В данной статье я расскажу вам про памятник архитектуры который является мемориалом Царю-Освободителю — увековечивший память о мученической кончине императора Александра второго. Храм Воскресения Христова, он же Спас на Крови....
Александр Второй был реформатором, и провел в стране масштабные преобразования, главным из которых стала отмена крепостного права. Многие его почитали и уважали за его вклад в улучшение жизни страны, но не всем это нравилось и на жизнь императора было совершено множество покушений, часть из которых подготовила террористическая организация «Народная воля».
ТРАГИЧЕСКОЕ СОБЫТИЕ
1 марта 1881 года во время проезда кортежа по набережной Екатерининского канала террорист Рысаков бросил бомбу, завернутую в платок, прямо под карету императора. Взрывом была повреждена задняя стенка кареты, но Александр Второй не пострадал. Террорист пытался скрыться, но был схвачен.
Государю предложили немедленно вернуться во дворец, но он пожелал осмотреть место взрыва и взглянуть на преступника. После, когда Александр Второй возвращался к своему экипажу, раздался второй взрыв. Второй террорист Гриневицкий бросил бомбу прямо под ноги царю... Истекающего кровью императора положили в сани и отвезли в Зимний дворец. Через 1.5 часа в 15 : 35 государь скончался...
Увековечить память
Этим же вечером место трагедии было огорожено деревянным забором и был поставлен часовой.
На следующий день состоялось чрезвычайное заседание Городской Думы. Депутаты обратились к Александру Третьему с просьбой увековечить память погибшего царя и установить на месте трагедии памятник или часовню. Император, одобрив идею и пожелал возвести на этом месте храм.
До начала строительства храма было решено поставить здесь временную часовню. Проект часовни был подготовлен за два дня молодым архитектором Леонтием Бенуа,
17 апреля 1881 часовню торжественно освятил митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский Исидор. Ежедневно в часовне проходили панихиды по Александру Второму
Конструкция часовни предусматривала возможность перемещения, и когда участок стали готовить под застройку, ее перенесли на Конюшенную площадь. Там часовня простояла 9 лет.
Далее был объявлен конкурс на проект Храма. Александр Третий желал, чтобы храм был построен по мотивам Московского и Ярославского зодчества конца шестнадцатого начала семнадцатого века, а памятное место осталось внутри собора.
Предпочтение было отдано работе, представленной архитектором Альфредом Александровичем Парландом, в соавторстве с настоятелем архимандритом Игнатием. Проект был принят с условием дальнейшей доработки.
В 1883 году в конце марта императором был одобрен состав Комиссии по строительству собора, возглавил которую великий князь Владимир Александрович. На первом заседании Комиссии будущий храм решено было именовать во имя Светлого Воскресения Христова.
Перед стартом строительства часть чугунной решетки канала, гранитные плиты и часть булыжной мостовой, обагренной кровью Александра Второго, были сняты, и уложены в ящики, затем перенесены на хранение как реликвии в часовню на Конюшенной площади.
СТАРТ СТРОИТЕЛЬСТВА
6 октября 1883 года состоялась Торжественная закладка храма. Особенно сложно было готовить подземную часть сооружения из-за близости Екатерининского канала (в настоящее время – он называется канал Грибоедова).
Для защиты фундамента по периметру будущего здания в несколько рядов забили деревянные сваи. Для гидроизоляции пространство между рядами утрамбовали кембрийской глиной. Глиняный замок надежно защищал котлован при строительстве, а затем и подземную часть храма от подтопления.
Столь массивное здание возводилось на сплошном бутобетонном фундаменте, гарантирующем прочность и надежность сооружения.
В создании каменного убранства храма принимали участие государственные и частные фабрики, а также мастерские России и Италии.
В 1897 году в июле состоялось торжественное поднятие креста высотой около 4,5 метра на центральную главу.
В 1899 году на колокольне храма были установлены колокола. А главный колокол храма Воскресения Христова весил 1100 пудов. Это примерно 18 тонн.
В 1900 году здание постепенно стало освобождаться от лесов. На фасадах засверкали разноцветные изразцы, созданные в мастерской Харламова; там же была создана цветная глазурованная черепица которую использовали для апсид, центрального шатра, а также и для других шатров и скатов крылец.
С 1905 - 1907 года мастерская костромского ювелира Савельева по рисункам Смукровича выполнили входные двери, с медной облицовкой, инкрустированной серебряным орнаментом. Двери были оформлены иконами с изображением святых.
