Найти в Дзене
Времена и Люди

Различия европейской и евразийской колонизаций

В 13-19 века происходила колонизация западноевропейцами и русскими других территорий. Но эти колонизации отличались друг от друга. По мере развития мореплавания в Европе началась эпоха Великих географических открытий. Она сопровождалась исчезновением многих «отсталых» народов и цивилизаций при столкновении с «культурными» нациями. Первой в этом процессе оказалась Испания, которая, в результате Реконкисты (освободительной войны), перестала быть колонией мавров и сама стала стремительно превращаться в колониальную державу. В результате в XVI веке ей принадлежали огромные территории: Нидерланды, часть Италии, Южная и Центральная Америка и часть Северной Америки, острова в Карибском море, территории в Африке, в Индии, Цейлон, территории в Юго-Восточной Азии, Филлипины. Как говорилось, над испанскими владениями никогда не заходит солнце. В распоряжение Испании попали огромные ресурсы, что дало столь же огромные доходы как казне в целом, так и самому королю в частности. Но на пользу
Казаки на берегу Тихого океана
Казаки на берегу Тихого океана

В 13-19 века происходила колонизация западноевропейцами и русскими других территорий. Но эти колонизации отличались друг от друга.

По мере развития мореплавания в Европе началась эпоха Великих географических открытий. Она сопровождалась исчезновением многих «отсталых» народов и цивилизаций при столкновении с «культурными» нациями.

Первой в этом процессе оказалась Испания, которая, в результате Реконкисты (освободительной войны), перестала быть колонией мавров и сама стала стремительно превращаться в колониальную державу. В результате в XVI веке ей принадлежали огромные территории: Нидерланды, часть Италии, Южная и Центральная Америка и часть Северной Америки, острова в Карибском море, территории в Африке, в Индии, Цейлон, территории в Юго-Восточной Азии, Филлипины. Как говорилось, над испанскими владениями никогда не заходит солнце. В распоряжение Испании попали огромные ресурсы, что дало столь же огромные доходы как казне в целом, так и самому королю в частности. Но на пользу экономике Испании это не пошло. Добытые грабежом богатства проедались, а не использовались для развития промышленности и технологий. Это обусловило отставание Испании от других европейских хищников.

Цивилизаторы явились
Цивилизаторы явились

После того, как экспедиция Колумба добилась успеха, в Америку потянулась конкистадоры (завоеватели). Их собралось столько, что на Эспаньоле (ныне – остров Гаити) они образовали город Санто-Доминго (сейчас это столица Доминиканской Республики). Именно оттуда организовывались военные экспедиции на американский континент и прочие острова Карибского моря. На самих Карибских островах испанские конкистадоры столкнулись с племенами индейцев, развитие которых находилось на первобытной стадии. Коренное население островов было истреблено почти полностью.

Хозяева
Хозяева

На завоеванных территориях на колонизаторов трудились индейцы и привезенные из Африки негры. Работорговля была прибыльным промыслом. Образовалась система работорговли, включающая охотников за неграми, флот, перевозящих живой товар и невольничьи рынки.

Численность поставленного "живого товара" составила 14 млн. человек. Примерно 3 млн. негров умерло при транспортировке. В ходе набегов в рабство брали "качественный" товар, остальных (кто не успел скрыться) убивали на месте. Численность убитых в Африке негров никто не считал.

Бельгийская колония Конго была превращена в большой трудовой концлагерь, где частными армиями вырезались или калечились целые деревни за плохую работу по добыче каучука. Только за первые 40 лет колониального рабства численность коренного населения сократилось на 17 миллионов человек, это была половина населения страны.

Практически весь мир попал под геноцид европейских государств. Ради наживы культурные европейцы уничтожили миллионы жизней, не обошли ни один континент, который бы не был залит кровью коренных народов (исключение составляет Евразия).

Теперь они не люди
Теперь они не люди

В Азии испанцы воевали с местными государствами, все чаще вторгаясь в их внутренние экономические и культурные процессы. Это вызывало недовольство и восстания против завоевателей, но, действуя где силой, где обманом, колонизаторы смогли их подчинить. Законы на подчиненных территориях существовали только для испанцев.

