Найти тему
Альманах "Русло"

Часть 2. РОССИЯ. НАЦИЯ. КУЛЬТУРА. Автор Владимир Замышляев

После Революции октября 1917 года в культуре произошло КЛАССОВОЕ УПРОЩЕНИЕ, «ЦВЕТУЩАЯ СЛОЖНОСТЬ» XIX ВЕКА ПОДВЕРГЛАСЬ РЕВОЛЮЦИОННОЙ РЕВИЗИИ. Всё «дворянское» считалось классово враждебным и неприемлемым для Советской власти и для свободных трудящихся. Проведена реформа русского языка, особенно грамматики и фонетики. Пришёл к власти «коммунистический новояз», были даже предложения перейти на латиницу, призыв «сбросить Пушкина с парохода современности» и прочее, прочее. Автор этой строчки Владимир Маяковский потом извинится перед «солнцем русской поэзии» и напишет: «Может, я один действительно жалею, что сегодня нету Вас в живых». Но ведь сочинения А.С. Пушкина не были предметом образования в XIX веке и до 30-х гг. ХХ века. В 1937 году (!) по указанию И.В. Сталина было впервые издано полное академическое собрание сочинений А.С. Пушкина и началось его изучение в школе. Но поворотным программным решением об отказе от «зряшного» отрицания в культуре является закрытие Пролеткульта по всем его направлениям после Гражданской войны. Началась ленинская политика в национальной культуре – сохранение наследия, его усвоение и развитие личности, человека. Речь В.И. Ленина на III съезде комсомола определила задачи в призыве «Учиться, учиться, учиться!». Опыт Пролеткульта убедил, что Культуру нельзя построить, не опираясь на исторические традиции. В.И. Ленин, как идеолог и организатор Культурной революции, писал: «Каковы бы не были разрушения культуры – её вычеркнуть из исторической жизни нельзя, её трудно будет возобновить, но никогда никакое разрушение не доведёт до того, чтобы эта культура исчезла совершенно. В той или иной своей части эта культура неустранима, трудности будут в её возобновлении» (т.36, с.46). Он говорил, что по важности задач перед Советской властью стоит на первом месте культура, а по очерёдности – на третьем месте, потому что сначала надо создать материальную базу для развития культуры. Поэтому Советская власть и совершила три революции: индустриализацию, коллективизацию и собственно культурную революцию. Они привели к огромным достижениям – к советской культуре, признанной всем миром в ХХ веке. Тут напрашивается и такой исторический вывод – КУЛЬТУРА ВЫШЕ ПОЛИТИКИ. Повторим К. Леонтьева: «Всё остаётся, но в иных сочетаниях» и возникает «цветущая сложность». И появилась многонациональная общность – СОВЕТСКИЙ НАРОД С ПРЕОБЛАДАЮЩЕЙ НАЦИЕЙ РУССКОГО НАРОДА (идеология 2его брата»).

Особый вопрос – отношение власти и религии в СССР. Много написано на эту тему, с попыткой обелить РПЦ и обругать Советскую власть и лично В.И. Ленина и И.В. Сталина. Забывают только о том, что отречение императора Николая Второго православие восприняло как освобождение от «антихриста», как торжество веры над властью, и провело в церквях благодарственные молебны. После переворота в феврале 1917 года была восстановлена Патриархия. Гражданскую войну начали не большевики, а защитники монархии, ими же свергнутой. 200 авторитетных епископов выступили с призывом помогать армии Колчака и бороть-ся с Красной Армией. Все хотят исторической правды, но используют её в классовых, групповых и религиозных интересах. Опыт СССР говорит о том, что его Культура развивалась без участия РПЦ, при воинствующем атеизме под руководством Емельяна Ярославского (Губельмана). Опять еврейский вопрос, троцкизм и его дела: ограбление церквей, убийство царской семьи, «крестьянских» писателей, захват органов НКВД и т.д. Советская секулярная культура удивила весь мир своими наивысшими достижениями во всех сферах социальной деятельности. В некоторых союзных республиках, в азиатских, например, она начиналась фактически с нуля. В них не было образования, науки и профессионального искусства и литературы. Не удивительно, что казахи-кочевники при Советской власти стали петь и танцевать в театре оперы и балета. И так во всех союзных автономиях. Создано 50 письменностей у малочисленных народов, не умевших ни писать, ни читать. Поистине, Революция – от фольклорного быта до современной цивилизации.

