Найти тему
БИЗНЕС Online

Сергей Пускепалис: «Никому не нравится война, но мы боремся с мерзавцами»

Оглавление

Известный актер и режиссер сегодня погиб в ДТП, а еще летом рассказывал «БИЗНЕС Online» о том, какой будет российская культура после СВО

Сегодняшняя новость о гибели в автокатастрофе Сергея Пускепалиса шокировала мир российского кино и театра. Трагедия случилась на трассе в Ярославской области, 56-летний именитый актер и режиссер с августа 2019-го возглавлял в качестве худрука Ярославский драмтеатр им. Волкова, старейший в стране. В этом качестве Пускепалис летом 2022-го приезжал в Казань на большие гастроли своего театра. А «БИЗНЕС Online» разговаривал с ним даже дважды, настолько интересным показались размышления художника о сегодняшнем и будущем дне отечественной культуры. Наш герой, соратник Захара Прилепина и Эдуарда Боякова, должен был стать одним из тех, кто определит судьбу отечественного искусства в новую эпоху, но…

   Актер и режиссер, погибший сегодня в ДТП, еще летом рассказывал «БИЗНЕС Online» о том, какой будет российская культура после СВО
Актер и режиссер, погибший сегодня в ДТП, еще летом рассказывал «БИЗНЕС Online» о том, какой будет российская культура после СВО

«Действие сделано бережно, без ненужной сатиры и отрицания советского прошлого»

— Сергей, на следующей неделе в столице Татарстана начинаются большие гастроли ярославского театра драмы имени Волкова, который вы возглавляете с августа 2019 года. Первой в вашей казанской афише стоит «Калина красная». Почему решили начать со спектакля, вдохновленного легендарным фильмом Василия Шукшина?

— Мы могли бы открыть казанские гастроли любым спектаклем, так как отвечаем за его качество. Каждая постановка занимает достойное место в репертуаре нашего театра. Мы хотим как можно больше, лучше, качественнее порадовать зрителей Казани и сами пройти некий экзамен в замечательном месте.

Как может не понравиться проза Шукшина? Человеческие взаимоотношения, вопросы и ответы, заложенные в этом сочинении, делают его бессмертным. Тактичный и в то же время пристальный разбор текста от Владимира Смирнова (Даная) (режиссер спектакля — прим. ред.) вызывает уважение и правильный отклик у публики. Конечно, у всех перед глазами великолепный фильм, где Егора Прокудина играет сам Василий Макарович [Шукшин]. Но и мы предлагаем интересное современное переосмысление сюжета. Сравнивать киноповесть и спектакль бессмысленно. Однако наше действие тоже вызывает сочувствие и серьезное подключение зрителя. И смешно, и страшно.

— Свой спектакль «…Забыть Герострата!», который труппа также покажет в Казани, вы считаете особенно актуальным. Почему?

— Он транслирует идею, которая сейчас широко осмысливается и обсуждается. Это позиционирование себя как индивидуальности разными способами. Можно, как Герострат, разрушить храм и войти в историю. Но стоит ли эта память ужасных деяний? В эру TikTok мы видим некую разнузданность в желании увековечить себя, выдвинуться из массы. Иногда это граничит с поступком героя спектакля, поэтому важно поприсутствовать при разборе такого явления. Оценка поступка, совершенного Геростратом 2 тысячи лет назад, актуальна и сегодня.

   Спектакль «Калина красная»
Спектакль «Калина красная»

— Еще одно гастрольное название — спектакль «Страх» по пьесе советского драматурга Александра Афиногенова. Впервые литературный первоисточник был поставлен в Волковском театре в 1930-е, спустя 90 лет он пережил здесь второе рождение. Есть ли в новом спектакле переклички с первой версией?

— Я не знаю, как была сделана первая постановка, и ориентировался ли на нее режиссер Арсений Мещеряков, ученик Андрея Могучего, выпускник Санкт-Петербургской академии театрального искусства. Но сама тема пьесы, как и в случае с «Геростратом», нам близка. Мы часто задаемся вопросом, откуда произошли и что предшествовало строительству нашего государства.

