Найти в Дзене
ВТБ Страна

Программы МВА — чересчур дорогое обучение или эффективный механизм повышения профессионализма?

Оглавление

Сегодня о МВА — программах постдипломного бизнес-образования
для управленцев и предпринимателей — спорят все чаще: «Дорого? Или результаты того стоят?». Попробуем выяснить, в чем особенность такого обучения и почему оно остается популярным, несмотря на непривычно высокую стоимость.

Слушатели МВА © Marketing htwchur, CC BY-SA 4.0, Wikimedia Commons
Слушатели МВА © Marketing htwchur, CC BY-SA 4.0, Wikimedia Commons

В поисках истоков бизнеса-образования

Бизнес-образование явление не новое, имеющее уже столетнюю историю. Еще в начале 20 века в штате Нью-Гэмпшир, США, из Дартмутского колледжа выпустились первые дипломированные бизнесмены со степенью Master of Business Administration (MBA).

До современных МВА этим программам было, конечно, далеко. Обучение первых специалистов больше походило на эксперимент: требовались годы, чтобы собрать идеальную программу для управленцев и отыскать баланс между теорией и практикой, академическими основами и потребностями развивающегося рынка.

Возрастающая потребность мировой экономики в новых специалистах, способных справляться с постоянной трансформацией рынка, сделала степень МВА популярной и востребованной. В 50-е годы 20 века бизнес-обучение пришло в Европу, а в свободные 90-е появилось и в России.
На рынках Азии и Восточной Европы до сих пор наблюдается так называемый «MBA-бум».

В чем особенность программы

Слушатели МВА в ВШМ СПбГУ © пресс-служба СПбГУ
Слушатели МВА в ВШМ СПбГУ © пресс-служба СПбГУ

Сначала специалистов администрирования обучали сразу после школьной скамьи, но современный слушатель МВА должен получить не только профильное образование, но и опыт практической деятельности. Классическая американская модель МВА предполагает обучение
на протяжении двух лет: на первом курсе — базовые дисциплины.
На втором — по выбору студента.

Сейчас помимо так называемого full-time MBА (очный формат образования), существуют еще part-time MBA (очно-заочный вариант)
и сокращенный курс mini MBA длительностью один год.

Общепринятая основа программ — метод кейсов. Слушатели в процессе постоянного взаимодействия друг с другом решают проблемные ситуации из реальной практики различных компаний. Причем разработан это метод был во всемирно известной американской бизнес-школе Harvard Business School, поэтому часто кейсы называют «гарвардскими». Важное место занимает метод проектов: слушатель по окончании программы должен уметь представлять свои идеи и отстаивать их.

Коллективная работа, которая лежит в основе МВА, активно развивает навыки коммуникации и эффективного взаимодействия: в результате мозговых штурмов часто прямо на обучении возникают идеи стартапов
и новые стратегические планы развития бизнеса. Погружение в общество мотивированных коллег содействует личностному и профессиональному росту слушателей МВА. Как отмечал профессор программы в «СКОЛКОВО» Майк Шимански: «
Это единственный способ попасть в закрытое бизнес-сообщество, которое объединяет топовых профессионалов».

В погоне за низкой ценой

Важная особенность МВА образования, отличающая его от других магистерских программ экономического и управленческого профиля, — это цена. Стоимость качественного обучения МВА в России колеблется
от 1,3 млн руб. в НИУ ВШЭ и ВШМ СПбГУ до 4,8 млн руб. в московском «СКОЛКОВО». А средняя цена учебы на программе MBA за рубежом
и вовсе составляет от 50 до 200 тыс. долларов США. Поэтому многие слушатели решаются на программы псевдо-МВА, которые, как правило, предлагаются за более низкую стоимость.