История культурной Революции в СССР достаточно изучена, научно обобщена и уже неоспорима.

Следует отметить исторический феномен, связанный с крестьянством. Марксистские идеологи считали крестьян отсталым классом, а пролетариат «передовым», прогрессивным, революционным гегемоном нового социалистического строительства. Но Пролеткульт от имени пролетариата для культуры выглядел ущербным. В.И. Ленин узрел в нём «зряшное отрицание» и в культурной революции поддержал как раз крестьянство, его фольклорные традиции, тысячелетнее наследие. Один наглядный пример – Митрофан Пятницкий собрал группу одарённых поющих крестьян и попросил Московскую государственную филармонию (с классическим музыкальным искусством из прошлого) включить его «артистов» в концерты филармонии, но получил отказ. Он обратился к Ленину и получил поддержку. Сегодня это всемирно известный коллектив – Академический русский народный хор имени Пятницкого. По его примеру в СССР были созданы народные хоры: Северный (Архангельск), Воронежский, Кубанский, Уральский, Сибирский (Новосибирск), Забайкальский. Возникли и профессиональные ансамбли народного танца по всей стране, во всех союзных республиках и даже в областных и окружных автономиях. В Красноярске тоже появился ансамбль песни и танца, а с 1963 года существует Государственный академический ансамбль танца Сибири, носящий теперь имя его художественного руководителя М.С. Годенко. Ансамбль с гастролями объехал весь мир. Автор этих строк руководил поездкой ансамбля в Грецию, Австралию, Новую Зеландию, Сингапур, Болгарию. На личном опыте пришлось убедиться, с каким восторгом воспринимались его концерты во всех залах гастрольных маршрутов. Репертуарная основа в искусстве ансамбля – народные (фольклорные) танцы, а исполнители в первые годы творчества коллектива – бывшие участники художественной самодеятельности («артисты из народа»). В Хакассии, в Эвенкии и на Таймыре возникли этнические танцевальные ансамбли «Жарки», «Хейро», «Осиктакан». Изданы книги об истории и творчестве всех этих ансамблей, их вкладе в общую национальную культуру Красноярья.

Материальной базой Народного языческого творчества стали избы-читальни, чумы, клубы, дома и дворцы культуры, автоклубы, парки культуры и отдыха – сеть государственных и профсоюзных культурно-просветительных учреждений, а также студии и классы общего, средне-специального и высшего образования. В период первых пятилеток советского строительства этим направлением в культуре занимался Народный комиссариат просвещения (Наркомпрос). Такого опыта не было ни в одной стране мира. «Цветущая сложность» советской культуры соединяло «крестьянское» и «классическое», деревенское и городское. Рабочий класс городов тоже пел и плясал «по-крестьянски», но уже на ином, более высоком сценическом уровне. Через участников этого творчества сохранялись народные инструменты и костюмы, национальные характеры, национальная кодовая идентичность. При политически волевом «научном атеизме» церковь никак не препятствовала развитию фольклорно-профессионального творчества. В СССР в государственных и
профсоюзных культпросвет-учреждениях насчитывалось 25 миллионов участников художественной самодеятельности. А сколько детей занималось в кружках и в студиях учебных заведений и детских садов, в пионерских лагерях, вплоть до «АРТЕКА», всесоюзных фестивалей и конкурсов!

При отсутствии государственного Культа Бога сформировался Культ Вождя Ленина и Сталина при энтузиазме веры в них язычников-крестьян и язычников-рабочих. Светская вера в социализм-коммунизм объединяла все слои населения, поколения всех возрастов. Исторический парадокс: мощная светская Культура и слабая Православная Церковь. В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. на оккупированных немцами территориях открывались церковные приходы и в них проводились религиозные службы. Кому служили?

Советская Культура – это государственная, общественная система формирования граждан страны в производственном труде, во всеобщем образовании (начальном, среднем и высшем), в развитии академической и отраслевой науки, в поддержке профессионального искусства и народного творчества, физической культуры и спорта, многочисленных добровольных общественных организаций, как подспорья гражданского общества. Церковь отделили от государства и образования, но ввели Моральный Кодекс Строителя Коммунизма. Нравственность возвели в наивысший Закон. «Глас Народа – глас Божий!». Так это надо воспринимать и не умалять историческую роль народной нравственности, её родословных корней.

