний са­молета планировалось завершить к середине 2005 г., хотя его серийное производство началось в 2003 г. В октябре 2001 г. был построен планер для статических испытаний, которые должны проводиться по методике, принятой в США. 22 июля 2002 г. начались испытания на усталост­ную прочность самолета. Эти испытания должны подтвердить заданный расчетный ресурс пла­нера самолета, равный 8334 ч. Усталостные испытания должны показать правильность компью­терной расчетной модели планера.

По своему внешнему виду самолет напоминает уменьшенную модель американского истре­бителя Г-16. Существенное отличие только в боковых воздухозаборниках. Самолет Т-50, имею­щий схему фюзеляжа, аналогичную схеме F-16, унаследовал и недостаток последнего: F-16 не может выполнять вынужденную посадку с невыпущенными стойками шасси, он имеет тенден­цию к переворачиванию через крыло.

«Голден Игл» представляет собой моноплан со среднерасположенным трапециевидным крылом, цельноповоротным горизонтальным и однокилевым вертикальным оперением. Само­лет скомпонован по принципу уменьшенной статической устойчивости, управление осуществляется цифровой электродистанционной системой с тройным резервированием. Пилотирова­ние летчик осуществляет боковой малоходовой ручкой управления. В кабине летчика установ­лены два многофункциональных цветных 127-мм дисплея, имеется индикация на лобовом стекле. Бортовая многофункциональная импульсно-доплеровская РЛС обеспечивает примене­ние оружия как по воздушным, так и по наземным целям.