Север... Дыхание необъятных просторов, где Время меняет стремительный бег на неспешный и вдумчивый ход. Где скромность природных тонов лишь подчёркивает их же богатство и многообразие. Простой и величественный, очаровательный и суровый, дикий и тихий, покоряющий воображение и «созвучный» широкой душе живописца, он полюбился Константину Алексеевичу Коровину с первого взгляда.
Посетив русский Север по приглашению мецената Саввы Мамонтова в 1894 году, он обрёл здесь своё «место силы». Истинное пристанище сердца. Поездки в Архангельск и Мурманск, в Лапландию, Норвегию, Новую землю — усилили эмоциональную связь с «северной» темой. Подарили бесценный набор впечатлений, стали отправной точкой создания цикла работ, произведших фурор на ярмарке в Нижнем Новгороде.
Заполярье, казавшееся обывателю сумрачным и тоскливым, Коровин наполнил энергией жизни, метаморфозами света и цвета, историями о человеке и для человека. Он изображал зимний сумрак и радость короткого лета, характер и быт суровых поморов, аккуратные норвежские пристани и всполохи полярного чуда. Его завораживали игры волн и теней, придающие здешним ландшафтам ощущение внутренней силы. Силы, разлитой в природных явлениях и сосредоточенной в образах человека.
Картины, написанные Константином Коровиным в высоких широтах, «разлетались» по музеям и частным коллекциям. Полотно «Белая ночь в Северной Норвегии» на десятилетия задержалось у ленинградского коллекционера Б. Н. Окунева. После ухода владельца — была передана на хранение в Русский музей, где и заняла почётное место в экспозиции.
Чем данный пейзаж полюбился его современникам? «Живой» водой, в которой переливаются серебро и перламутр, блестят нежно-розовым и золотым лучи уходящего солнца. На волнах гуляют отблески света, убаюканно дремлют усталые лодки и корабли, видя сны о поднятых якорях и парусах, полных ветра. Стихии неба и моря соседствуют мирно и гармонично, их зыбкие очертания дарят чувство покоя, тонко переданное живописцем. Не сонливость бездействия, а именно тихое успокоение; гармония человека с собой и окружающим миром. Красота произведения — простая и явная, открытая взгляду и мысли. И очень «северная». Ровно такая, какой её впервые увидел и полюбил мастер.
#культура #культурология #изобразительное искусство #искусство #живопись