В 1907 году Собор освятили — митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний в присутствии императорской четы. В тот день в храм проходили только по специальным пропускам, подписанным министром Петром Столыпиным. В общей сложности собор возводился двадцать четыре года....
НЕМНОГО ЗАСТРОНИМ ТЕХНОЛОГИИ СТРОИТЕЛЬСТВА
Архитектор Парланд при создании храма Воскресения Христова применил передовые технологии своего времени. Для собора была выполнена система молниезащиты, а громоотводами служили кресты центральной главы и колокольни. Так же в здании была устроена оригинальная система воздушного отопления. Освящение храма было электрическим, а в дни праздничных богослужений в соборе зажигали все электролампы — а их было 1689.
О архитектуре
Храм Воскресения Христова – является один из самых удивительных памятников архитектуры Санкт-Петербурга конца 19 — начала 20 века. Его живописная композиция активно включается в городскую панораму и притягивает к себе особое внимание.
Творчески переработав приемы русского церковного зодчества 17 века, архитектор создает собирательный образ русского православного храма, используя технические достижения своего времени.
Храм отличают обилие деталей, щедрая палитра отделочных материалов, яркая пестрота колорита. А в декоре здания – разнообразный отделочный материал: кирпич, мрамор, гранит, эмали, позолоченная медь и мозаика.
В западной части храма находится колокольня выдвигающаяся в русло канала. Она возведена над местом смертельного ранения императора.
Ее центральную часть оформляет мозаичное собрание из ста тридцати четырех геральдических изображений, получивших название гербов. Они представляют российские губернии, области, города, жители которых внесли пожертвования на строительство храма.
В основании колокольни – рельефный мраморный крест с мозаичным распятием Спасителя – аллегория жертвенного подвига царя-мученика.
В целом исключительную роль в создании художественного образа храма-памятника играет мозаичное убранство, являющееся одним из крупнейших собраний монументальной мозаики Европы. Общая площадь мозаичной коллекции превышает Семь тысяч квадратных метров!
Создание наружного мозаичного убранства и подавляющего большинства мозаик в интерьере было поручено мастерской Фролова.
С 1896 - по 1907 год Мастера выполнили свыше 600 икон и мозаичных композиций, декорирующих фасады и интерьер. Эскизы к мозаикам создавали тридцать два художника.
Среди них известные живописцы Виктор Васнецов, Михаил Нестеров, Андрей Рябушкин, Василий Беляев, Николай Харламов.
Фасады собора украшают свыше Ста шестидесяти мозаичных композиций, икон и вставок, привлекающих разнообразием цветовых сочетаний. В многочисленных кокошниках представлены образы русских святых.
На фронтоне северного фасада изображено сакральное событие «Воскресение Христово», отвечающее названию храма-памятника, На фоне мерцающего золотого проема гробницы предстает образ воскресшего Спасителя с высоко поднятым крестом – знамением торжества жизни над смертью. Символично и виднеющееся вдали предрассветное небо, закрытое грозовыми тучами, но уже с обозначенной полоской зари – знаком всепобеждающей веры...
О внутреннем убранстве здания.
Каменный пол храма представляет собой мозаичный «ковер», созданный из красочных сортов итальянского мрамора в Генуэзской фирме «Нови». Более десятка видов камня различных расцветок превратились в сорок пять узоров, покрывающих поверхность пола площадью более шестьсот квадратных метров.
Там же, в фирме «Нови», из итальянского мрамора нежных пастельных оттенков был выполнен иконостас. Это один из важнейших элементов убранства храма.
Итальянские мастера работали по эскизам Парланда. Изящная резьба по камню в иконостасе выполнена безупречно и создает полное впечатление резьбы по дереву.
Доминантой отделки внутренней части храма является мозаичного оформления алтаря – величественный образ Иисуса Христа, представленный в композиции «Христос во славе». Данная мозаика является одной из самых значительных мозаик храма, как по содержанию, так и по исполнению.
Спаситель предстает во всей полноте своей Славы, как Властитель, олицетворяющий единство мира горнего и земного.
Агент по недвижимости Иван Пименов
WhatsApp +7(985)504-16-69
VK - https://vk.com/nedvizhimost_obzor
ЮТУБ - https://www.youtube.com/channel/UC2_PIbnmbgRy0PlhQnigzZA
Одноклассники - https://ok.ru/group/58717910663178
Яндекс Дзен - https://dzen.ru/id/6326fc460ed4f941eee42e25
#Спас на крови #история петербурга #Александр 2 #Иван Пименов #недвижимость