На рубеже ХХ и ХХI веков «цветущая сложность» советской культуры подверглась политическому упрощению, агрессивной демократии с пресловутыми понятиями о свободе (в буржуазном толковании) и правах человека без гражданской социальной ответственности. Богатство, потребительство, спекулятивный капитал (вместо трудовой доблести), роскошь и поклонение идолам «массовой культуры». Массовую культуру можно писать и без кавычек, потому что она реально сформировалась в современной цивилизации, в её городской среде. Идеалы советской культуры: служение обществу, народный герой, любовь «к отеческим гробам», приоритеты семейности, трудолюбие, брачный союз между мужчиной и женщиной, дети – наше будущее, почёт старикам, вера в будущее. Они были принижены, оклеветаны, опошлены. В России господствуют рыночная реклама, шоу-бизнес, информационный хаос, криминальное сознание, коррупция, наркотики, лицемерная многопартийность, оплаченная государством. Нет идеологии «светлого будущего», а идеал настоящего времени не сформулирован.

Но культурное наследие от Киевской Руси, Московского государства, Самодержавной империи, СССР не исчезло. Многое актуально действует, сохраняет идентичность, тормозит разрушение Государства и Нации. Русская Нация сохранилась, хотя уже в меньшей численности сынов и дочерей Отечества в сравнении с Советским Союзом. Генетический урон русского народа за ХХ век велик – по внешним и внутренним причинам, но в его духовной сердцевине есть «пассионарный код» – об этом сказал президент РФ В.В. Путин на международном сборе Валдайского клуба в октябре 2021 года. Президент России, похоже, знаком с теорией пассионарности Л.Н. Гумилёва. Вспомнил В. Путин и философа Н. Бердяева. При избрании себя на второй срок президентства цитировал стихи Сергея Есенина: «Я скажу: не надо рая, дайте Родину мою». Так в биографии «демократического» президента перекликаются коды национальной культуры самодержавной России и советского Союза. КУЛЬТУРА СИЛЬНЕЕ ПОЛИТИКИ. СКАЗАНО НЕ ТОЛЬКО ПУТИНЫМ, НО И ЧЕСТНЫМИ МЫСЛИТЕЛЯМИ ЗАПАДА: КАПИТАЛИЗМ ИСЧЕРПАЛ СЕБЯ. Все его идеалы свободы в частной собственности саморазоблачились, обветшали. Идеи «инклюзивного капитализма» (мир без государства), трансгуманизм, трансгендерные обольщения без любви, «искусственный интеллект» без человека, криптовалюта, мировая религия (без Бога) являются социальным фарисейством, обманом людей в глобальном масштабе – в интересах самозваных элит, информационных жрецов, ватиканских экумениствов и американских сионистов.

В начале XXI века Россия оказалась на распутье (как в русской сказке) – между социализмом и капитализмом. Ни того, ни другого в завершённом виде нет. В который раз исторический дуализм: Россия и запад, Русский Народ и русофобия, государственный русский язык и обязательное изучение английского языка, бедные и богатые, олигархи и госчиновники, президент и его главные друзья – армия и флот, как при Александре Третьем. Высшее образование по учебникам европейских и американских (США) технологий. Обучение, подготовка рыночников-технократов и демократических плутократов.

Через 30 лет внесли поправку в Конституцию РФ – статью о государствообразующем русском народе, но графу о национальности в паспорте не восстановили. Допустили в основной Закон и слово «БОГ». Что это значит? Симфония святости и власти? Но этого никогда не будет по определению. В теократических странах это оправдано, а в светских государствах лицемерно. В Китае нет Единого Бога, а страна опережает в своём развитии все страны с культами монотеизма. В РПЦ опять раскол. Константинопольская патриархия оттянула от Московской патриархии церкви Западной Украины. И не только. Московское православие благословило рыночную экономику и «антихриста» президента. В Исакиевском Соборе в Санкт-Петербурге венчался «наследник» династии Романовых с невестой неправославного вероисповедания. Религиозный дуализм и провокация налицо. Со стороны нынешней РПЦ постоянно ведётся критика Советской власти, хотя она сохранила церковь и восстановила патриархию. Нынешняя РПЦ торгует свечками, крестиками, иконками, книгами, журналами и газетами, собирает деньги за упоминание в молитвах имён по заказам прихожан. Цены растут в соответствии с рыночной конъюнктурой. Священники ездят на автомашинах иностранных марок, физически опять потолстели. Материальное стяжание – в традиции. Патриарх Московский и всея Руси ни разу не выступил с публичным осуждением богатства, коррупции и олигархии. Интеллигенция по-прежнему атеистична и даже кощунственна, подвергая в своих сочинениях осмеянию национальных героев, царей и великие Победы.