Весь XIX век Англия являлась крупнейшим наркокартелем мира, пыталась подсадить на опиум население Китая (почти 300 млн. человек на тот момент), что привело к двум Опиумным войнам. Так что современный афганский наркотрафик имеет вполне конкретные исторические предпосылки.

В Америке испанская империя столкнулась с государствами ацтеков и инков. Правители этих народов наивно полагали, что испанцы помогут им в борьбе со своими местными врагами. В результате государства ацтеков и инков исчезли вместе со своими врагами.

Утверждение колониям статуса вице-королевства означало жестокую колониальную эксплуатацию. На покорённых территориях не проводилось никакого внутреннего развития. Основной целью было получение доступа к драгоценным металлами вывоз их в Испанию. В своё время короли Изабелла и Фердинанд дали разрешение на переселение испанских подданных в колонии Нового света. При этом ставилось условие, что 2/3 добытого золота они должны отправлять в испанскую казну. На этих условиях испанские короли позволяли организовывать экспедиции и помогали в их оснащении. В условиях военной обстановки формировались основы колониальной системы, которая была полностью направлена на удовлетворение потребностей метрополии без учета задач внутреннего развития покоренных территорий. Система принимала формы примитивного ограбления покоренных стран и народов. Происходило фактическое порабощение местного населения и раздел между крупными собственниками колониальных земель вместе с жившими на них индейцами.

При этом численность местного индейского населения стремительно сокращалась. Численность индейцев за XVI век сократилась, по разным данным, с 17-25 млн. человек до 1,5 млн. человек, т.е. в 11-16 раз. Многие регионы совершенно обезлюдели, некоторые индейские народы вымерли практически полностью.

По оценкам, 95% коренного населения погибло в первые 130 лет после прибытия Колумба. Сначала местные жители стали жертвами войны, а затем болезней, привезенных из Европы и Африки, от которых у них не было иммунитета. Последующие поколения во многих случаях не выдерживали бремени рабства и жестокого обращения. Некоторые писатели и священники того времени пытались выступить в защиту индейцев, но их голоса никто не слушал.

Восстания индейцев подавлялись с чрезвычайной жестокостью.

Разрушение традиционных культур индейцев и их истребление сочетались с обращением в католицизм покорённого населения. Колонизаторы использовали традиционные общественные институты индейцев, основной податной единицей была индейская община.

Испанцы брали в жёны и наложницы индейских женщин, в результате в колониях появилась существенное количество метисов.

Североамериканский континент «осваивали» Англия и Франция. Поселенцы селились на землях, принадлежащих индейцам, не спрашивая у них разрешения. Это приводило к вооруженным столкновениям. В результате территория, принадлежащая ныне США, досталась англичанам, северные территории остались за Францией. Индейские племена принимали участие то на одной стороне, то на другой, но в итоге все они оказались в резервациях.

По подсчётам Бюро переписи населения США, между 1775 и 1890 годами произошло более 40 войн, которые унесли жизни 45 000 индейцев и 19 000 белых. Эти грубые цифры включают женщин и детей с обеих сторон, поскольку часто в ходе этих войн происходило истребление гражданского населения.

Согласно исследованию весьма авторитетного ученого Рассела Торнтона, в Северной Америке до пришествия европейцев проживало около 15 миллионов человек. На начало ХХ века их осталось не более 200 тысяч.

-5
-6

Наибольший фактор играла смертность от инфекционных болезней, занесенных европейцами, от которых у индейцев не было иммунитета. По примерным оценкам во время эпидемии оспы смертность достигала 80-98 %.

В 1823 -25 годах Верховным судом США была принята «Доктрина открытия», в которой прямо говорилось, что из-за более низкого развития коренного населения их права носят второстепенный характер по отношению к правам белого населения и, соответственно, коренное население не является собственником земли, на которой живет.

После 1895 года американское правительство взяло курс на прекращение индейских войн, ставя коренным народам ультиматум, что либо они ассимилируются в американское общество, либо должны мирно жить в резервациях; также племенам запрещалось совершать набеги друг на друга, а любые попытки неповиновения подавлялись карательными акциями.

«Бог не указал бы англичанам пути к Новому Свету, если бы не намеревался отдать его им во владение» - такой был «аргумент» Верховного Суда США. Таким образом, «самая демократическая страна мира», как называют себя США, поделила своих жителей на людей первого и второго сорта на 110 лет раньше, чем были приняты расовые законы Третьего Рейха.