«Страх» Афиногенова, подобно «Роковым яйцам» и «Собачьему сердцу» Булгакова, — пьеса о людях, всерьез задумывавшихся о кардинальной перестройке общества. Они отважно осуществляли ее без всякого опыта. Создавая этот спектакль, мы поняли, какой ценой строилась Россия, кто этим занимался и что мы наследуем. Действие сделано бережно, без ненужной сатиры и отрицания советского прошлого, с пристальным вниманием к людям, движимым космической задачей — как обустроить новую жизнь нового человека? Спектакль понравится и школьникам, и пожилым людям, так как в его героях мы видим своих дедушек, бабушек и фундамент, на котором сейчас стоим.

   Спектакль «…Забыть Герострата!»
Спектакль «…Забыть Герострата!»

— Среди философских литературно-театральных опусов в гастрольной программе выделяется комедия «Неаполитанские каникулы». Почему итальянская пьеса, написанная столетие назад, до сих пор не утратила остроты и может быть интересна сегодня российскому зрителю?

— Этот удивительный материал написан Эдуардо Скарпеттой — отцом Эдуардо де Филиппо, представителя итальянского неореализма. «Неаполитанские каникулы» — совершенная комедия положений, и от страшно закрученной интриги зритель будет в восторге. Тем более спектакль поставил итальянец Паоло Эмилио Ланди, знающий особенности национального характера. В театре Волкова пьеса идет при полных залах с неизменным успехом. И я понимаю почему. У всех иногда возникает потребность пошутить и повеселиться, но не дебильно смеяться, а рождать правильный, здоровый смех сочувствия. Думаю, казанская публика запомнит сюжет, получит невероятное удовольствие, заряд оптимизма и бодрости. А также увидит прекрасные актерские работы, ведь любая комедия требует от артиста мастерства. У нас с этим все в порядке.

— Привезенные спектакли удивляют разнообразием жанров и литературных первоисточников. На каких категориях сегодня базируется репертуарная политика Ярославской драмы?

— Она складывается невероятным, чудесным образом. Никто не ответит вам, как именно. Никаких формул и методик у меня нет, общих клише и правил тоже не существует. Как любой художественный руководитель, я вижу интерес и потенциал своих коллег и совмещаю их с выполнением объемного государственного задания, включающего обеспечение посещаемости, зарплат и тому подобное. Насколько удачно — спросите в министерстве культуры. Скажу лишь, что творчество для меня всегда стоит на первом месте.

   Спектакль «Страх»
Спектакль «Страх»

«Для создания патриотического театра в центре Москвы у меня реализовалось все»

— Обратимся к недавней эпохе вашей деятельности во МХАТе имени Горького в качестве заместителя худрука по творческой работе. Как вам работалось с Эдуардом Бояковым и Захаром Прилепиным?

— Прекрасно. Это чудесные люди, точно понимающие свои цели и задачи. Каждый из них — яркая, талантливая личность. Бояков — один из серьезных режиссеров, хотя мне кажется, что уникальна в нем именно продюсерская жилка. Эдуард — создатель «Золотой маски» и множества проектов, которым нет равных в плане смелости, креативности и нетривиальности. Порой креатив его подводит, как в случае с Бузовой, когда Бояков, выражаясь техническим языком, хотел расширить круг зрителей. Но я убежден, все оттого, что он человек успеха. Это хорошее профессиональное качество. Успех Эдуард видит по-своему, иногда его взгляд не совпадает с чьим-то мнением. Однако он чрезвычайно ответственен за объемы, возникающие в ходе работы.

О Прилепине уже многое сказано. Я польщен и горд нашим знакомством, читаю его произведения, иногда подслушиваю, что говорит этот человек, и практически на 100 процентов разделяю его взгляды, отношение к миру, к прошлому, настоящему и будущему.

— Вспомните день, когда вы трое встали у руля МХАТа. Какие идеи мечтали воплотить?

— То, что хотел реализовать, я сделал. Во МХАТе я поставил спектакль по пьесе Валентина Распутина «Последний срок». Он до сих пор сохранился в репертуаре. На днях мне звонили актеры и рассказывали, что спектакль с успехом прошел в Екатеринбурге. Я рад, что кусочек моего творчества остался в этом театре.

