Найти тему
Живопись

Художник Константин Коровин: пристанище сердца

Север... Дыхание необъятных просторов, где Время меняет стремительный бег на неспешный и вдумчивый ход. Где скромность природных тонов лишь подчёркивает их же богатство и многообразие. Простой и величественный, очаровательный и суровый, дикий и тихий, покоряющий воображение и «созвучный» широкой душе живописца, он полюбился Константину Алексеевичу Коровину с первого взгляда.
Коровин К. А., «Пляска», I треть XX века, холст, масло
Коровин К. А., «Пляска», I треть XX века, холст, масло

Посетив русский Север по приглашению мецената Саввы Мамонтова в 1894 году, он обрёл здесь своё «место силы». Истинное пристанище сердца. Поездки в Архангельск и Мурманск, в Лапландию, Норвегию, Новую землю — усилили эмоциональную связь с «северной» темой. Подарили бесценный набор впечатлений, стали отправной точкой создания цикла работ, произведших фурор на ярмарке в Нижнем Новгороде.

Коровин К. А., «Архангельск», холст, масло
Коровин К. А., «Архангельск», холст, масло
Коровин К. А., «Сувой», холст, масло
Коровин К. А., «Сувой», холст, масло
Коровин К. А., «Ледовитый океан. Мурманск», 1913, холст, масло
Коровин К. А., «Ледовитый океан. Мурманск», 1913, холст, масло

Заполярье, казавшееся обывателю сумрачным и тоскливым, Коровин наполнил энергией жизни, метаморфозами света и цвета, историями о человеке и для человека. Он изображал зимний сумрак и радость короткого лета, характер и быт суровых поморов, аккуратные норвежские пристани и всполохи полярного чуда. Его завораживали игры волн и теней, придающие здешним ландшафтам ощущение внутренней силы. Силы, разлитой в природных явлениях и сосредоточенной в образах человека.

Коровин К. А., «Архангельский порт на Двине», 1894, холст, масло
Коровин К. А., «Архангельский порт на Двине», 1894, холст, масло
Коровин К. А., «Белая ночь в Северной Норвегии», 1890-е, холст, масло, ГРМ, Санкт-Петербург
Коровин К. А., «Белая ночь в Северной Норвегии», 1890-е, холст, масло, ГРМ, Санкт-Петербург

Картины, написанные Константином Коровиным в высоких широтах, «разлетались» по музеям и частным коллекциям. Полотно «Белая ночь в Северной Норвегии» на десятилетия задержалось у ленинградского коллекционера Б. Н. Окунева. После ухода владельца — была передана на хранение в Русский музей, где и заняла почётное место в экспозиции.

Коровин К.А., «Ручей Святого Трифона в Печенге», 1894, холст, масло
Коровин К.А., «Ручей Святого Трифона в Печенге», 1894, холст, масло
Коровин К. А., «Ловля рыбы на Мурманском море», 1895-е, панно, холст, масло,ГТГ
Коровин К. А., «Ловля рыбы на Мурманском море», 1895-е, панно, холст, масло,ГТГ
Коровин К. А., «Север», 1890-е, холст, масло
Коровин К. А., «Север», 1890-е, холст, масло

Чем данный пейзаж полюбился его современникам? «Живой» водой, в которой переливаются серебро и перламутр, блестят нежно-розовым и золотым лучи уходящего солнца. На волнах гуляют отблески света, убаюканно дремлют усталые лодки и корабли, видя сны о поднятых якорях и парусах, полных ветра. Стихии неба и моря соседствуют мирно и гармонично, их зыбкие очертания дарят чувство покоя, тонко переданное живописцем. Не сонливость бездействия, а именно тихое успокоение; гармония человека с собой и окружающим миром. Красота произведения — простая и явная, открытая взгляду и мысли. И очень «северная». Ровно такая, какой её впервые увидел и полюбил мастер.

Коровин К. А., «У становища корабля», 1899-1900, холст, масло
Коровин К. А., «У становища корабля», 1899-1900, холст, масло
Коровин К. А., «На севере», 1899, холст, масло
Коровин К. А., «На севере», 1899, холст, масло

🎯 Ваша подписка на канал «Живопись», репосты на свои социальные странички очень важны для авторов. Поддержите канал своим участием! Большое спасибо!

#культура #культурология #изобразительное искусство #искусство #живопись