Найти в Дзене

Упражнения, которые помогут разобраться с выдержкой, диафрагмой и ИСО

Оглавление

В предыдущих статьях мы разобрались, что такое экспозиция, как на неё влияют выдержка, диафрагма, ISO и как использовать эти параметры в творческих целях. В этой статье три упражнения, которые помогут закрепить эти знания на практике и перестать путаться в настройках.

Сёъмка движения

Существует два сценария съёмки движущихся объектов.

В первом случае движение останавливается, все процессы замирают и зритель может наблюдать скрытые от взгляда фазы движения или процессы.

В 1877 году фотограф Эдвард Мэйбридж, используя фотографию, разрешил спор между губернатором Калифорнии, который утверждал, что бегущий галопом конь отрывает все ноги от земли и его оппонентом, стоявшем на том, что одна конечность всегда касается земли.

Эдвард Мэйбридж, фазы движения лошади
Эдвард Мэйбридж, фазы движения лошади

Благодаря короткой выдержке, Мэйбридж запечатлел момент горизонтального полёта лошади, чем обеспечил губернатору победу в споре и изобрёл фотофиниш.

Придумайте ситуацию, в которой движение что-то скрывает от человеческого взгляда и поймайте разоблачающий момент.

Для вдохновения посмотрите снимки фотографа Жака Анри Лартига, снимавшего в прыжках своих друзей и родственников.

Жак Анри Лартиг
Жак Анри Лартиг

Второй сценарий передаёт ощущение стремительного движения в кадре. Для этого используется приём, который называется «съёмка с проводкой». Нужно провожать движущийся объект камерой и нажать на спуск, тогда границы объекта останутся чёткими, а окружающее пространство размывается, создавая впечатление быстрого потока.

Уже упомянутого Жака-Анри Лартига в жизни интересовали две вещи — девушки и скорость. Теннисистку в прыжке мы уже видели, а вот так Лартиг снимал автогонки.

Жак Анри Лартиг
Жак Анри Лартиг

Любопытная деталь— овальное колесо автомобиля получилось из-за конструктивных особенностей затвора в первых камерах. Этот визуальный приём взяли на вооружение мультипликаторы, для обозначения быстрого движения.

Попробуйте запечатлеть движущийся объект с эффектом «проводки». Понаблюдайте, как усложняется задача в зависимости от удалённости объекта и фокусного расстояния объектива.

Какой навык тренирует

Несмотря на то что фотография — это статичное изображение, при съёмке часто приходится иметь дело с движением. Даже в таких сюжетах, как постановочный портрет, неподходящее значение выдержки может привести к «шевелёнке» — микросмазу. Съёмка с проводкой, помимо самого эффекта, учит крепко и уверенно держать камеру. В ситуациях недостаточного освещения это может пригодиться, чтобы снимать с длинной выдержкой и не менять значение диафрагмы и не увеличивать ISO. Крепкие руки и хороший вестибулярный аппарат позволят выиграть 2-3 стопа экспозиции и снимать с рук на выдержках 1/8 или 1/4 даже без стабилизатора.

Как выполнить

Прочитайте статью про работу с выдержкой. Из неё вы узнаете, как подобрать подходящую скорость затвора для остановки движения и каким образом компенсировать недосвет при сокращении времени открытого затвора, или пересвет, при съёмке на длинной выдержке.

Манипуляция вниманием зрителя

Возьмите самый светосильный объектив, который вам доступен. Откройте диафрагму максимально широко и в режиме ручной фокусировки понаблюдать, как меняется восприятие сцены в зависимости от того, на какую часть кадра наводится резкость. Попробуйте так поснимать в течение дня. Задача найти точку при наведении на которую, атмосфера сюжета передаётся наилучшим образом.

Затем используйте закрытую диафрагму, стараясь расположить объекты на переднем и заднем плане так, чтобы они образовали новые связи или вступили в конфликт друг с другом.

Самый классический пример — невеста на ладошке. Но этот приём можно использовать тоньше. Посмотрите, как Родни Смит снял рекламу для BMW используя этот же приём.

Родни Смит
Родни Смит

Усложнённый вариант этого задания — съёмка в жанре стрит. В этом случае нельзя использовать постановку. Нужно найти такие связи между предметами в потоке уличной жизни. Например, как на снимке Ли Фридлендера.

Ли Фридлендер
Ли Фридлендер

Какой навык тренирует

Работая с открытой диафрагмой, фотограф отсекает большую часть пространства от внимания зрителя. Фактически фотограф указывает, куда именно нужно смотреть. Ручная фокусировка учит обращать внимание не только на главное, но и на второстепенные детали, которые иногда более красноречивы.

Сделанные на закрытой диафрагме фотографии более информативны. В один кадр вмещается целый рассказ с главными героями, второстепенными персонажами и множеством сюжетных линий. Но процесс съёмки становится сложнее, нужно учитывать что происходит на переднем, среднем и заднем плане.

Как выполнить

Читайте статью про диафрагму, в ней подробно разбираем от чего зависит глубина резкости.

Одинаковые, но разные

Снимите три фотографии с одинаковой экспозицией, но разными значениями выдержки, диафрагмы и ИСО. Для этого задания лучше всего подойдёт натюрморт. Сложите несложную композицию, освещённую ровным, не меняющимся светом. Сделайте первый кадр в автоматическом режиме (подойдёт программный режим «Р»), чтобы камера сама установила начальные параметры съёмки. Запишите значение выдержки диафрагмы и ISO.

Затем переключитесь в ручной режим М, в котором выдержка, диафрагма и ISO устанавливаются самостоятельно. Измените значения, полученные в автоматическом режиме так, чтобы экспозиция кадра осталась неизменной. Повторите операцию трижды, чтобы значения не повторялись. В результате должно получиться три кадра с разными значениями экспопары и ISO, но одинаковой экспозицией (освещённостью кадра).

Какой навык тренирует

Это задание наглядно демонстрирует взаимосвязь трёх компонентов экспозиции: выдержки, диафрагмы и ISO. Фотографу постоянно приходится сталкиваться с ситуацией, когда нужно изменить один параметр для достижения определённой цели, но при этом сохранить освещённость кадра неизменной. Для этого важно знать, как используя два других параметра, компенсировать потерю или избыток освещения.

Как выполнить

Читайте статьи выдержка, диафрагма и ISO. В них подробно разбирается связь параметров экспозиции.