— И все же вы рассчитывали на большее? Что произошло, Москва не созрела до настоящего патриотического театра нового типа, ведь Бояков покинул МХАТ имени Горького?

— Как помощник художественного руководителя, я должен был просто поставить качественный спектакль, что я и сделал. Поэтому для создания патриотического театра в центре Москвы у меня реализовалось все. Потом последовало предложение возглавить первый русский театр драмы имени Волкова. Я откликнулся, прошел сложный конкурс и теперь служу в Ярославле.

   Спектакль «Неаполитанские каникулы»
Спектакль «Неаполитанские каникулы»

«Хорошего, талантливого кино всегда будет мало»

— Художественное руководство театром в Ярославле вы активно совмещаете со съемками, например в патриотическом кино. По каким критериям выбираете картины для участия?

— От того что мы 25 раз назовем фильм патриотическим, ничего не изменится. Я снимаюсь не в патриотических картинах, а в хороших. Есть фальшивые, лживые темы, а есть настоящие. Если вы называете их патриотическими, я очень рад. Значит, так и есть. Хорошее кино экспонирует всю сложность жизни, ее многообразие, амбивалентность и стремление к тому, чтобы после нас жизнь расцветала. А не чтобы случился потоп.

— Уже много лет в России хотят видеть качественные патриотические картины. Из бюджета государства на них выделяются сотни миллионов. Но на деле выходит много проходных фильмов, которые не имеют успеха в прокате и получают отрицательные отзывы зрителей и профессионалов. Почему ситуация складывается таким образом?

— Не хочу комментировать это. Но хорошего, талантливого кино всегда будет мало.

— Как изменить ситуацию?

— Снимать хорошие фильмы.

— В каких хороших фильмах собираетесь сниматься в ближайшее время?

— Скажу, что в начале июня, к радости зрителей, мы начнем снимать финальную часть фильма «А у нас во дворе» с Равшаной Курковой. В марте следующего года будем работать над продолжением картины «Шифр». Я уже запутался, какая часть выйдет на экраны, но с удовольствием снимаюсь в этом фильме и вижу там для себя новые актерские задачи.

— Вы говорили, что не снимаетесь в западных картинах, потому что вам не нравится, как в них изображают русского человека. А если предложат интересную роль, согласитесь?

— Обязательно. Я не снимаюсь не в западных фильмах, а в сценариях, которые мне предлагают коллеги. Меня не удовлетворяют опции потенциальных героев, штампы и пропаганда. Если будет достойный сюжет, не такой, где русские — сложные и суровые ребята, а такой, который раскроет наши человеческие особенности, с радостью поучаствую. У меня нет предубеждений против зарубежных картин.

— А интересуетесь, что пишут о вас и вашей работе в сети?

— Я никогда не вбиваю в поисковик свою фамилию, потому что не знаю людей, комментирующих мою деятельность, и не привык прислушиваться к их мнению. Вот вы пришлете мне материал, я прочту его и отвечу, к месту мы сделали интервью или нет.

   «Тема спецоперации еще недостаточно исследована, и иногда наши ребята, подверженные эмоциональному восприятию мира, видят лишь первый слой»
«Тема спецоперации еще недостаточно исследована, и иногда наши ребята, подверженные эмоциональному восприятию мира, видят лишь первый слой»

«Тема спецоперации еще недостаточно исследована»

— Зато среди отечественных деятелей культуры можно встретить полярные мнения относительно спецоперации ВС РФ на Украине. Как вы относитесь к коллегам, критикующим ее?

— Я бы посоветовал им изучить вопрос, прежде чем высказываться. Тема спецоперации еще недостаточно исследована, и иногда наши ребята, подверженные эмоциональному восприятию мира, видят лишь первый слой. Конечно, никому не нравится война. Это самое страшное проявление человеческих отношений. Но, когда видишь, что мы боремся с мерзавцами всего мира, осознаешь, что спецоперация — это крайняя необходимость и наш президент оказался вынужден принять такое решение. Я понимаю, как ему сложно было подобное сделать. Поэтому, повторюсь, сначала нужно изучить вопрос. Особенно людям, которые выступают в качестве любимых актеров, певцов и тому подобного.

