Новая песня прозвучала во вторник, 20 сентября, в эфире Радио «Комсомольская правда» (97,2 FM) в программе «Непарадные портреты с Александром Гамовым».
В передаче приняли участие народный артист России Илья Резник и певица Азиза.
А история этой пронзительной песни началась с того, что журналист «Комсомольской правды» побывал в Луганске, где встретился с главой ЛНР Леонидом Пасечником.
Леонид Иванович в интервью, которое было опубликовано в нашей газете, впервые и поднял эту тему: о героях спецоперации пора бы уже снимать фильмы, писать стихи, песни...
Я рассказал о том своём разговоре Владимиру Путину - это было во время визита президента в Ашхабад.
- Хорошая идея, - одобрил президент. - И песни надо слагать, и стихи писать, и памятники им ставить. Они - Герои!
После этого и взялись за работу знаменитый поэт и известная певица. А я заразился идеей показать процесс создания песни. И понял, что это совсем непростое дело.
Прошло два месяца, прежде чем мне удалось послушать первую запись композиции. Азиза упорно отказывалась напеть хоть строчку по телефону:
- Я вам сразу, Александр, скажу. Я не тот человек, который будет показывать сырой материал. Предпочитаю сначала кропотливую работу провести, над собой, естественно, с поэтом, в музыкальном плане, с аранжировкой, а потом уже вынести результат... даже не на суд, такие песни не обсуждаются, а на свет.
Потому что это больше, чем песня.
- Это реквием. Илья, как рождались строки?
Резник:
- Они рождались всей моей жизнью. Потому что я - дитя войны, я блокадный ребенок, папа у меня погиб в 1944 году.
И вот сейчас происходит военная спецоперация, и опять чей-то отец погибает за свою Родину.
Могу сказать, что к теме я пришел через молитву, которую написал.
Доблестным воинам, павшим в отчаянных битвах,
Кров защитившим родной от беды и страданья
Эта, рожденная сердцем и болью молитва...
Только после этого в сердце родились слова, ставшие реквиемом. А после того, как композитор Александр Батрак положил их на музыку, а Азиса исполнила - песней.
Кстати, Батрак - житель Севастополя, нашего Крыма.
- Приоткройте творческую кухню - почему первое исполнение вы доверили Азизе?
Резник:
- Азиза для нас с Ирой (Ирина - супруга, единомышленник поэта -А.Г.) - родной человек, я певицу знаю с ее 16 лет, когда она жила еще в Ташкенте.
Азиза сама очень много боли в жизни испытала. У нее трагическая судьба. Доля, я бы сказал...
Поэтому, когда наш владыка, епископ Ялтинский Нестор сказал, что реквием должна петь женщина, я подумал об Азизе. В храме Покрова Святой Богородицы мы с ней часто бываем.
Азиза:
- Я крещенная. Мое православное имя - Анфиса.
И хочу добавить, что не понаслышке знаю, что такое война.
Я родилась в семье композитора, заслуженного деятеля искусств Узбекистана Мухамедова Абдурахима Нурматовича. Мой папа - фронтовик, инвалид Великой Отечественной войны. Он в 16 лет вышел из ташкентского детдома сразу на фронт. Он всегда рассказывал нам, своим трем дочерям (я самая младшая в семье), что такое война. Знаете, он нас не щадил, называя вещи своими именами. Поэтому с детства мы через себя уже пропустили боль, которую познал наш отец.
А когда мне исполнилось 18 лет, я тогда уже работала в ансамбле «Садо», мы впервые поехали с концертами в Афганистан. Выступали перед нашими воинами, перед ранеными в госпиталях. Это были совсем мальчишки, максимум 20 лет, кто-то без рук, кто-то без ног. Очень тяжелое зрелище.
А позже часто ездила со своими концертами и в Назрань, и в Чечню во время чеченской войны. В моем репертуаре очень много песен на военные темы, я сама сочиняю.
- Азиза, вы сколько раз были в Афгане?
- Три раза. Конечно, тяжело об этом вспоминать, но тогда мы были совсем молодыми девчонками, не понимали всей опасности, но зато понимали ответственность своей миссии.
Когда я услышала песню Ильи, в моей душе откликнулся плач матерей, которые провожают сыновей на защиту своего Отечества.. Когда мы над текстом работали, я сказала об этом Илье Рахмиэльевичу. Он написал более глубокую строчку - «скорбит в молитвах мать-земля». Понимаете, над каждой строчкой, над каждой фразой мы работали.
- Очень долго, мне показалось.
Резник:
- Азиза к каждой строчке, к каждому слову по-хорошему придирается.
- Например, какие?
Азиза:
- Например, мне, легче петь, когда фраза заканчивается на открытый гласный звук, на «а», на «е». А если на «и», это сковывает, «обрубает» тебя. Я просила Илью заменить строчки, которые заканчивались на согласные или на «у», «и», «ы». Илья тут же, не отходя от телефонной трубки, не меняя смысла текста, давал мне альтернативные слова.
Резник:
- Часто я соглашаюсь. Хотя не во всем. Иногда единовременно рождалось слово или строка какая-то.
- А по манере исполнения у вас было согласие?
Азиза:
- Я человек очень эмоциональный. У меня, как у певицы, достаточно широкий диапазон голосовой. Когда я стала репетировать, все время хотела выходить на какой-то крик, стон, на какую-то сильную эмоцию. Я собиралась уже на втором куплете петь на две октавы выше
Но Илья Рахмиэлевич слышал эту композицию по-другому. Он все время говорил: «Азиза, тише, Азиза, спокойнее . Азиза, сдержаннее».
А мне было очень сложно сдерживать свои эмоции. И так, как он требовал, обычно не пою. Это какая-то другая Азиза, я даже не подозревала, что смогу заставить свой голос звучать по-новому.
Но все же, признаюсь, на своих сольных концертах я не во всем слушаюсь Илью Рахмиэльевича.
- Илья, скажите, кому адресован реквием?
Резник:
- Когда песня зазвучала на книжной ярмарке в Гостином Дворе, буквально на второй фразе все посетители встали. Я думаю, она адресована всем, кто любит свою Родину.
Азиза:
- Я выступила с песней на одной из площадок в День города в Москве. Дети, которые стояли впереди взрослых, плакали. Ну, а ребенка же не обманешь. Он все понимает.
Резник:
- Это сопричастность к судьбе Отечества.
Летим как мотыльки на пламя, Друзей теряем дорогих,
Помянем тех, кого нет с нами. И будем думать о живых.
- Я девять раз бывал в борющемся Донбассе с Иосифом Кобзоном, когда никто из артистов еще туда не ездил. Он там в основном пел советские песни военных лет. «Темная ночь», «Песенка фронтового шофера...»'Илья, на вас эти песни повлияли?
- Конечно! Фильм «Два бойца», в котором звучит шедевр «Темная ночь» композитора Никиты Богословского и поэта Владимира Агатова в исполнении Марка Бернеса, я смотрел в эвакуации на Урале семь раз.
Азиза:
- Вот мы сидим в теплой студии, спокойно идем на работу, в магазин, расслабляемся дома у телевизора, праздники какие-то проводим. А ребята на передовой, встали щитом перед нечистью.
И что я могу сделать для них? Петь!