Часто родители первоклассников сталкиваются с тем, что их дети не могут сконцентрироваться на задании, быстро утомляются или вообще отказываются ходить в школу. Все это говорит о наличии у младших школьников нейропсихологических проблем. Как их решить с помощью несложных активных игр, расскажет педагог-психолог, автор книг издательства "Тойвиль" из серий "Ментальные прописи" и "Игры с нейропсихологом" Вера Шаева.
Моя любовь к подвижным играм идет из детства. Тогда в любое время года, в любую погоду я пропадала во дворе, играя с мячом, скакалкой или в прятки. Я часами могла стучать мячом об стену, скакать через резиночку или, сменив пару-тройку воланчиков, осваивать бадминтон. Подвижные игры были неотъемлемой частью моего детства.
Когда после окончания университета я пришла работать в школу педагогом-психологом, я с удивлением обнаружила, что на занятиях по адаптации новоиспеченные первоклассники зачастую не могли поймать большой мяч, в их движениях не хватало ловкости, они плохо ориентировались в пространстве спортивного зала. После обсуждения с учителями и родителями мне стало ясно, что дети в обычной жизни мало двигаются, редко играют на детских площадках, много времени проводят за компьютером или просмотром телевизора и уже к семилетнему возрасту имеют проблемы с осанкой и позвоночником.
Тогда я стала включать в свои занятия подвижные игры или динамические пятиминутки. В результате я увидела, как дети преображаются: становятся более выносливыми и ловкими, а главное – довольными собой, уверенными и замотивированными.
Позднее, работая с детьми уже как нейропсихолог, я стала использовать подвижные игры в индивидуальной и групповой коррекции школьников, испытывающих трудности при письме, чтении и счете. Эти трудности проявлялись в виде повышенной утомляемости и долгом вхождении в задание, импульсивности, «зеркальности» и замене символов на письме, пропусков и задвоенности букв, цифр и слогов, несоблюдения строки и размера символов, слитного написания символов, предвосхищения букв-слогов-слов и многих других.
Родителям может показаться, что ребенку-школьнику подвижные игры уже не нужны, и их заменят занятия спортом. Поэтому я как специалист-практик всегда охотно делюсь своими выводами и наблюдениями, объясняя, почему и в школьном возрасте подвижные игры по-прежнему актуальны.
Активные игры необходимы не только для физического здоровья, развития моторной ловкости, улучшения силовых характеристик и выносливости.
Во-первых, в таких играх тренируются базовые психические функции, которые особенно востребованы в школьном возрасте. Именно в игре можно поработать над развитием новых нейронных связей, отвечающих за слуховое и зрительное внимание, разные виды памяти, включая моторную; произвольность и самоорганизацию, ориентирование в пространстве и зрительно-моторные координации, самоконтроль, в том числе и контроль своих эмоций.
Во-вторых, с помощью подвижных игр у детей происходит снятие умственного напряжения от долгого сидения за партой и вынужденной гиподинамии. Правильно подобранные подвижные игры помогают нервной системе разгрузиться и снять эмоциональное напряжение. Таким образом в игре дети качественно отдыхают, получая удовольствие и отвлекаясь от гаджетов.
В-третьих, любая игра помогает ребенку развить свои коммуникативные навыки в общении со взрослыми, сверстниками и детьми разного возраста.
Наконец, успехи в подвижных играх стимулируют ребенка продолжать игру, совершенствовать своих навыки, открывать новые «игровые территории», чтобы почувствовать себя в новом качестве.
Во второй части статьи мы разберем примеры подвижных игр, которые можно использовать для коррекции трудностей, с которыми дети встречаются в школе.
#нейропсихология #издательствотойвиль #подвижныеигры #родителиидети #психология