— Министр культуры РТ Ирада Аюпова считает, что многие артисты критически высказываются о спецоперации для того, чтобы привлечь к себе внимание СМИ. При этом их истинную позицию определить сложно, так как флагом современного общества стало лицемерие. Согласны с такой позицией?

— Посмотрите спектакль «…Забыть Герострата!». Надеюсь, госпожа Аюпова тоже придет в театр, и мы вместе подтвердим ее точку зрения.

— Критикующим спецоперацию украинским артистам (некоторые из которых до того активно работали в РФ) запретили въезд в нашу страну на 50 лет. Такое решение справедливо или желающие приехать в Россию должны иметь на это право?

— Это зависит от их степени раскаяния. Я всегда говорю, что за одного битого дают двух небитых. Если человек действительно осознает, что погорячился, и поступками попытается исправить вред, который привнес в национальную ситуацию, связанную с непростым временем нашего государства, то почему бы и нет?

— Согласны ли вы с тем, что в России вскоре начнет формироваться новая культурная элита? На каких категориях будет базироваться ее работа?

— Это тема для часового доклада. Если коротко, у нас нет других вариантов. Мы должны осознать ситуацию и начать вырабатывать инструменты для стимуляции талантливых людей, которые будут отражать в искусстве социально значимые вопросы нашего государства. Сейчас мы стоим в начале пути. Последние 30 лет россиян якобы интегрировали в общий культурный поток, но это не всегда шло нам на пользу.

— Сегодня до сих пор есть сложности с гастролями отечественных артистов за рубежом и приглашением иностранных звезд в Россию. Не замедлит ли столь масштабное «отключение» от Запада развитие российской культуры? Все же межкультурный опыт и определенная конкуренция давали ей импульс к непрерывному совершенствованию.

— Иногда межкультурный опыт полезно на время отключить и сосредоточиться на достижениях, существующих внутри страны. Провести импортозамещение нравственных ценностей. Я не вижу в нынешней ситуации ничего криминального. Наоборот, будет время осмотреться, отказаться от погони и непонятной конкуренции с чуждыми подчас нам явлениями. А хорошее все равно пробьется.

Наш театр проехал почти весь мир. Не забудем и о международном волковском фестивале «Русская литература на сцене Первого русского». В сентябре мы вновь откроем им сезон и уже разговариваем с коллективами, которые могут и хотят приехать в Ярославль. Пока на связи немцы, сербы и венгры, хотя мы открыты для всех и готовы к любым приглашениям извне. Только что труппа вернулась из Абхазии, где с огромным успехом представила четыре спектакля. В ближайших планах выступления в Казани, Ульяновске, Сергиевом Посаде, Вологде, Димитровграде. Так что с гастролями у нас все в порядке.

8 июня

   «Наш театр проехал почти весь мир»
«Наш театр проехал почти весь мир»

«Уехавшие ребята могут и не пригодиться»

— Сергей, в нашем предыдущем разговоре мы затронули тему смены культурной элиты в России, некоторые из ваших тезисов даже опубликовал в своем телеграм-канале Захар Прилепин. Вы действительно уверены, что наша культурная элита будет меняться? Ведь есть мнение, что рано или поздно России вновь придется налаживать мосты с Западом и тут как раз пригодятся те режиссеры, продюсеры, артисты, которые сегодня, возможно, в опале.

— Налаживая отношения с Западом, необходимо отстаивать интересы нашей страны. В 1990-е мы дискредитировали свое прошлое, отрицая достижения русско-советской культуры, чтобы понравиться зарубежным партнерам. Сегодня все должно быть иначе. Поэтому уехавшие ребята могут и не пригодиться. Они показали приверженность ценностям, которые устраивают руководство европейских государственных образований и направлений, а культура — это отражение видения перспектив развития того или иного социального строя. У нас такие вещи не прививаются, поэтому для будущих контактов с Западом, вероятно, понадобятся другие люди.

Мы не отрицаем западную культуру, как отрицают русскую наши европейские партнеры. Я по-прежнему люблю Томаса Манна, Теодора Драйзера, Марка Твена, Александра Дюма, который был в Казани и прелестно отзывался о ней. А Запад все время стремится нас обвинить и заставить рефлексировать. О чем? О том, что мы хотим жить счастливо и надежно?

