Гордиться нам есть чем. Насыщенной, но тяжёлой историей. От вершины палеолитного «агрогородка» в Юровичах до страшной ямы на Мельникайте — бездонного и ужасающего дна «исключительной европейкости». Сколько таких гиблых мест оставила последняя война и противостояние цивилизаций. А мы всегда — линия фронта. Помните, как у Короткевича — две стрелы, на которых написано рунами, «вперёд и назад». Почему выдержали? Потому что были вместе. Поэтому из любой топи поднимались на вершину исторического существования. Когда дружины из Полоцка поднимали меч победы на Грюнвальде, когда бессмертный гарнизон из Брестской крепости до последнего держал Красное знамя. Оно было первой лентой знамени Победы. Оно и сейчас реет на проспекте Победителей. Тех, кто спас Европу от своих же капканов. И, будто в зеркале, отражается квинтэссенция нашей истории, история наших побед. От Рогволода до Лукашенко. Побед, когда мы вместе.
Мы никогда не разделялись. Белорусы оставались ментально вместе. А Красная Армия 17 сентября 1939-го исправила историческую ошибку. Посмотрите на наши оборонные сооружения. Они на Западе. С зубцов Каменецкой башни, с бойниц Сынковичской церкви и стен Лидского замка наши предки с опаской, внимательно всматривались на Запад. Они смотрели в одну сторону и в смысле развития. Посмотрите на архитектурный облик наших райцентров — бывших посёлков. Да даже на сердце столицы. Колокольни храмов и костёлов будто в глаза смотрят друг другу. И мелодия с колокольни виленского барокко не мешает «звучать» базилике в стиле рококо. Наоборот, в несколько голосов разносится общая молитва за Беларусь. Не осилили наших предков поссорить и уничтожить на религиозной почве. Но не бросили разыгрывать эту карту. Сейчас через карту поляка. Очень хитрая геополитическая игра. И снова магнатам Варшавы свербит желание играть в карты — на белорусские деревни и самих белорусов. Хватает и своих, которые делят белорусов на разных.
Да, в регионах разные архитектурные традиции, говоры и диалекты. Но всё это обогащает нас — главное, что мы разговариваем на одном языке. Языке взаимопонимания. А сколько на столах у белорусов различных блюд! От каждой нации по рецепту. Вот он — рецепт общего праздника. Уютного дома для каждого. Конечно, история у нас очень неоднозначная. И до некоторого времени в Свислочи мирно и рядом сосуществовали памятник Сталину и доска на гимназии про ученика Калиновского. А в Гродно справа от костёла ресторан «Муравьёв». Исторические коллизии, но не мы их создали. И мы не должны превратить их в причины ссоры одной нации.
Я намеренно не писал про змагаров и других бесов оппозиционной «мифологии». Те, кто проснулся от обманного сна, открыл глаза — они наши, а те, кто уехал и, будто ведьмаки, готовят против страны новую бойню —чужаки. Не стоит про них.
Мы про нас. Нужно понять, что дело не в политической пестроте общества. Дело — в разности отношения к жизни. Нас не разделили по языковому вопросу, не смогли разорвать, исходя из толщины кошелька. Мы сами, правда, делимся по отношению к жизни. Одни лишнюю копеечку вкладывают в хозяйство — чтобы ограда по художественному вкусу и повсюду цветы, другие — в ботекс. Одни инвестируют в картошку на сотках, другие отдают деньги на заморские отели. Но это нормально и не страшно, потому что остаётся главное, общее для всех.
Когда мы всматриваемся в утреннее рождественское морозное небо в поисках Богдановичской звезды Венеры, когда с детской надеждой ждём магии от костра Купалы, когда из салона самой шикарной европейской модели авто с умилением вглядываемся в просторы ржаного поля. Это значит, что зерно единства даёт свои плоды. И среди трендового узора «от Гуччи» и всемирной моды на одиночество настойчиво и жизнеутверждающе выглядывают наши васильки — соцветие единой Беларуси.
Евгений Пустовой