Индейцы были выселены со своих земель на территорию нынешнего штата Оклахома. Переселение шло зимой. Большинству индейцев пришлось идти пешком 1300 км. Индейцы погибали тысячами, было потеряно 20-35% людей.

-7

Для очистки от индейцев земель на Великих равнинах правительство США стимулировало охоту на обитавших там бизонов. Уничтожение бизонов обрекало индейцев на голодную смерть. Индейцы жили охотой на бизонов ровно в такой степени, чтобы обеспечить себя питанием и одеждой. Американцы же уничтожали бизонов целыми стадами, загоняя их в каньоны.

К концу XIX века количество бизонов сократилось с 40 миллионов до 1 тысячи.

Командующий американской армией Шеридан высказался так: «Мы отобрали у индейцев землю и средства к существованию, разрушили их образ жизни, их обычаи, принесли им болезни и деградацию, и против этого они стали воевать с нами. Разве можно было ожидать чего-то иного?»

Восстания индейцев подавлялись самым жестоким образом.

В 1891 году редактор газеты «Абердинский субботний пионер» Лаймен Фрэнк Баум написал в редакционной статье: «Наша безопасность требует полного уничтожения индейцев. Притесняя их в течение веков, нам следует, чтобы защитить нашу цивилизацию, еще раз их притеснить и стереть, наконец, этих диких неприручаемых тварей с лица земли». Через 9 лет он напишет книгу «Удивительный волшебник из страны Оз» на основе которой будет написан ее русский вариант – «Волшебник изумрудного города».

С 1907 по 1924 годы 24 штата приняли законы о насильственной стерилизации. Так как индейские женщины по тогдашним законам считались отсталыми, они попадали под действие этих законов. Впоследствии выяснилось, что 75 процентов подвергшихся стерилизации индейских женщин подписывали формы согласия на стерилизацию, не понимая, что это за операция, или считая, что она обратима. Проводивший расследование журналист выяснил, что службами здравоохранения стерилизовалось по 3000 индейских женщин в год, от 4 до 6 процентов населения детородного возраста.

Президент США (1923-29г.г.) Кулидж сказал: «Америка должна остаться Америкой. Биологические законы показывают, что нордическая раса ухудшается, если смешивается с другими». Достойный предшественник Гитлера.

По мнению большинства ученых, к концу XVIII века на нынешней территории США проживало 15–18 миллионов индейцев. Согласно последней переписи населения США 2010 года, их вместе с алеутами и эскимосами осталось 2,9 миллиона. Но и эта перепись не отражает полную картину.

Большинство индейцев считают, что празднование Дня благодарения (день, когда в 1621 году первые белые переселенцы получили первый урожай) является издевательством над ними.

Отличие «покорения» Северной Америки от «покорения» Латинской Америки в том, что в Северную Америку ехали семьями, чтобы жить там, поэтому поселенцы, захватывая земли, очищали их от местного населения, словно от диких зверей. В Латинскую Америку ехали не переселяться, а воевать и грабить, что обусловило метисизацию местного населения с испанцами и неграми. Технологическое отставание индейцев и взаимная вражда между ними предопределили их поражение. У них не было огнестрельного оружия, металлических доспехов, лошадей.

В 1946 году Генеральная Ассамблея ООН приняла термин «геноцид». США отказались ратифицировать соответствующую конвенцию. Не мудрено. Список американской политики геноцида включает в себя: массовое истребление, биологические войны, принудительное выселение из родных мест, лишение свободы, внедрение ценностей, отличных от коренных, хирургическая стерилизация местных женщин, запрет на проведение религиозных обрядов и т.д. Все эти «деяния» попадают под определение геноцида.

«Окончательное решение» проблемы индейцев Северной Америки стало прообразом еврейского холокоста и южноафриканского апартеида.