— Как могут выглядеть новые инструменты для стимуляции талантливых людей, которые будут отражать в искусстве социально значимые вопросы нашего государства, о чем вы также говорили в прошлой нашей беседе? Что это за инструменты и кто ответственен за их разработку и внедрение?

— Главные инструменты — это востребованность и обратная связь. Контингент, определяющий сегодня направление развития культуры и оценивающий ее достижения, находится в центральных городах и экологически не совсем здоров. Он стремится увидеть нечто порочно-запрещенное и называет это поиском нового языка, вызовом, эпатажем, попыткой заглянуть в потаенные уголки души. Наверное, все это может присутствовать в определенных частях нашей деятельности, ведь искусство — дело дерзких людей. Но необходимо быть ответственным за свои слова, а здесь у нас проблема. Мы часто дерзим и не думаем, что будет с нашим собеседником, потому что заняты собой. В этом отличие искусства от самовыражения в искусстве.

В итоге образуется круг «насмотренных» людей, которые заполняют кино- и театральные залы на первых показах. А потом залы пустеют, так как спектакли и фильмы не имеют ничего общего с общественным пониманием нынешнего потока жизни. Сегодня информация быстро доходит до отдаленных уголков страны. Поэтому нестоличный зритель такой же насмотренный и требует качественный продукт. Но он экологически чист, в отличие от тех, кто находится на ключевых постах, распределяет гранты и премии.

Думаю, надо просто делать хорошо то, что мы умеем. А умеем мы многое, ведь понятия совести, милосердия и юмора у нас развиты сильнее, чем у западных партнеров. Рычаги воздействия очень простые — не финансировать тех, а финансировать других, давать премии не за то, а за это, подхватывать молодых художников и укреплять их в мысли, что людям нужно настоящее искусство. Надо заниматься аудиторией, а не собой.

Яркий пример — кинорежиссер Ларс фон Триер. Его ранний фильм «Рассекая волны» о добре и любви можно пересматривать десятки раз. Потом он перешел к «Меланхолии», а сейчас снимает «Антихриста» и «Нимфоманку». Я не понимаю его. Если сам хочешь застрелиться — иди и закончи свою жизнь. Зачем тащить за собой других? Хуже всего то, что Триер делает это талантливо. Посмотрев его картины, не хочется выходить на улицу и общаться с людьми. Каждый должен помнить о смерти, чтобы совершать благие дела, но мы не знаем, когда она настанет. А он говорит — завтра, призывая к самоубийству. Художник не может себя так вести. Это античеловечно.

— Театр имени Волкова может стать полигоном для обкатки тех самых новых инструментов?

— Мы это и делаем. Я не боюсь смотреть в бездну. Но нельзя забывать: чем больше смотришь в бездну, тем больше она смотрит на тебя. Мы изучаем произведения искусства, чтобы познать жизнь, чтобы стать крепче и понять, что не все потеряно. Да, жизнь трагична: человек рождается, чтобы умереть. Но важно оставить о себе хорошую память. Заплачут ли об опальных ребятах нормальные люди? Думаю, нет. А их сторонники плакать не умеют.

Вновь рекомендую посмотреть мой спектакль «…Забыть Герострата!». Герой сжег храм Артемиды, который строили 200 лет, и стал популярным. Это эффективно перед настоящим, но безответственно перед будущим. На общее будущее Герострату плевать, как и опальным ребятам. Но о своей судьбе они пекутся, вырабатывают острова благополучия там, где действуют иные законы. Условно говоря, призывают есть в «Макдоналдсе», а сами едят дома кашу, яйца и фермерское мясо.

   «Если человек не разделяет взгляды представителей нашей власти, он не может находиться в государственном театре. Это честно»
«Если человек не разделяет взгляды представителей нашей власти, он не может находиться в государственном театре. Это честно»

«Иногда неплохо отстать от людей, которые летят в пропасть»

— Ожидаете ли вы, что российскую культуру ждет тот же слом, который происходил 100 лет назад? Советский авангард 1920-х годов уже стал культурным наследием мирового масштаба. С другой стороны, искусство, рожденное нашими людьми в эмиграции, тоже дало колоссальные плоды. Может, подобное разделение и сегодня позволит художникам создать великие произведения искусства?

