Васька спустился с крыльца и понуро поплёлся в школу. Мать смотрела ему вслед и качала головой.
- Ох, сыночек, трудно придется тебе в этой жизни.
* * * * *
Она родила Васю поздно, когда думала, что уже не судьба ей стать матерью. Они с Петром много лет прожили без детей. Она ездила к врачам, но те только руками разводили: ничего здесь не поделать. Полина всё опасалась, что муж однажды бросит её и уйдёт к той, что способна обеспечить ему продолжение рода. Но Пётр, вопреки перешёптываниям и пересудам соседок, ни разу не упрекнул жену.
Жили они спокойно и по-своему счастливо, без скандалов и ссор, как во многих семьях. Полина работала на ферме, Пётр - механиком, обслуживал и ремонтировал сельскохозяйственную технику, а в свободное время плотничал и резал по дереву. Руки у её мужа золотые. Всё в доме было на своих местах, подогнано и прилажено. А ещё, что раздражало и вызывало в селе недоумение, Пётр практически не пил. Разве что в праздники пригубят с Полиной по стопочке домашней настойки, а пьяным его никто никогда не видел. Вызывало это и злость и тайную зависть. Кое-кто из соседей за глаза называл Петра слабаком.
Умер Пётр внезапно. Окунулся в прорубь на Крещение, а вылезти не смог. Его большое, разом обмякшее тело вытащили мужики.
- Тромб оторвался у вашего мужа. - Объяснил после Полине врач. - Увы, но такое часто бывает.
Она словно окаменела. Почти не помнила, как прошли похороны и поминки, делала всё механически, не проронив ни единой слезинки.
- Ты поплачь, Поленька. - Уговаривали старухи. - Нельзя в себе держать. Так и умом недолго тронуться.
На работе в положение вошли. Дали отпуск. Полина лежала, глядя в темноту сухими глазами, и не могла понять, как жить ей дальше. Утром вставала, кормила кур и уток, безразлично смотрела на занесённый снегом двор и снова возвращалась в дом. Бесцельно бродила по нему, гладя рукой предметы, которые когда-то сделал Петя: резную раму вокруг большого зеркала, крепкий дубовый стол, изящную деревянную шкатулку - последний подарок к Новому году. Снова ложилась. Её тошнило от голода и слабости, но Полина словно не обращала на это внимания. Кусок в горло не шёл, одна мысль о еде вызывала рвотный спазм.
Она упала однажды утром во дворе. Увидевшая это соседка всплеснула руками и бросилась вызывать скорую.
- Что же вы, голубушка, довели себя до такого состояния. - Ругал её врач в больнице. - Разве можно. Все мы кого-то теряем, но это не повод хоронить себя заживо. И не только себя. Вам обязательно есть надо в вашем положении. Есть за двоих. Вы же так ребёнка угробить могли.
Полина сначала не поняла, что он сказал. Разлепила пересохшие губы.
- Какого ребёнка?
- Вашего. Вы не знали что ли? Срок-то уже почти три месяца.
Как же так? Ошибся врач. Быть такого не может. Столько лет прошло в бесплодных её попытках стать матерью.
- В каком веке живём, голубушка? - Продолжал доктор. - Не в каменном же. Женщина должна знать, что...
Голос его словно пробивался сквозь густую вату. Ребёнок? Она беременна? Почти три месяца... А Петя так и не узнал.
Слёзы полились неожиданно, вырвались вместе с горестным животным криком. В изумлении замолчал врач, испуганно замерли соседки по палате, прибежала медсестра. Вокруг Полины суетились какие-то люди, а она всё никак не могла успокоиться.
- Ей это надо сейчас. Главное, чтобы малышу не повредило.
Малышу... Полина погрузилась в сон или забытье, а когда очнулась, не понимала: померещилось ли ей, бред ли.
- Успокоились?
- Доктор, вы сказали ребёнок. Но я не могу иметь детей.
- Выходит, можете. Возраст у вас, голубушка, критический. Вы, уж, постарайтесь обойтись дальше без таких эмоциональных всплесков. И на сохранении полежать советовал бы.
- Нет, доктор. Мы лучше домой.
Дома она подошла к большому зеркалу в резной раме, погладила свой, пока почти не изменившийся живот.
- Вот, Петя, и у нас дитя будет. Спасибо тебе за него. Обещаю, что сберегу.
* * * * *
Вася родился в срок. Слабенький от рождения, он начал развиваться неожиданно быстро, и вскоре превратился в спокойного крепыша. Крупный, в отца, он и характером удался ему под стать.
Не слишком разговорчивый, тихий мальчик часами мог мастерить что-то из палочек и дощечек. Любимой Васиной игрушкой стал отцовский ящик с инструментами.
Соседки, что до его рождения, языки стёрли, гадая, от кого Полина ждёт ребёнка, притихли. Не верившие в то, что не родившая от мужа за столько-то лет женщина, вдруг оказалась беременной, они замолкли, видя, как неуклюже, но старательно маленький Вася прибивает оторванную доску забора и улыбается добродушной отцовской улыбкой.
А ещё мальчик любил животных. Никогда не было у Полины и Петра никого, кроме домашней птицы, да козы, которая потом пала от неизвестной болезни. Но маленький Вася однажды принёс в дом кошку.
- Мама, посмотри, какая она красивая. Давай оставим её себе.
Никакой особой красоты в уличной кошке Полина не видела, но запрещать не стала. Пусть. Вася всё один, да один. С деревенскими ребятами не бегает, не берут они мальчика в свои игры, шпыняют, да подначивают. А сын, даром, что крупный, отпор дать не умеет. Встанет, когда толкнут, отряхнётся и уйдёт в сторону.