Почему самый большой холокост в истории скрыт от общественности? Не потому ли, что это продолжалось так долго, что стало привычкой? Показательно, что информация о геноциде индейцев преднамеренно исключена из базы знаний и сознания жителей Северной Америки и всего «культурного» мира. Школьников до сих пор учат, что большие территории Северной Америки были необитаемы. На самом деле до прихода европейцев здесь процветали города американских индейцев. В Мехико проживало больше населения, чем в любом городе Европы. Люди были здоровы и сыты. Первые европейцы были поражены. Сельскохозяйственные продукты, культивировавшиеся коренными народами, завоевали признание на международном уровне (например, картофель).

Холокост североамериканских индейцев масштабнее апартеида в Южной Африке и геноцида евреев во время Второй мировой войны. Где же памятники? Где проводятся мемориальные церемонии? В отличие от послевоенной Германии, где была проведена денацификация, Северная Америка отказывается признать геноцидом уничтожение индейцев. Власти Северной Америки не хотят признавать, что это было системным планом уничтожения большей части коренного населения.

То же относится и к индейцам Латинской Америки.

Как и в случае еврейского геноцида, геноцид в Америке не был бы столь эффективен без предателей собственного народа. Политика непосредственной бойни трансформировалась в уничтожение изнутри. Правительства, армии, полиция, церковь, корпорации, врачи, судьи и простые люди стали винтиками этой машины убийства. Сложные кампании этого геноцида были разработаны на самых высоких уровнях власти в Соединенных Штатах и Канаде.

Термин «окончательное решение» не был придуман нацистами. Это был управляющий по делам индейцев, Дункан Кэмпбелл Скотт, который в апреле 1910 года так заботился об «индейской проблеме»:

«Мы признаем, что индейские дети теряют естественную сопротивляемость к болезням в этих тесных школах, и что они умирают гораздо более высокими темпами, чем в своих деревнях. Но это само по себе не является основанием для изменения политики этого департамента, направленной на окончательное решение нашей индейской проблемы».

Мировоззрение европейцев делит реальность на части: добро и зло, тело и дух, человек и природа, культурный европеец и примитивный дикарь.

Американским индейцам не был свойственен такой дуализм, их язык выражает единство всех вещей. Бог не есть трансцендентный Отец, но Великий Дух, который питает все это многобожие и несколько уровней божественного. В основе мировоззрения коренных американцев было глубокое убеждение, что некая невидимая сила, мощный дух, пронизывающий всю Вселенную осуществляет цикл рождения и смерти для всего живого. Большинство американских индейцев верят в универсальный дух, сверхъестественные качества животных, небесных тел и геологических образований, времена года, умерших предков. Их мир божественного слишком непохож на личное спасение или проклятье отдельных людей, как верили европейцы. Индейцы ощущали себя частью окружающего мира в отличие от индивидуалистического сознания европейцев. Для последних убеждения индейцев были языческими. Завоевание индейцев обосновывалось европейцами как необходимое зло, дарующее индейцам моральное сознание, которое «исправит» их аморальность. Таким образом, голый экономический интерес преобразовался в благородный, даже моральный мотив, объявляющий христианство как единственную искупительную религию, которая требует верности от всех культур. Конкистадоры, вторгающиеся на земли индейцев, оказывались носителями спасения для местных язычников.

В Германии после Второй мировой войны был проведена денацификация на полных юридических основаниях (был принят Устав Международного Трибунала, на основании которого был проведен Нюрнбергский процесс и другие суды над нацистским преступниками). Участников колонизации Америки давно уже нет. Но официальное осуждение уничтожения целых народов ждет своего часа, если человечество цивилизовано настолько, насколько оно себя провозглашает.

-8
Это их считали недочеловеками
Это их считали недочеловеками
  Эти народы исчезли навсегда
Эти народы исчезли навсегда

В 1770 году британская экспедиция Джеймса Кука на корабле «Индевор» исследовала и нанесла на карту восточное побережье Австралии. В январе 1788 г. капитан Артур Филипп основал поселение Сидней-Коув, позже ставшее городом Сидней. Это событие стало началом истории колонии Новый Южный Уэльс, а день высадки Филиппа (26 января) отмечается как национальный праздник - День Австралии. Для аборигенов Австралии, как и для индейцев, день высадки европейцев означал начало катастрофы.

