Найти тему
Капканы Истории

День, когда советские самолёты атаковали американские бомбардировщики

Оглавление

В тот апрельский «Чёрный четверг» 70 лет назад воздушная война над Кореей изменилась, поскольку американцы и их союзники столкнулись с реактивными истребителями МиГ-15.

Советский МиГ-15 шокировал Запад. Один из этих самолетов в авиационном ангаре Боинга в Шантийи, штат Вирджиния. Фото: NASM
Советский МиГ-15 шокировал Запад. Один из этих самолетов в авиационном ангаре Боинга в Шантийи, штат Вирджиния. Фото: NASM

В ярком солнечном свете высоко над Корейским полуостровом блестела серебристая обшивка 39 самолетов B-29 «Суперкрепость», летевших строем. Их задачей в тот день 12 апреля 1951 года было разрушить мост на границе с Китаем и нарушить поток боеприпасов и живой силы в Северную Корею.

Развивавшие скорость чуть больше 500 км/ч, тяжелые бомбардировщики были гордостью ВВС Соединенных Штатов. Считавшийся «непобедимым», самолет с поршневым двигателем, по мнению американцев, помог выиграть Вторую мировую войну против Японии шестью годами ранее, сбросив на островное государство десятки тысяч тонн бомб, а также две атомные бомбы.

В этой атаке «Суперкрепость» сопровождали почти 50 истребителей первого поколения F-84 «Тандерджет». Гораздо более быстрым самолетам пришлось значительно гасить скорость, чтобы оставаться с бомбардировщиками.

Внезапно с большой высоты на американцев обрушились молниеносные самолеты противника. Обладая стреловидным крылом и мощными двигателями, около 30 МиГ-15 спикировали и начали обстреливать американские бомбардировщики. Этими самолетами с северокорейскими и китайскими опознавательными знаками на самом деле управляли лучшие советские пилоты, оттачивавшие свое мастерство против лучших немецких асов во время Великой Отечественной войны.

Медленные B-29 были легкой добычей для более совершенных МиГ-15. Истребители то врывались в строй, то исчезали, в итоге сбив три «Суперкрепости» и тяжело повредив еще семь бомбардировщиков. Уступавшие в маневренности и классе американские самолеты сопровождения были беспомощны против атаки. В суматохе они даже стреляли по своим.

«Наши МиГи открыли огонь по «летающим суперкрепостям», — позже вспоминал советский пилот Сергей Крамаренко. — Один из них потерял крыло, самолет развалился на части. Три или четыре самолета загорелись».
Тихоходные B-29 (вверху: сбрасывают бомбы над Кореей) оказались легкой добычей для МиГ-15. Hulton Archive / Getty Images
Тихоходные B-29 (вверху: сбрасывают бомбы над Кореей) оказались легкой добычей для МиГ-15. Hulton Archive / Getty Images

Это было унизительное поражение ВВС США. Хотя большинство военачальников знали, что дни поршневых бомбардировщиков сочтены, они не ожидали, что наступит день, который стал известен как «Черный четверг». Американские бомбардировки района Синыйджу в Северной Корее были приостановлены на три месяца, пока достаточное количество эскадрилий F-86 «Сейбр», реактивных самолетов со стреловидным крылом, которые могли противостоять МиГ-15, не приняли этот новый вызов в Корейской войне.

Воздушный бой над «Аллеей МиГов», как называли этот сектор Северной Кореи американские пилоты, изменил ход конфликта между мировыми сверхдержавами.

«К 1951 году B-29 «Суперкрепость», стал антиквариатом, хотя в то время мы этого не понимали, — считает Алекс Спенсер, куратор Смитсоновского национального музея авиации и космонавтики. – Дела у бомбардировщиков пошли очень плохо, и очень быстро. Это сражение изменило характер американской воздушной кампании в Корее».

МиГ-15 шокировал Запад своими возможностями. Этот самолет был очень похож на «Сейбр», но имел некоторые преимущества, а именно – потолок полета. МиГ-15 мог летать на высоте 15 000 метров, выше, чем F-86. Плюс на советском самолете были пушки, а не пулеметы: две 23-мм плюс одна 37-мм. «Сейбр» был вооружен шестью пулеметами 50-го калибра.

МиГ-15 был разработан советскими авиаконструкторами Артемом Микояном и Михаилом Гуревичем. Фото: NASM
МиГ-15 был разработан советскими авиаконструкторами Артемом Микояном и Михаилом Гуревичем. Фото: NASM
«Повреждения бомбардировщиков, наносимые МиГ-15, были ужасающими, — рассказал Майк Хэнкинс, куратор музея истории ВВС США. – Большая пушка была специально создана для уничтожения B-29. Вы получаете несколько таких пушечных попаданий, и всё заканчивается. Я слышал, как некоторые пилоты называли их «горящими мячиками для гольфа».

Это тяжелое вооружение плюс высотные возможности делали МиГ-15 очень грозным самолетом. В Музее авиации и космонавтики США один из этих самолетов выставлен в авиационном ангаре Boeing рядом со своим заклятым соперником F-86.

