Очень хотелось еще раз окунуться в 60-ые и раствориться в живом срезе эпохи. Искала фильмы, по послевкусию и восприятию похожие на «Я шагаю по Москве» (1963) Георгия Данелия и «Листопад» (1966) Отара Иоселиани.
Такие простые черно-белые истории, которые вроде и не истории, а так, обо всём понемногу, но в итоге хочется пересмотреть в тридцать пятый раз. И тут «Июльский дождь», описание которого пророчило безмятежность и атмосферность, наложенные на незамысловатые разговоры. Но что-то пошло не так.
🎬 Июльский дождь (1966)
Сначала плюсы:
- Это совершенно нетипичный фильм для своего времени
- Актеры, включая, кстати, Юрия Визбора и Булата Окуджаву
- Музыка и звуки (вот именно так, отдельно, потому что музыка это одно, а звуки Москвы – совсем другое, начиная от разговоров прохожих, заканчивая лязгом старых трамваев, шумом летнего ливня и шорохам радиоприемников)
- Бесконечно красивый визуал. Вот смотреть можно и нужно хотя бы ради картинки в кадре. Когда герои идут вдоль стены с киноафишами, или стоят у окна, или смотрят на пенные барашки моря, лежа на шезлонгах, которые, в свою очередь, стоят на гальке, или, когда едет поезд. И еще много «или». В этом плане фильм просто шедевр, конечно.
- Нет определенной сюжетной линии, зато много отдельных историй. Как мне и хотелось.
Так что же тогда не так?
Главных героев два – Лена (Евгения Уралова) и Володя (Александр Белявский). Лена, наверное, самый главный персонаж. Они молоды, им всего 30. И это обычная, повседневная жизнь. Где есть встречи с друзьями, агитация с поквартирным обходом (прям как сейчас), завтрак с родственниками, забытый дома зонтик и июльский дождь, обрушившийся, как и полагается июльскому дождю, внезапно и бесповоротно.
«В понедельник я поздно на работе. Вторник - бассейн. Мы с Юлькой взяли абонементы. Среда. Собрание. Четверг. Мы с тобой идём в театр... вот и вся неделя»
Вот примерно такие события в фильме.
Очень, очень много диалогов. И это прекрасно, потому что за всей своей простотой, диалоги хорошие. Может быть, сейчас немного наивные, но тогда всё это было актуально и свежо.
И вот Лена и Володя как бы стоят на невидимом пороге. Кажется, надо создавать новую ячейку общества. Но, может, это только кажется?
«Давай сходим в то учреждение... ну... где делают людей счастливыми»
Происходит переосмысление ценностей и возникает необходимость сделать решительный шаг. Порой представляется, что шаг в неизвестность, поэтому так страшно и не все этот шаг делают, а продолжают плыть по течению слегка меланхоличных улиц Москвы.
Не могу понять, почему меня не зацепило. Не сработал эффект ожидания? По всем пунктам это должно было быть 100% попадание, но, увы. Может быть, сами герои и их проблемы не тронули? Или не хватило еще какого-то персонажа, который расставил бы все точки над «i»?
Одним словом, как-то даже грустно мне.