Найти тему
Антон Наумкин

Музей техники Вадима Задорожного - авиационная экспозиция

Незнакомка
Незнакомка

Авиационная экспозиция музея Вадима Задорожного не только богата уникальными экспонатами, но и замечательно оформлена.

На входе первым бросается в глаза диорама с Як-1. Этот самолет воевал в составе 20 иап Северного флота и в августе 1943 года из-за нехватки топлива совершил вынужденную посадку на озеро в Мурманской области. Летчик - младший лейтенант Демидов Егор Зосимович, будущий полковник и кавалер пяти орденов смог спастись. В 2012 году самолет был поднят и через некоторое время занял свое место в музее. Экспонат находится в максимально близком виде на момент появления из воды. В настоящее время сохранилось только два самолета этого типа: Як-1 - в музее Задорожного и Як-1Б в музее боевой славы Саратова.

Рядом находится "мастерская". Прекрасно выполненные "чернорабочие земли" ремонтируют настоящий двигатель М-17Ф от настоящего самолета Р-5, сбитого в годы Великой Отечественной войны.

Работа в мастерской "кипит".
Работа в мастерской "кипит".

Приветствует техник прекрасную девушку на велосипеде. Интересно как ее зовут? Сотрудники музея 100% дали ей имя.

Следующий экспонат - первый советский пикап ГАЗ-4.

Еще один уникальный самолет - единственный сохранившийся в нашей стране в "первозданном состоянии" Як-3 военных лет выпуска (есть еще Як-3 в Сербии, бывший Югославский и Як-3 во Франции из полка "Нормандия-Неман"). Самолет был построен в 1944 году и это второй самолет построенный на средства саратовского колхозника Ферапонта Петровича Головатого (между прочем кавалера трех георгиевских крестов за Первую мировую войну и ветерана 1-й конной армии Будённого, еще отсидевший в 1937 году 10 месяцев, пчеловод, а после войны еще и председатель колхоза и депутат Верховного совета СССР и Герой Социалистического Труда!) в 1944 году для летчика героя Советского Союза майора Ерёмина Бориса Николаевича (в последствии генерал-лейтенант). Интересно, что первый самолет, купленный Головатым для Ерёмина тоже сохранился это Як-1Б в музее боевой славы Саратова! Невероятное везение - оба самолета пчеловода не получили ни одного повреждения в ходе боев и оба сохранились в первозданном виде до нашего времени (видимо подозрение, что все бортники колдуны подтверждается).

Следующая уникальная машина - истребитель Як-9, единственный комплектный самолет этого типа, сохранившийся до наших дней. Этот самолет был предназначен для одного из талантливых летчиков-истребителей майора Клещёва Ивана Ивановича. Однако получить его он не успел, разбившись при полете в сложных метеоусловиях 31 декабря 1942 года в возрасте 24 лет. По легенде по приказу Василия Сталина эта машина была сохранена.

Следующий экспонат - "Харрикейн" MkIIB. Этот самолет был выпущен в середине лета 1941 года и в августе 1941 года в составе 151 авиакрыла RAF перелетел с борта авианосца "Аргус" на аэродром Ваенга. 30 сентября 1941 года именно этот самолет был подарен командующему ВВС Северного флота генерал-майору Кузнецову Александру Алексеевичу. Истребитель вошел в состав 78 иап СФ и почти через год, 2 июня 1942 года был подбит в воздушном бою. Летчик лейтенант Марков Павел Иванович (погиб 16 января 1943 года) смог посадить "Харрикейн" на лед небольшого озера в районе Мурманска, но спасти самолет не удалось - он затонул на 18-и метровой глубине. В октябре 2004 года истребитель был поднят и сейчас находится в музее Вадима Задорожного.

Кроме самолетов в музее есть еще несколько интересных стендов и фигур.

Авиационная экспозиция музея Вадима Задорожного меня просто поразила. Всем рекомендую!

Единственным недостатком могу назвать только недостаточное описание истории экспонатов и их поступления в музей.

Часть 1 - Музей техники Вадима Задорожного - танки уличной экспозиции