Вид из кабины МиГ-15. Фото: NASM
Вид из кабины МиГ-15. Фото: NASM
«МиГ-15 мог пикировать и совершать атаки с высоты, — говорит Хэнкинс. — Они входили в крутое пике, следовали по траектории и сбивали столько бомбардировщиков, сколько могли. Если бы они их сбивали, это было здорово. Если они повреждали их достаточно, чтобы не дать совершить бомбометание, это тоже было здорово. Самолет был очень эффективен в этом».
«Я до сих пор помню образ в моем сознании: летит армада самолетов в боевом строю», — рассказывал спустя годы советский пилот Сергей Крамаренко (выше, в 2014 году, на Красной площади в Москве). «Внезапно мы пикируем на них. Открываю огонь по одному из бомбардировщиков — тут же валит белый дым, значит, я повредил топливный бак». Фото: Associated Press
«Я до сих пор помню образ в моем сознании: летит армада самолетов в боевом строю», — рассказывал спустя годы советский пилот Сергей Крамаренко (выше, в 2014 году, на Красной площади в Москве). «Внезапно мы пикируем на них. Открываю огонь по одному из бомбардировщиков — тут же валит белый дым, значит, я повредил топливный бак». Фото: Associated Press

Разработанный советскими авиаконструкторами Артемом Микояном и Михаилом Гуревичем, МиГ-15 ошеломил американских военачальников, когда впервые появился над Кореей в 1950 году. Он технически намного превосходил «Падающие звезды» и «Тандерджеты».

Вот что произошло в «Черный четверг». Реактивные истребители F-84 с их прямокрылой конструкцией, аналогичной самолетам Второй мировой войны, явно уступали МиГ-15 со стреловидным крылом.

«Американские ранние истребители были не очень хороши с точки зрения характеристик, — считает Спенсер. – Конструкторы в то время всё еще работали над улучшениями. С F-86 «Сейбр» мы получили стреловидное крыло, которое сильно изменило характеристики реактивных самолетов».

Но до появления «Сейбров» американские истребители не могли угнаться за гораздо более быстрыми МиГ-15. Три-четыре вражеских самолета налетали на беспомощные «Суперкрепости», а затем быстро ускользали от американских истребителей.

После «черного четверга» ВВС США приостановили боевые вылеты дальних стратегических бомбардировок и выжидали три месяца (вверху: группа реактивных истребителей F-86 «Сейбр» на аэродроме, июнь 1951 г.), пока не получили достаточно F- 86 «Сейбров», чтобы сравняться по силе с советскими самолетами. Фото: Interim Archives / Getty Images
После «черного четверга» ВВС США приостановили боевые вылеты дальних стратегических бомбардировок и выжидали три месяца (вверху: группа реактивных истребителей F-86 «Сейбр» на аэродроме, июнь 1951 г.), пока не получили достаточно F- 86 «Сейбров», чтобы сравняться по силе с советскими самолетами. Фото: Interim Archives / Getty Images
«F-84 были намного медленнее, — говорит Хэнкинс. — И они еще и летали медленнее, чтобы оставаться с бомбардировщиками. МиГи были настолько быстрее, что американские пилоты просто не имели возможности их догнать. Это заставало их врасплох».

Для советского летчика Крамаренко это памятный момент. Его эскадрилья не только сорвала бомбардировку моста через реку Ялу, но и продемонстрировала всему миру, что советская техника не уступает американской.

«Я до сих пор помню образ в моем сознании: летит армада самолетов в боевом строю», — рассказывал спустя годы советский пилот Сергей Крамаренко. — Внезапно мы пикируем на них. Открываю огонь по одному из бомбардировщиков — тут же валит белый дым, значит, я повредил топливный бак».

После «черного четверга» ВВС США приостановили боевые вылеты дальних стратегических бомбардировок и выжидали три месяца, пока не получили достаточно F- 86 «Сейбров», чтобы сравняться по силе и возможностям с советскими самолетами. Только после этого B-29 разрешили возобновить полеты над «Аллеей МиГов» вдоль китайской границы — и только в сопровождении «Сейбров».

В музее Удвар-Хази выставлен истребитель со стреловидным крылом F-86 «Сейбр» — главный соперник МиГ-15. Фото: NASM
В музее Удвар-Хази выставлен истребитель со стреловидным крылом F-86 «Сейбр» — главный соперник МиГ-15. Фото: NASM

Хотя многие эксперты считают его равным «Сейбр», Спенсер полагает, что советский самолет имел небольшое преимущество. Он отмечает, что МиГ-15 имел невероятно прочный корпус, и его было проще обслуживать.

«МиГ-15 был очень надежным самолетом, — говорит Спенсер. – Это было характерно для советских самолетов на протяжении всей Холодной войны. Их самолеты могли эксплуатироваться в гораздо более суровых условиях и на гораздо более жестких аэродромах, чем наши».
  • Пожалуйста, помните, что у всех нас разные мнения, подумайте, прежде чем говорить или писать что-то жестокое по отношению к другим. В конце концов, мы всего лишь люди. Чтобы поделиться опытом или оставить комментарий, просто напишите ниже.
  • Присоединяйтесь к «Истории» в Телеграм.

Дорогой друг, спасибо за чтение! Надеемся, ты оценишь скромный труд авторов этого канала. Пожалуйста, поставь лайк, подпишись на наш канал, расскажи о нем в соцсетях.