— В 1920-е художников из страны выдавила ситуация. Сейчас они уехали сами, но уже возвращаются, потому что там нет вдохновения, денег и никто не ждет. Думаю, ничего хорошего наши эмигранты за рубежом не создадут. А создадут ли те, кто остался в России? Не знаю. У нас умеют «вымывать» таланты, меткой премией за какую-нибудь гадость сбивать с истинного пути. Я уверен, что кризис будет. Он нужен для того, чтобы руководство перестроило свои планы.

На последних «Кинотаврах» я не видел фильма, получившего приз, который бы меня вдохновил на следующие шаги в моей жизни. Александр Роднянский (украинский кинопродюсер, многолетний президент фестиваля «Кинотавр» прим. ред.) — талантливый организатор, но откуда взялась его русофобская риторика? Он утверждает, что входит в активную фазу разрушения всего, что у нас есть. Если это изначальное неприятие всего, что говорит, передвигается и живет по-русски, зачем надо было столько лет тут находиться, получать серьезные деньги, организовывать художественный процесс… Это как минимум непорядочно.

Сегодня «Кинотавр» стал площадкой для решения политических акций. Взять хотя бы ситуацию с Сенцовым, когда ведущие российские режиссеры превратили киносмотр в клуб по защите террористов (в 2018 году участники «Кинотавра» на церемонии закрытия форума призвали освободить осужденного в России и отбывавшего на тот момент срок украинского режиссера Олега Сенцова прим. ред.). Сейчас Сенцов позиционирует себя как отъявленный террорист. Но хоть бы один из его адептов сказал: «Наверное, я был не в материале, повелся на компанейщину и заигрался в потоке гуманизма». Нет. А это глубокоуважаемые мной люди.

— Вы говорите, что в последние 30 лет россиян интегрировали в общий культурный поток, что не всегда шло нам на пользу. В каких случаях это все же было полезно и почему?

— Мы стали понимать (как герои фильма «Стиляги»), что создали в своем воображении то, чего за рубежом нет. После перестройки я был в американских, немецких, французских, английских театрах и нигде не ощущал, что мы проигрывали. Наоборот, моя самооценка росла, хотя на Западе тоже есть много талантов. Я не против обменяться взглядами на Чехова. Для этого придуман международный Волковский фестиваль «Русская литература на языках мира». Если бы в Португалии поставили «Чайку» и показали у нас, мы бы узнали, как там воспринимают Чехова, а португальцы на русской земле поняли бы его иначе. Мы, в свою очередь, могли бы сделать семинар французской пьесы во Франции. Хорошо, когда подобный обмен происходит доброжелательно, как соревнование на жизнь и на перспективу.

На первую театральную олимпиаду в 2000 году к нам приехал весь мир. Я тогда был в шоке и не понимал, как оценивать увиденное. Итальянцы привезли в театр Маяковского спектакль «Падение Рима», где люди с врожденными генетическими дефектами изображали непонятно что. И мне говорили, что это театр. Я ошалел и навсегда приобрел защиту к проявлению подобных идей и эмоций в публичном пространстве. На многих западные перформансы произвели позитивное впечатление. Ну и пусть живут там. У нас, слава богу, хватает территории, запасов и талантов. Управиться бы со всем!

— Вот еще один ваш тезис, запомнившийся с нашей предыдущей встречи: «Иногда межкультурный опыт полезно отключить и провести импортозамещение нравственных ценностей». Можете пояснить эту мысль и насколько долгим по времени может быть такое отключение? Не окажемся ли мы в какой-то момент среди отстающих?

— Иногда неплохо отстать от людей, которые летят в пропасть. Пусть они туда свалятся, а мы посмотрим, что будет. Не знаю, сколько продлится «отключка», вы сами видите, как развивается ситуация. Наш президент терпел 8 лет, и никто не ожидал, что он начнет действовать решительно и жестко. Сейчас мы восстанавливаем справедливость и порядок в обществе и подаем пример другим странам, которые пристально следят за нами. Для меня сегодня все оптимистично.

