Психологи утверждают, что свои возможности и собственные качества личности ребенок начинает более или менее осознавать примерно с полутора лет. Первостепенную роль в развитии этих навыков играют личностные влияния родителей, которые будут видны по мере взросления ребенка и максимально проявятся во внешнем поведении уже спустя десяток и более лет.
Однако, еще до рождения в мозг ребенка поступает информация, которая в дальнейшем станет основой для формирования самооценки и подкрепится установками и поведением родителей. Этот период французский клинический психолог Марк Фреше назвал как фаза программирования. Фаза программирования - период, который начинается за 9 месяцев до зачатия и включает в себя: зачатие, девять месяцев беременности, роды, первый год жизни. В период этой фазы действует закон, который сформулировал М. Фреше. Звучит он следующим образом: «В течение фазы программирования все неразрешённые эмоциональные конфликты между родителями (как относящиеся к ребёнку, так и не имеющие прямого к нему отношения), мозгом ребёнка записываются как его собственные конфликты и становятся его биологическими программами в жизни». Таким образом, ребенок бессознательно «загружается» биологическими программами, нерешенных конфликтов (внутренних и внешних противоречий) родителей.
Поэтому можно говорить о том, что значимость ребенка начинает формироваться еще задолго до его рождения. И влиять на его самоценность будут обстоятельства зачатия, как проходила беременность, какие конфликты проявлялись у родителей, как проходил процесс родов, приняла ли ребенка семья, как равноправного члена.
Период до зачатия характеризуется наполнением смыслов появление ребенка, зачем ребенок должен появится на свет. Чтобы понять эту идею, достаточно принять вселенский закон, что «Все есть Мысль», т.е., в основе появления любого материального предмета сначала лежит идея его создания. Так и мысли будущих родителей, та энергия любви, которая существует между ними, порождает новую жизнь. В любви, желании, ожидании – это в идеале. А что, если в ненависти, отчаянии и боли? Какую программу будет нести ребенок? Как вариант - самонаказание, самобичевание, самоуничтожение.
В период зачатия важным фактором будет: был ли ребенок запланированный или зачат случайно. И в данном случае важна будет реакция его родителей: как матери, так и отца на факт будущего прибавления. Зачастую неопределенность в первые недели его жизни, породит в дальнейшем неуверенность в себе, страхе, что бросят (особенно, если были мысли о прерывании беременности), тревожности по поводу будущего.
Этап вынашивания будет формировать ощущение безопасности у ребенка, которое в дальнейшем проявится в свободе выражения и реализации себя. Так страх матери потерять ребенка будет отгружаться в его биологический компьютер, который возможно будет проявляться в повышенной тревожности, различных фобиях и гнетущих переживаниях о будем.
Хочу отметить, что эмоциональное состояние матери способно как усилить, так и нивелировать конфликт!
Роды – важный этап формирования навыка приспособления к окружающей среде у ребенка. Процесс родов запускается результате сложного взаимодействия – совместное влияние системы желез ребенка, плаценты и матки. Если роды начинают стимулировать медикаментозными препаратами, например, в связи со слабостью родовой деятельности, то часто такие дети отличаются снижением уровни инициативности, у них как бы нет сил не завершать начатое. Что в дальнейшем, безусловно, влияет на формирование заниженной самооценки
Первый год жизни будет подкреплять ощущение нужности и важности у ребенка. С рождением у ребенка, как и у любого биологического вида, запускается адаптационные механизмы. Чтобы выжить, он должен подстроиться к окружающей среде, поэтому формирование самооценки будет результатом подстройки к родителям.
Таким образом, неосознанно родители формируют биологическую программу еще до рождения ребенка, и взрослея, он будет реализовывать эту программу, которая будет выражаться в предрасположенности к определенным болезням, работам, жизненным паттернам, моделям поведения, ощущении своего места в этой жизни и множеству других аспектов жизни.
Почему мозг делает это, почему передает нерешенные переживания, стрессы? Причина этого биологична - сохранить жизнь, обеспечить выживание существа и рода. Если у младенца есть чувствительность к конфликту брошенности, ненужности, человек на протяжении всей жизни будет привязчивый. Его мозг попытается сократить шансы остаться одному, потому что тогда у мамы одиночество вызвало стрессовую реакцию, связанную с невозможностью жить из-за расставания с отцом ребенка. Или, например, мама чувствовала себя непринятой, униженной, оскорбленной, тогда ребенок может быть особо чувствительный к замечаниям, критике в свой адрес.
Кроме того, родители должны понимать, что сами наглядно демонстрируют ребенку те или иные схемы реагирования и поведения. В связи с этим, хочется обратиться к родителям и спросить, а что у них с самооценкой? Насколько они сами чувствуют себя значимыми и ценными?
До 10-12 лет точно, ребенок чувствует то, что чувствуют близкие, он взаимодействует с миром чувствами родителей. Но эти годы уже не имеют эффект программирования. Это просто эмоциональный опыт, который ребенок впитывает как губка. Какой опыт вы дарите детям? Сравниваете ли вы ребенка с другими детьми? Разрешаете ли проявлять ему весь спектр эмоций? Часто ли его критикуете?
Мы, как родители не можем натренировать ребёнка быть самим собой, мы не можем его насильно «повзрослеть» — это работа природы. Но мы можем создать и поддерживать надёжную и психологически комфортную привязанность ребёнка к нам, чтобы его мозг мог насытиться близостью, расслабиться и начать развиваться.
Современные эффективные психологические методики позволяют взрослым разобраться в личных сценариях и поработать со своими негативными установками, а результатом может стать не только повышение собственной самооценки, но и формирование здоровой самоценности ребенка. Начните с себя, и вы увидите, как изменяться ваши дети!
#самооценка #самооценкародители #программированиечеловека #низкаясамооценка #формированиесамооценки