Для того, чтобы основать первую европейскую колонию в Новом Южном Уэльсе, флот из 11 парусных кораблей привёз в основном каторжников из переполненных тюрем Англии.
В 1801 г. французские корабли под командой адмирала Николя Бодена исследовали южную и западную части Австралии. После чего англичане решили провозгласить своё формальное владение островом Тасмания и начали осваивать новые поселения. Поселения выросли и на восточном и южном побережьях материка. Затем они стали городами Ньюкасл, Порт-Маккуори и Мельбурн.
Практически всё население новых поселений Англии в Австралии состояло из ссыльных. Переправка их из Англии с каждым годом шла всё активнее. С момента основания колонии и до середины XIX века в Австралию было переправлено 130-160 тыс. каторжников. Новые земли активно осваивались.
Куда же делись коренные жители Австралии и Тасмании? К 1788 г. коренное население Австралии составляло по разным оценкам от 300 тысяч до 1 миллиона человек, объединённых в более чем 500 племён. Для начала британцы заразили аборигенов оспой, от которой у них не было иммунитета. От оспы погибло не менее половины племен, которые соприкасались с пришельцами в районе Сиднея. Венерические заболевания привели многих женщин к бесплодию, а лёгочные болезни вроде пневмонии и туберкулёза, против которых у аборигенов не было иммунитета, убили множество людей.
«Цивилизованные» пришельцы тут же стали превращать местных аборигенов в рабов, заставляя работать на своих фермах. Женщин-аборигенок покупали или похищали, образовалась практика похищения детей с целью превращения их в прислугу.
Кроме того, британцы привезли с собой кроликов, овец, лис, других животных, которые нарушили биоценоз Австралии. В результате аборигенов Австралии поставили на грань голодной смерти. Природный мир Австралии сильно отличался от других биоценозов, так как материк был очень давно изолирован от других континентов. Большая часть видов была травоядной. Основным занятием аборигенов была охота на травоядных. Овцы и кролики размножились и стали уничтожать травяной покров, многие австралийские виды вымерли или оказались на грани вымирания. В ответ аборигены стали пытаться охотиться на овец. Это послужило предлогом для массовой «охоты» белых на туземцев.
А дальше с аборигенами Австралии произошло то же, что и с индейцами Северной Америки. Австралийские аборигены, в отличие от индейцев, серьёзного сопротивления оказать не смогли. На австралийских и тасманийских аборигенов устраивали облавы, травили ядами, загоняли в пустыни, где они умирали от голода и жажды. Остатки местного населения загнали в резервации в западных и северных районах материка, менее всего пригодных для жизни. В 1921 г. насчитывалось уже всего около 60 тыс. аборигенов.
В 1804 г. английские колониальные войска начали «черную войну» против аборигенов Тасмании. На туземцев постоянно охотились, выслеживали как животных. К 1835 г. местное население было полностью ликвидировано. Последние выжившие тасманийцы (около 200 человек) были переселены на остров Флиндерс в Бассовом проливе. Одна из последних чистокровных тасманиек, Труганини, умерла в 1876 году.
Во время своего пребывания в Северном Квинсленде в 1880-1884 гг. норвежец Карл Лумхольц отмечал такие высказывания местных жителей: «Чёрных можно только стрелять – по-другому с ними общаться нельзя». Один из поселенцев заметил, что это «жестокий… но… необходимый принцип». Сам он расстреливал всех мужчин, которых встречал на своих пастбищах, «потому что они суть скотоубийцы, женщин – потому что они порождают скотоубийц, и детей – потому что они будут скотоубийцами. Они не хотят работать и потому не годятся ни на что, кроме как получить пулю».
В среде английских фермеров процветала торговля туземками. На них целенаправленно охотились. В правительственном сообщении за 1900 г. отмечалось, что «этих женщин передавали от фермера к фермеру», пока «в конечном счёте их не выбрасывали как мусор, оставляя гнить от венерических болезней».
Благодаря таким методам британцы уничтожили в Австралии по разным оценкам до 90-95% всех аборигенов.

Интересно, что современные англичане, чувствуя свою «историческую вину» перед аборигенами, начали облегчать им существование. Результат был тот, что среди аборигенов стало распространяться тунеядство, пьянство и наркомания, от чего их деградация только ускорилась.