- Вася, не позволяй ты себя обижать. Вон, кулаки у тебя какие. Дай разок в нос, чтоб юшка потекла, сразу отстанут. - Увещевала она сына.
- Не буду. - Отвечал Вася, и торопился уйти от неприятного разговора.
Вот оно, когда отца нет. Некому научить, на правильный путь наставить.
- Не знаю я, Петя, как быть. - Жаловалась она, приходя на могилу мужа. - Безответным Васятка наш растёт, каждый его обидеть может.
Кошку Полина разрешила. Мурка по пятам ходила за мальчиком, а Вася и спал с ней, и на рыбалку ходил. Только нежданно разродилась Мурка двумя котятами. Полина втихаря утопить хотела, но мальчик увидел, грудью закрыл слепые комочки. Как ни убеждала его мать, твердил одно.
- Не дам!
Махнула рукой, что уж, пусть живут. А Вася домик мастерит для кошачьего семейства и улыбается, глядя, как сопят у Мурки под боком котята: рыжий и серый.
"Куда девать их, когда вырастут". - Думала Полина. - "Ну, как котиться начнут без остановки".
- Кошку, Полина, как детей своих выкормит, отвези в город, на стерилизацию. - Сказал ей ветеринар с фермы, осмотрев котят. - А то и будет так, как говоришь. А эти оба коты. Может, и возьмёт кто в деревне.
- Кому они нужны. - Огорчилась Полина. - Поди в каждом дворе такого добра навалом.
- А дом-то знатный у них. - Похвалил ветеринар, с любопытством глядя на Васю. - Сам делал?
Мальчик кивнул.
- Ох и рукастый ты, Василий Петрович, весь в отца. - Мужчина погладил мальчика по голове.
Вася только улыбнулся.
* * * * *
Котята подросли. Мурку, как и велел ветеринар, Полина свозила в город. Вася, увидев свою любимицу всю перевязанную, распереживался и сам ухаживал за кошкой, старательно обрабатывая шов, как велели в клинике, и следил, чтобы Мурка не снимала с себя повязку, которая очень ей не нравилась. Глядя, как сын возится с кошкой, Полина мечтала, что вырастет Вася, глядишь, станет ветеринаром, а то и врачом.
Хотя, вряд ли. Там знания большие требуются, учёба хорошая, а Васятка, что уж греха таить, к учению не сильно способный. Учится слабо, бывает и "двойки" случаются. Полина этим Васю не попрекала. Ни она, ни Пётр звёзд с неба не хватали, и в институтах не учились. И что? Если все юристами, да врачами станут, кто на земле работать будет. Ни на неё, ни на Петю на работе никогда никто не жаловался. Хвалили, и премию давали. И Вася своё место в жизни найдёт, придёт срок.
Однажды мальчик играл с котятами во дворе.
- Ух ты, какой рыжий! Прямо как наш боцман.
Молодой человек из-за ограды смотрел на малышей.
- Здорово, хозяева!
- Здравствуйте. - Поздоровался Вася.
- Здравствуйте. - Вышедшая на крыльцо Полина вытерла руки фартуком. - Вы чей же будете?
- Роман я, Анны Викторовны Савельевой внук.- Представился парень. - Приехал к бабушке в гости. Ну, и по хозяйству помочь, дом подправить надо.
- Не припомню вас что-то.
- Да я совсем маленьким, меньше мальчика вашего, последний раз сюда приезжал. А больше и не был. Вот в отпуске заскочил. А что, хозяйка, котёнка рыжего не отдадите? У бабушки кот старый со двора ушел, давно уже, помирать видно. А она всё не успокоится. Привыкла, что кот в доме.
- Это вы у Васи спрашивайте, его хозяйство. - Полина кивнула на сына.
- Ну что, Вася, отдашь мне одного котёнка? - Спросил парень теперь уже у Васи.
- А вы обижать его не будете?
- Не буду. Я кошек люблю. А бабушка моя и того больше.
- Тогда берите. - Решил Вася. - А то мама ругается, что их много.
Полина улыбнулась. Не ругается она. Ворчит, конечно, но со двора не гонит. Однако, и вправду, лучше будет, если у котёнка новый дом появится.
- А как вы назовёте его? - Вася взял рыжего котёнка на руки.
- А назовём мы его Боцман. У нас на корабле есть такой человек. Очень этот рыжик на него смахивает. Особенно усами.
- А вы моряк?
- Служу на флоте. Ты вот что, Вася, приходи к бабушке Анне в гости. Посмотришь, как котёнок устроится, а я тебе про службу расскажу. Хочешь?
- Хочу. - Вася протянул Роману котёнка. - Он на мягком спать любит. Вы ему тряпочку какую-нибудь сверните, а то, хотите, лежанку сделаю. Я умею.
Так Вася подружился с Романом. До конца его отпуска бегал в дом к Савельевым, помогал мужчине с ремонтом. И очень скучал, когда тот уехал...
Продолжение следует... часть 2
(Если сегодня ссылка не активна, то следующая часть будет опубликована завтра. Спасибо за понимание!)
--------------------------------------------------------------------------------------
Внимание! Все текстовые материалы канала Йошкин Дом являются собственностью канала и объектами авторского права. Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование материалов данного канала без предварительного согласия правообладателя. Цитирование разрешено только при указании гиперссылки на канал Йошкин Дом https://zen.yandex.ru/id/5f8f427d77454e74d3aae539 Коммерческое использование запрещено.