Интеллигенция опять расколота на патриотов-почвенников и западников-либералов. Холопы Европы есть среди госчиновников, сред руководителей высших учебных заведений, научно-технических и художественных элит. Гремучая смесь в интеллекте вносит разноголосицу в общественных настроениях и отношениях, в сферах науки, искусства и литературы. Формируется «цветущая сложность» современной российской культуры. Надежда на завершение есть. Подведём итоги за более чем тысячелетнюю историю Русского (по ядру) Государства, нации и Культуры. Основная смысловая концепция Российской (русской) государственности – САМОДЕРЖАВИЕ. В его реальных трансформациях и в персонах: князь, царь-государь, император, генеральный секретарь, президент. СССР – это классовое самодержавие. Нынешняя Россия – демократическое самодержавие. Россия-матушка, царь-батюшка, «отец народов», президент-гарант. Дружина, Собор, Государственный Совет, Совет народных депутатов, Государственная Дума. Суды действовали по усмотрению: закон, что дышло, куда повернул, туда и вышло. Государственные вожди и гражданские Личности (люди свободной профессии) были одиночками: былинные богатыри, соловьи-разбойники, вожаки народных бунтов и восстаний, еретики-раскольники, мыслители, революционеры, герои отечественных войн, гении искусства и литературы.

Православная Церковь то приближалась к Власти, то отдалялась от неё и от народа, но никогда не играла реша- ющей роли в обществе и в Культуре. Нет этой Симфонии и сегодня. Нравственность – более глубокая родословная традиция, нежели ритуально заповедная. Некорректно называть Культуру Православной. Более точное определение – православно-ориентированная культура верующих людей. Верующих много, уверовавших мало. Конституция страны предоставляет всем одинаковые права. Интеллигенция, в основном, следует заветам А.С. Пушкина: «Ах! Ведает мой добрый гений, что предпочёл бы я скорей бессмертию души моей бессмертие моих творений». Он же заложил теорию и практику русской вольности в рамках государства и служение Отечеству – «гордиться славою предков».

Два чувства дивно близки нам,

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

Многие граждане (чаще всего, не русского происхож дения) в современной России не следуют заветам гения, в ком русское начало отразилось с наибольшей полнотой и национальной глубиной. Это феноменально, значит, детское воспитание иногда пересиливает генетическую наследственность, да и она не всегда «чистая». Сколько «нечистокровных» гениев в русской Культуре!

Русская Нация исторически устойчива и жизнелюбива именно благодаря Национальной народной культуре с пассионарными кодами самопожертвования во имя «Общего дела», о чём писал философ-космист Н. Фёдоров. Космическое мышление в единстве с религиозным видением и создаёт гуманитарный духовный сплав в русском человеке. В.И. Вернадский называл это неосферным мышлением. Не забудем при этом Николая Рериха. В его философии и в живописи проявляется Культ Света – КультУра (Ур – Свет). Вообще вся русская философия, литература и искусство проповедуют СОЗИДАНИЕ – против эгоистического демонизма. Главный символ нашего национального бытия – СВЕТОНОСНАЯ РОССИЯ. Все творения и деяния надо соизмерять с этим символом.

Надеемся преодолеть упрощение в современной культуре, перейти к её сложному цветению, чтобы всё повторилось, но в иных сочетаниях – по заветам наших национальных гениев в истории, в философии, в литературе, в искусстве, в науке, в созидательном строительстве. Пусть рядом с нами будет Бог, если ОН – РУССКИЙ.

В.И. Замышляев,

председатель Красноярского регионального отделения

Союза писателей России,

заслуженный работник культуры России.

Красноярск, ноябрь 2021г.