Федеральный закон "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 31.07.2020 N 259-ФЗ, который регулирует ЦФА и ЦВ, действует уже 2 года. Но несмотря на это, все еще существует путаница между этими двумя понятиями. Попробую объяснить, чем же цифровые валюты (они же криптовалюты) отличаются от цифровых финансовых активов.
Итак, закон определяет ЦФА как цифровые права, в которые входят денежные требования, право участия в капитале непубличных акционерных обществ, право требований передачи эмиссионных ценных бумаг и т.д. Эти права выпускаются в системе на основе распределенного реестра, то есть, говоря простыми словами, в блокчейне. По сути, ЦФА – это некий аналог акций, векселей, облигаций, договоров займа, но в «блокчейн-упаковке», их выпуск производится путем внесения записей в блокчейн или в какую-то иную информационную систему.
Отличительная черта ЦФА – это наличие эмитента, то есть лица или компании, которые их выпускают и от которых можно потребовать исполнения обязательств по ним. По сути, система ЦФА работает аналогично с классическим фондовым рынком - компания выпускает ЦФА практически так же, как облигации или акции.
Еще один момент – ЦФА могут выпускаться только через операторов, официально зарегистрированных в реестре Центробанка. Если токен не имеет решения о выпуске или он был эмитирован компанией, не записанной в реестр – это не ЦФА. Кстати, на сегодня сложилась странная ситуация - хотя закон о ЦФА уже существует, самих ЦФА в нашей стране пока нет. Банк России выдал разрешение «на осуществление деятельности в качестве оператора систем по выпуску цифровых финансовых активов» всего трем компаниями – это Сбер, Lighthouse и Atomyze, но и они пока не выпустили ни одного ЦФА.
Теперь несколько слов о цифровых валютах и их особенностях. Согласно все тому же федеральному закону, ЦВ – это некая совокупность электронных данных, например, цифрового кода или обозначения. Они также находятся в информационной системе, но при этом цифровыми правами, в отличие от ЦФА, не являются. Хорошо известные всем биткоин и эфир – это как раз и есть цифровые валюты. Согласно закону, ЦВ не являются денежной единицей, однако могут быть средством платежа или инвестиций. Одновременно с этим утверждением закон запрещает принимать цифровые валюты в качестве оплаты за товары, услуги и работы. Налицо явное противоречие.
Важная особенность ЦВ – отсутствие лица или компании, имеющего обязательства перед владельцами валюты. Оператор ЦВ и узлы блокчейна, в которых она существует, только обеспечивают порядок ее выпуска и правильную запись в системе. Проще говоря, если у вас есть криптовалюта и вы хотите от нее избавиться, вы не можете потребовать оператора выкупить ее у вас.
Подведем итог. По российскому законодательству:
- цифровая валюта = криптовалюта.
- цифровые финансовые активы ≠ криптовалюта; это ценные бумаги, занесенные в блокчейн.