Сегодня о МВА — программах постдипломного бизнес-образования
для управленцев и предпринимателей — спорят все чаще: «Дорого? Или результаты того стоят?». Попробуем выяснить, в чем особенность такого обучения и почему оно остается популярным, несмотря на непривычно высокую стоимость.
В поисках истоков бизнеса-образования
Бизнес-образование явление не новое, имеющее уже столетнюю историю. Еще в начале 20 века в штате Нью-Гэмпшир, США, из Дартмутского колледжа выпустились первые дипломированные бизнесмены со степенью Master of Business Administration (MBA).
До современных МВА этим программам было, конечно, далеко. Обучение первых специалистов больше походило на эксперимент: требовались годы, чтобы собрать идеальную программу для управленцев и отыскать баланс между теорией и практикой, академическими основами и потребностями развивающегося рынка.
Возрастающая потребность мировой экономики в новых специалистах, способных справляться с постоянной трансформацией рынка, сделала степень МВА популярной и востребованной. В 50-е годы 20 века бизнес-обучение пришло в Европу, а в свободные 90-е появилось и в России.
На рынках Азии и Восточной Европы до сих пор наблюдается так называемый «MBA-бум».
В чем особенность программы
Сначала специалистов администрирования обучали сразу после школьной скамьи, но современный слушатель МВА должен получить не только профильное образование, но и опыт практической деятельности. Классическая американская модель МВА предполагает обучение
на протяжении двух лет: на первом курсе — базовые дисциплины.
На втором — по выбору студента.
Сейчас помимо так называемого full-time MBА (очный формат образования), существуют еще part-time MBA (очно-заочный вариант)
и сокращенный курс mini MBA длительностью один год.
Общепринятая основа программ — метод кейсов. Слушатели в процессе постоянного взаимодействия друг с другом решают проблемные ситуации из реальной практики различных компаний. Причем разработан это метод был во всемирно известной американской бизнес-школе Harvard Business School, поэтому часто кейсы называют «гарвардскими». Важное место занимает метод проектов: слушатель по окончании программы должен уметь представлять свои идеи и отстаивать их.
Коллективная работа, которая лежит в основе МВА, активно развивает навыки коммуникации и эффективного взаимодействия: в результате мозговых штурмов часто прямо на обучении возникают идеи стартапов
и новые стратегические планы развития бизнеса. Погружение в общество мотивированных коллег содействует личностному и профессиональному росту слушателей МВА. Как отмечал профессор программы в «СКОЛКОВО» Майк Шимански: «Это единственный способ попасть в закрытое бизнес-сообщество, которое объединяет топовых профессионалов».
В погоне за низкой ценой
Важная особенность МВА образования, отличающая его от других магистерских программ экономического и управленческого профиля, — это цена. Стоимость качественного обучения МВА в России колеблется
от 1,3 млн руб. в НИУ ВШЭ и ВШМ СПбГУ до 4,8 млн руб. в московском «СКОЛКОВО». А средняя цена учебы на программе MBA за рубежом
и вовсе составляет от 50 до 200 тыс. долларов США. Поэтому многие слушатели решаются на программы псевдо-МВА, которые, как правило, предлагаются за более низкую стоимость.
Наводнение образовательного рынка такими суррогатами, которые позиционируют себя как МВА, связано с отсутствием в России, как
и в большей части мира, государственной аккредитации МВА.
За постдипломными бизнес-программами установлен так называемый «общественный контроль», то есть надзор за качеством предоставления услуг по обучению МВА исходит от общественных организаций, у которых есть свои, пусть и не государственные, стандарты качества. Однако такая аккредитация является процедурой добровольной.
Пользуясь этим, под оберткой программ МВА часто скрываются некачественные заменители. Они предоставляют слушателю недостаточное количество контактных часов или даже полностью дистанционный формат обучения, который несовместим с бизнес-образованием такого уровня. Отсутствие необходимого количества практической и коллективной деятельности, которая является основой МВА, не позволяет достичь всех заявляемых результатов программы.
Многие российские школы подтверждают свои компетенции в НАСДОБР — Национальном аккредитационном совете бизнес-образования в России. Это независимая негосударственная организация, основанная крупнейшими ассоциациями работодателей страны: РСПП, ТПП, Ассоциация российских банков, Ассоциация менеджеров, «Деловая Россия» и Российская ассоциация бизнес образования. Однако «золотой стандарт» аккредитаций в бизнес-образовании — AACSB, AMBA и EQUIS. Все три международные аккредитации образуют известный бренд — Triple Crown accreditation. Только один процент бизнес-школ во всем мире школ обладают «тройной короной», в России это Высшая школа менеджмента Санкт-Петербургского университета — ВШМ СПбГУ.
Соотношение цены и качества в цифрах
Слушатели, которые поступают на программы МВА, требуют от такого образования в первую очередь повышения своей конкурентоспособности на рынке труда или укрепления позиции внутри компании и, как следствие, роста доходов.
Согласно исследованиям международной рекрутинговой компании Hays
в России, 77% российских работодателей действительно считают, что степень МВА увеличивает стоимость сотрудника. Это связано с тем, что абсолютное большинство работодателей считают представляемые степенью МВА навыки и знания в направлении стратегического развития бизнеса ключевыми для успеха компании.
По статистике портала MBA.SU, менеджеры, продвинувшиеся по карьерной лестнице после окончания МВА, в течение двух лет в среднем увеличили свой доход в 1,5 раза. А зарплата соискателя с МВА, по данным рекрутеров, на 25–30% больше, чем зарплата других кандидатов. Поэтому для многих слушателей МВА высокая стоимость обучения — это необходимые издержки для роста благосостояния.
Но программы МВА — это не только возможность резкого повышения доходов и конкурентоспособности, но и точка личностного роста. Общение с активными и современными профессионалами мотивирует самосовершенствоваться.
Результаты МВА, по мнению 70% выпускников, полностью оправдывают вложенные деньги и время и открывают новую страницу в профессиональном и личностном формировании специалиста.
Банк ВТБ поддерживает развитие одной из лучших в России и в мире программ МВА на базе Высшей школы менеджмента СПбГУ. Здесь университетская теория сочетается с большим объемом работы
с реальными бизнес-кейсами. Такое комбо точно делает обучение востребованным и эффективным. Вот что рассказывает о программе Ольга Дергунова, заместитель президента-председателя правления Банка ВТБ, директор Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского университета (ВШМ СПбГУ):
«Что представляет собой ВШМ СПбГУ сегодня? Первое: это бизнес-школа в топ-3 бизнес-школ России, у которой есть рейтинги в Financial Times и The Economist. ВШМ СПбГУ вошла в 1% лучших бизнес-школ мира, обладающих так называемой тройной короной аккредитаций: AMBA (США), EQUIS (Евросоюз) и AACSB (США). В России таким статусом не обладает ни одна другая бизнес-школа. Но главное достижение и гордость ВШМ СПбГУ — выпускники! Именно они рассказывают миру о том, насколько они довольны полученным образованием и чему их научили».