Несколько слов о двух лучших произведениях живого классика мировой литературы. А также личное мнение о его последней на данный момент книге.
***
«Остаток дня»
Стилистически это эталонно выверенное произведение. В процессе чтения не возникает сомнений, что авторство принадлежит именно главному герою, потомственному дворецкому Стивенсу, а не Исигуро. Повествование крайне тягучее и размеренное. Кому-то, я думаю, даже может показаться скучным.
То, что происходит в реальном времени – автомобильное путешествие по просторам старушки-Англии - лишь легкие декорации. Все основное "действие" (если можно применить это слово к данной истории) происходит в голове самого Стивенса. Он вспоминает, рассуждает, сбивается с одной мысли на другую, снова возвращается к первой, задает сам себе вопросы, на которые с нашего позволения очень развернуто и дотошно отвечает, затем задает вопросы уже нам, читателям, на которые снова сам ищет ответы, а потом снова возвращается к воспоминаниям... и этот поток мыслей льется, льется и льется… не сильно виляя, умиротворенно и убаюкивающе. И вот так незаметно мы становимся незримыми и немыми компаньонами образцового английского дворецкого в его уютном миниотпускном путешествии, в благодарность за что он открывает нам свою душу.
Не знаю, согласятся ли со мной читавшие «Остаток дня», но меня не покидало ощущение, что это очень похоже на Достоевского. Прямо настолько, что как будто Ф.М. воскрес, уехал в Великобританию, и решил на досуге немножечко «поразбирать» нутро англичан. Посмотрите сами:
«Я вот упомянул мистера Грэма, дворецкого-камердинера сэра Джеймса Чемберса. <дальше почти целую страницу мы читаем отступление про мистера Грэма, а затем с нового абзаца>. Однако возвратимся к нашему повествованию. Как я уже говорил, вчера мне пришлось пережить в гостиной несколько неприятных минут…»
«Но что именно представляет собой это «величие»? Где или в чем оно обретается? <дальше Стивенсом будет подробнейшим образом описана его точка зрения>»
«С вашего позволения, мне бы хотелось попытаться здесь изложить, как я понимаю это «достоинство». Полагаю, вы не станете оспаривать, что мистер Маршалл из Чарлевилл-хауса и мистер Лейн из Брайдвуда в недавние времена являли собой двух великих дворецких. <да, Стивенс, вы правы, оспаривать сего факта мы не будем, ведь мы с этими господами даже не знакомы. Достоевский тоже очень любил таким образом «поприкалываться» над читателем>»
«Позвольте сразу оговориться, что все сказанное отнюдь не распространяется на мисс Кентон. <дальше слова признательности на абзац в адрес мисс Кентон>. Впрочем, я уклоняюсь от темы. Я остановился на том, что…»
И так далее, и так далее. Поэтому маркером для принятия решения читать или не читать «Остаток дня», можно использовать ваше отношение к творчеству Достоевского. Все просто.
Мне книга скорее понравилась. Возможно, если бы я читал ее в уютной домашней обстановке, то понравилась еще больше. Пускай в ней нет сногсшибательного сюжета или будоражащей воображение загадки, но с эстетической точки зрения это от начала и до конца монументальный труд, который справедливо был отмечен Букеровской премией в 1989 году.
***
«Не отпускай меня»
Из трех представленных здесь книг Исигуро, эта - моя любимая. История, еще после просмотра фильма запавшая мне в душу. Но книга совсем другая, более строгая что ли, не переходящая в драму. Плюс, как и «Остаток дня», эстетически прекрасная. Эту историю надо именно читать. Смело могу посоветовать!
Мой отзыв с livelib (когда эмоции еще были свежие):
«Это первая моя книга Исигуро. И точно не последняя. Просто волшебный текст. То, как писатель раскидывает подсказки и намеки по страницам, играет с читателем - от этого иногда мурашки по телу пробегают. Сюжет удерживает внимание до самого конца, интерес не пропадает совсем, бросающихся в глаза "просадок" в процессе чтения я тоже не заметил. Все детали к месту, "воды" нет. Есть над чем задуматься, книга очень по-умному метафоричная. И самое интересное, что в конце книги лично я остался наедине с мыслью, что все так и должно было быть, есть же система, правила, сильных сожалений по поводу героев не было. Это все мастерство Исигуро, я думаю. У него получилось донести именно ту эмоцию, которую он и планировал. А вот после просмотра фильма мне пришлось мужественно сдерживать слезы...
PS. Если кто-то первым делом посмотрел фильм, а теперь не знает, читать или не читать первоисточник: точно лишним это не будет, так как по сюжету книга и фильм - в целом созвучные произведения, но абсолютно разные по эмоциональному окрасу»
***
«Клара и Солнце»
Как я уже написал выше, на данный момент это последнее творение Исигуро. Моих ожиданий роман совсем не оправдал. Может быть потому, что я читал его после «Не отпускай меня» и эти самые ожидания были завышены, не знаю. Не поверил в эту историю, в ее искренность. В процессе чтения не покидало ощущение какой-то едва уловимой фальши. А может просто настроение такое было. Опять же не знаю. Но в любом случае, советовать бы не стал. И не буду.