Не менее жестокими были методы колонизаторов в Индии - «жемчужине в короне британской империи». Достаточно сказать, что когда в Англии начала развиваться текстильная промышленность, нескольким тысячам индийских ткачей были отсечены мизинцы, чтобы они со своими более дешевыми тканями не составили конкуренцию англичанам.

Россию любят попрекать тем, что она захватила огромные территории, называют «тюрьмой народов». Однако, если Россия – это «тюрьма народов», то западный мир можно по праву назвать «кладбищем народов».

По иному сценарию происходило проникновение русских в Сибирь.

После распада Золотой Орды земли к востоку от Урала по факту оказались "ничейными". Лишь сибирские татары сумели организовать здесь свое государство – Сибирское Ханство. Правда, просуществовало оно недолго. Всерьез колонизацией сибирских земель занялся Иван Грозный, да и то лишь к концу своего правления. До этого русские практически не интересовались землями, расположенными за Уралом. В конце XVI века казаки под руководством Ермака основывают в Сибири несколько городов-крепостей. Среди них – Тобольск, Тюмень и Сургут.

В целом, процесс присоединения Сибири шел мирным путем. Дорусское время для большинства сибирских народов характеризовалось как период ожесточенной межплеменной или межродовой войны. Наиболее известны здесь борьба между ненцами и ханты из-за оленей и промысловых угодий, грабительские набеги енисейских кыргызов на соседей, борьба тунгусов с якутами из-за охотничьих угодий, кровавые межродовые столкновения у якутов, конфликты между «конными тунгусами» и бурятами и т. д.

Точные цифры потерь коренного населения установить не удается, вероятно, в целом в дорусское время они были достаточно невелики. По некоторым данным, в ходе таких столкновений погибло около 0,5 тыс. ненцев и ханты, 0,3 — 0,4 тыс. тунгусов и якутов, примерно 1 тыс. жителей Саяно - Алтая, несколько сот бурятов и др., т. е. всего несколько более 2 тыс. человек, что составляет около 1 % совокупной численности коренного населения на начало ХVII в.

Вооруженные столкновения с русскими людьми происходили на большей части региона, но длились они, за небольшими исключениями, лишь до начала ХVIII в., т. е. в период присоединения Сибири. В дальнейшем они полностью прекратились и могут быть исключены из числа факторов, влияющих на численность коренного населения.

В Сибири в русское время отмечались многие из известных в мире болезней — оспа, тиф, корь, сибирская язва, сифилис и даже холера. Так же, как и в Америке и Австралии, эпидемии стали страшным бедствием для коренных жителей. По отдельным волостям смертность достигала 2/3 от общей численности населения.

Как уже отмечалось, Сибирь в основном включена в состав Русского государства в первой половине XVII в., а к началу XVIII в. граница Российской империи в Сибири имела приблизительно те же очертания, что и в настоящее время. Принято считать, что империей Россия стала в 1721 г. в день принятия Петром I императорского титула. Однако Россия являлась империей еще с 1547 г., т. е. со времени коронования Ивана IV «на царство». Уже при первом царе государство фактически обладало всеми признаками империи: единоличной властью государя, большой территорией, высокой численностью населения, включало, кроме коренной нации, и большое количество других народов. Проповедовалась и имперская идеология «Москва — третий Рим». Поэтому реально Сибирь включалась в состав именно империи, и можно говорить о применении имперского опыта управления ее коренными народами.

Ко времени прихода русских людей в Сибирь в государстве имелся богатый опыт управления «иноземцами» — народами Поволжья и Приуралья. Он был основан на практике, применявшейся здесь ранее монголо-татарами, а именно: минимальное вмешательство во внутренние дела, поддержка внутреннего самоуправления, обеспечение защиты от внешних врагов, обычно невмешательство в религиозные дела и неприменение насилия при христианизации, взимание достаточно небольшой по размерам дани. Для народов Поволжья — Приуралья и большей части коренного населения Сибири это был единственно возможный и приемлемый способ управления, поскольку в данном случае не происходило ломки устоявшихся традиций, не нарушались стереотипы поведения и мировоззрения, местные жители испытывали минимум тягот и неудобств. Более того, в ряде случаев размеры дани (ясака) в пользу царя определялись в меньшем размере, чем они были, например, при хане Кучуме или у народов, подвластных енисейским кыргызам Ясак с приходом русских людей был снижен с 11 до 9 соболей, а на 1600 г. он был вовсе отменен по случаю приема Б. Годуновым семьи Кучума. Поэтому в целом коренные жители спокойно восприняли факт их вхождения в новое подданство, и огромная территория Сибири была быстро включена в состав Русского государства.