Наводнение образовательного рынка такими суррогатами, которые позиционируют себя как МВА, связано с отсутствием в России, как
и в большей части мира, государственной аккредитации МВА.
За постдипломными бизнес-программами установлен так называемый «общественный контроль», то есть надзор за качеством предоставления услуг по обучению МВА исходит от общественных организаций, у которых есть свои, пусть и не государственные, стандарты качества. Однако такая аккредитация является процедурой добровольной.

© Campaign Creators, Unsplash
© Campaign Creators, Unsplash

Пользуясь этим, под оберткой программ МВА часто скрываются некачественные заменители. Они предоставляют слушателю недостаточное количество контактных часов или даже полностью дистанционный формат обучения, который несовместим с бизнес-образованием такого уровня. Отсутствие необходимого количества практической и коллективной деятельности, которая является основой МВА, не позволяет достичь всех заявляемых результатов программы.

Многие российские школы подтверждают свои компетенции в НАСДОБР — Национальном аккредитационном совете бизнес-образования в России. Это независимая негосударственная организация, основанная крупнейшими ассоциациями работодателей страны: РСПП, ТПП, Ассоциация российских банков, Ассоциация менеджеров, «Деловая Россия» и Российская ассоциация бизнес образования. Однако «золотой стандарт» аккредитаций в бизнес-образовании — AACSB, AMBA и EQUIS. Все три международные аккредитации образуют известный бренд — Triple Crown accreditation. Только один процент бизнес-школ во всем мире школ обладают «тройной короной», в России это Высшая школа менеджмента Санкт-Петербургского университета — ВШМ СПбГУ.

Соотношение цены и качества в цифрах

Слушатели, которые поступают на программы МВА, требуют от такого образования в первую очередь повышения своей конкурентоспособности на рынке труда или укрепления позиции внутри компании и, как следствие, роста доходов.

Согласно исследованиям международной рекрутинговой компании Hays
в России, 77% российских работодателей действительно считают, что степень МВА увеличивает стоимость сотрудника. Это связано с тем, что абсолютное большинство работодателей считают представляемые степенью МВА навыки и знания в направлении стратегического развития бизнеса ключевыми для успеха компании.

По статистике портала MBA.SU, менеджеры, продвинувшиеся по карьерной лестнице после окончания МВА, в течение двух лет в среднем увеличили свой доход в 1,5 раза. А зарплата соискателя с МВА, по данным рекрутеров, на 25–30% больше, чем зарплата других кандидатов. Поэтому для многих слушателей МВА высокая стоимость обучения — это необходимые издержки для роста благосостояния.

© krakenimages, Unsplash
© krakenimages, Unsplash

Но программы МВА — это не только возможность резкого повышения доходов и конкурентоспособности, но и точка личностного роста. Общение с активными и современными профессионалами мотивирует самосовершенствоваться.

Результаты МВА, по мнению 70% выпускников, полностью оправдывают вложенные деньги и время и открывают новую страницу в профессиональном и личностном формировании специалиста.

Банк ВТБ поддерживает развитие одной из лучших в России и в мире программ МВА на базе Высшей школы менеджмента СПбГУ. Здесь университетская теория сочетается с большим объемом работы
с реальными бизнес-кейсами. Такое комбо точно делает обучение востребованным и эффективным. Вот что рассказывает о программе
Ольга Дергунова, заместитель президента-председателя правления Банка ВТБ, директор Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского университета (ВШМ СПбГУ):

«Что представляет собой ВШМ СПбГУ сегодня? Первое: это бизнес-школа в топ-3 бизнес-школ России, у которой есть рейтинги в Financial Times и The Economist. ВШМ СПбГУ вошла в 1% лучших бизнес-школ мира, обладающих так называемой тройной короной аккредитаций: AMBA (США), EQUIS (Евросоюз) и AACSB (США). В России таким статусом не обладает ни одна другая бизнес-школа. Но главное достижение и гордость ВШМ СПбГУ — выпускники! Именно они рассказывают миру о том, насколько они довольны полученным образованием и чему их научили».