   «И Акунин, и Серебренников разные в своем творчестве. Работы, воспевающие русофобство, человеконенавистничество, порок, ЛГБТ, терроризм и экстремизм, безусловно, надо запретить»
«И Акунин, и Серебренников разные в своем творчестве. Работы, воспевающие русофобство, человеконенавистничество, порок, ЛГБТ, терроризм и экстремизм, безусловно, надо запретить»

«Республиканские и областные труппы должны заявлять о себе»

— Не секрет, что многие люди из кино- и театрального мира публично критикуют спецоперацию на Украине. И немало разговоров ведется о том, как же власти стоит поступать в их отношении. Что вы думаете по этому поводу? Где-то книжные магазины уже по своей инициативе убирают с полок книги Акунина, театры перестают ставить в афишу спектакли Серебренникова… Нет ли здесь опасности для развития отечественной культуры?

— И Акунин, и Серебренников разные в своем творчестве. Работы, воспевающие русофобство, человеконенавистничество, порок, ЛГБТ, терроризм и экстремизм, безусловно, надо запретить. А то, что сделано хорошо, почему бы не показывать? Не вижу в этом ничего предосудительного. Мы еще не доросли до того, чтобы наказывать впрок. И слава богу. Нужно быть последовательными и доброжелательными. Пусть наши ребята с удовольствием читают «Приключения Эраста Фандорина».

— Должны ли, по-вашему, российскими государственными театрами руководить только те режиссеры и директора, которые четко и публично поддержали спецоперацию?

— Да, ведь эти учреждения финансирует государство. Если человек не разделяет взгляды представителей нашей власти, он не может находиться в государственном театре. Это честно.

— Наверняка ведь и в вашем коллективе, и в вашем ближнем кругу есть люди, которые имеют отличное от вашего мнение о событиях, которые происходят вокруг. Как вы на это реагируете? И, вообще, после 24 февраля вы что-то изменили, скажем, в репертуарных планах Волковского театра на ближайшие сезоны?

— У нас есть спектакль «Солнечная линия», поставленный Сергеем Карповым по пьесе Ивана Вырыпаева. Он очень нравится зрителям и актерам. Но после начала спецоперации Вырыпаев публично заявил, что средства от спектакля пойдут в помощь националистам и ВСУ и, таким образом, поставил нас в ряд пособников того, что происходит на Украине. Для меня это неприемлемо, поэтому мы сняли спектакль. Но недавно я узнал, что можно наплевать на высказывания Вырыпаева, не отправлять ему денег и играть спектакль без соблюдения авторских прав. Если минкульт даст соответствующее разрешение, мы так и сделаем. А Иван пусть и дальше пытается прижиться в Польше. Нам не по пути.

— Вы согласны с мнением, что в нынешних условиях есть большие шансы заявить о себе искусству народов РФ? Сам Валерий Фокин даже организовал ассоциацию национальных театров. А вы бы как отреагировали на предложение поставить спектакль, к примеру, в Казани на татарском языке?

— Я, быть может, и хочу, но сейчас работаю художественным руководителем Первого русского театра. А если буду что-то ставить вне программы или межкультурного обмена, меня не поймут. Однако можно наладить взаимообогащающий процесс. Кто-то из прекрасного театра Камала поставит спектакль в Ярославле, а я — здесь.

Конечно, республиканские и областные труппы должны заявлять о себе. В советское время все коллективы унифицировали под МХТ имени Чехова. Думаю, театры могут вернуть себе уникальность, радуя людей на родной земле. Посмотрите на потрясающий якутский коллектив (театр «Олонхо»прим. ред.), его худрук Андрей Борисов уходит в национальный этнос, экспериментирует с образами шаманов. Благодаря этому театр популярен за пределами Якутска и с успехом выступает на «Золотой маске». Надо быть интересным и нужным своему зрителю. Тогда, глядя на ожерелье театральных коллективов, мы скажем: этот театр удивительный. Найти свое лицо можно методом проб и ошибок, успехов и поражений, актерских возможностей. Так рождается хорошее творческое соревнование.

3 июля