Имперский административный опыт татаро-монголов был во многом заимствован из китайской государственной практики. В ХХ в., наоборот, китайские руководители заимствовали в СССР опыт современного национально-территориального устройства. В отличие от современных им колониальных империй, в России и Китае государством в большей мере обеспечивались возможности внутреннего самоуправления, свободы вероисповедания и не поощрялись проявления национально-конфессиональной розни. Поэтому, несмотря на серьезные общественно-политические катаклизмы и потери ХХ в., Россия и Китай по-прежнему сохранились в виде государств, обладающих многими признаками империи.

Имели место лишь два крупных и длительных конфликта, нашедших силовое решение, — против части сибирских татар (хана Кучума и его наследников) и против енисейских кыргызов. Подавляющая же часть коренного населения Сибири быстро осознала, что вхождение в состав централизованного государства будет означать ликвидацию кровавых междоусобиц (например, у якутов), прекращение набегов со стороны соседей (для ханты, манси, селькупов, енисейских народов и др.), ликвидацию феодальной анархии (у бурятов, большинства сибирских татар). В итоге процесс их вхождения в состав России прошел без серьезных людских потерь.

Сбор ясака русским воеводой
Сбор ясака русским воеводой

Там же, где из-за значительной удаленности или по каким-либо иным причинам власть осуществлялась с запозданием (например, в Приамурье, на Камчатке, Курильских и Алеутских островах), местные жители сильно страдали от бесконтрольного хозяйничания пришельцев.

Таким образом, отношение к коренному населению Сибири объясняется не загадочностью, широтой русской души или убежденным гуманизмом, особой комплементарностью русского народа, а чисто практическим интересом, связанным с пополнением казны. В основе лежал насаждаемый правительством и наработанный в течение столетий стереотип положительного восприятия коренных жителей, позволявший в реальной жизни терпимо относиться к инокультурной традиции. Несмотря на мощные тенденции ассимиляции, это способствовало сохранению вплоть до настоящего времени подавляющего большинства сибирских этносов. Народы Сибири не были истреблены пришельцами. Они в основном сохранили свой бытовой уклад и язык. Процесс присоединения Сибири способствовал прогрессу коренных народов

Принимаемые в XVII — XIX вв. меры по организации данного управления оказались достаточно эффективными и положительно сказались на численности коренных жителей, увеличивавшейся к концу XIX в. почти в 4 раза. Численность бурят увеличилась в 11 раз, якутов в 8 раз, сибирских татар в 3 раза, алтае-саянских народов в 6 раз.

Вначале Сибирь осваивали ссыльные и каторжане. Позднее, уже в XIX веке, сюда стали съезжаться безземельные крестьяне в поисках свободных земель. Переселенцы выбирали схожие с местами исхода природные условия, в основном южные лесостепные районы. Серьезное освоение Сибири началось лишь в конце XIX века. Во многом этому поспособствовала прокладка железнодорожной магистрали. В годы Второй мировой войны в Сибирь эвакуировали крупные заводы и предприятия Советского Союза, что способствовало развитию экономики региона в будущем.

Советское руководство разделило все народы Сибири на отдельные группы, а территориями, на которых они проживали, придало разные формы и уровни автономии: автономные республики в составе РСФСР (Бурятия, Якутия и после 1944 г. Тува), автономные области в составе краев (Хакасия и Горный Алтай), автономные округа в составе краев и областей (Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский, Эвенкийский и др.), автономные сельсоветы (например, для селькупов и других малочисленных народов).

К середине 40-х г.г., после ряда изменений, переделов территорий и т. п., данная система управления полностью устоялась и просуществовала почти без изменений до 1991 г.

В советское время все коренные жители потеряли ряд льгот, которыми они пользовались прежде: уменьшенное налогообложение, отсутствие воинской повинности и т. п. В этом отношении их положение ухудшилось. В то же время, почти все народы приобрели свою письменность, больше возможностей для получения любого уровня образования, в том числе и на родных языках, современное медицинское обслуживание и т. д., что способствовало внутренней консолидации этносов и создавало условия для роста их численности. Для таежных народов, где преобладали охотничье-промысловые формы хозяйства, создавались фактории, интернаты для детей, на льготных условиях продавалось продовольствие, снаряжение и т.п. Например, уже в 1921 г. по результатам работы специальной экспедиции Внешторга в Москве были даны первые распоряжения по обеспечению малых народов Обского Севера продовольствием, охотничьими ружьями и боеприпасами. В итоге общий баланс последствий изменений, произошедших в советское время, для коренного населения Сибири оказался в целом положительным: в XX в. продолжался достоверно фиксируемый общий рост его численности. Оценивая опыт управления коренным населением Сибири в Российской империи и СССР, следует отметить, что он был положительным.

Решение социально-экономических и культурно-образовательных проблем северных регионов во многом связано с развитием образования коренных народов Севера как важнейшей части региональной политики российского государства. Особая роль в этом принадлежит институту народов Севера Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена.

Институт народов Севера (ИНС) Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена – уникальный научно-образовательный центр коренных народов Севера, который 90 лет выполняет важную миссию – готовит специалистов в области этнопедагогики, этнофилологии и этнокультурологии для регионов Севера, Сибири и Дальнего Востока России. Это — научно-педагогические кадры из числа коренных малочисленных народов Севера (КМНС), которые работают в сферах образования, культуры, науки, общественной деятельности в северных регионах.

История института корнями уходит в многолетние традиции педагогического образования в Герценовском университете и неразрывно связаны с историей развития и сохранения языков и культур северных этносов. В этом смысле институт народов Севера — уникальный феномен российского образования. Вклад института в развитие североведения и подготовку кадров для северных регионов отмечен в «Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (Распоряжение Правительства РФ от 04.02.2009 № 132- р).

В ИНС обучаются студенты из более чем 20 северных регионов России; по этническому составу студентов и преподавателей, по количеству преподаваемых и исследуемых языков и культур институт не имеет аналогов в России. На сегодняшний день в институте обучаются по очной (бакалавриат, специалитет, магистратура) и заочной формам более 300 студентов: вепсы, долганы, коряки, коми-ижемцы, манси, нанайцы, нганасаны, ненцы, нивхи, ульта (ороки), ительмены, саамы, селькупы, сойоты, тувинцы-тоджинцы, удэгейцы, ханты, чукчи, эвенки, эвены, эскимосы, юкагиры.

Таким образом, были такие типы колонизации:

- колонизация с целью грабежа и наживы - испанцы в Центральной и Южной Америке и Юго-Восточной Азии, англичане в Индии и Африке и т.д. Жертвам нет числа. Снова появилось рабство.

-колонизация с целью поселения – переселенцы из Англии и Франции в Северную Америку и Австралию. При этом население, которое проживало на территориях, подлежащих их заселению, вытеснялось и уничтожалось.

-колонизация с целью получения от коренного населения дани (русские в Сибири). Для постоянного получения дани для населения создавались достаточно благоприятные условия. Присоединение Сибири произошло относительно мирно. В конечном счете численность коренного населения увеличилась в разы. Свою роль сыграли при этом и субъективные факторы. В целом, у русских в отличие от европейцев проявлений расизма не было. Важную роль сыграло и то, что русские оказались комплементарны (психологически совместимы) с народами, куда они приходили (в том числе и с народами Средней Азии).

Похожие процессы происходили за 300 лет до присоединения Сибири. Русь после ожесточенной войны была покорена татаро-монголами. Захватчики на западе были разбиты Александром Невским (шведы в битве при Калке и немцы в ледовом побоище). Мудрость Александра Невского была в том, что он заключил с Золотой Ордой военно-политический союз, в котором Русь была в подчиненном Золотой Орде положении и полтора столетия выплачивала ей дань. Татаро-монголы же, охраняя своего данника, оказывали Руси помощь в противостоянии давлению с запада, которое, в случае его успеха, могло бы привести к уничтожению Руси так же, как это произошло с государствами ацтеков и инков. Политика Александра Невского позволила сберечь Русь и впоследствии обрести самостоятельность. При покорении русскими Сибири история повторилась в других ролях.