Найти тему

Притча о 10 девах. Что означает запас масла?

Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху.
Из них пять было мудрых и пять неразумных.
Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла.
Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих.
И как жених замедлил, то задремали все и уснули.
Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему.
Тогда встали все девы те и поправили светильники свои.
Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут.
А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе.
Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились;
(Матф.25:1-12)

Чтобы получить для себя назидание от притчи, важно понять в чём заключалась добродетель тех дев, которые взяли с собой запас масла. Почему Христос называет их мудрыми? В чём их мудрость? И в чём неразумность тех дев, которые запас масла не подготовили? И самое главное - к каким девам отнести себя самого?

Чтобы разобраться в этих вопросах, начнём с самого начала.

Итак, десять дев, в соответствие со свадебными традициями того времени, отправились на встречу к жениху, чтобы со светильниками сопровождать брачное шествие и далее участвовать в брачном пире.

Пять из них, взяли с собой всё необходимое. Но не побеспокоились о запасе масла. От чего Христом в этой притче они названы неразумными. Но в чём их неразумие?

Обратите внимание на то, что эти пять дев взяли с собой ровно столько, сколько по их расчётам требовалось для мероприятия. Проблема возникла не потому, что они что-то неверно рассчитали. Казус возник по причине опоздания жениха.

И как жених замедлил, то задремали все и уснули. (Матф.25:5)

То есть эти неразумные девы нигде не проявили безответственности. Они нарядились в праздничные платья. Танцы и песни были тщательно отрепетированы. Они взяли лучшие светильники, как следует начистили их. Они наполнили светильники нужным количеством масла. И если бы жених не замедлил, то всё было бы хорошо. Масла хватило бы для всего праздника.

Очень важно тут понять, что эти девы со своей стороны выполнили всё необходимое. Они подготовились к празднику ровно настолько, насколько требовалось. И сделали это качественно. Не учли лишь того, что жених может опоздать. То есть того, что от них и не зависело. Так в чём же их неразумие?

Для начала давайте подумаем с кем можно отождествить этих неразумных дев. Из притчи понятно, что под женихом имеется в виду сам Христос. А десять дев - это христиане, ожидающие Христа и тщательно готовящиеся к встрече с Ним. То есть неверующие люди и нерадивые христиане в притче вообще не упоминаются, их там нет. Там только те, кто в праздничной одежде с начищенными светильниками в руках и отрепетированными песнями ожидает Жениха. Одна часть этих людей (разумная) попадает на брачный пир, а другая часть (неразумная) на брачный пир не попадает.

Так какие же христиане подобны неразумным девам?

Из приведённых выше рассуждений мы видим, что пять неразумных дев выполнили все требования для подготовки к празднику. То есть речь идёт о вполне добросовестных христианах. Соблюдающих заповеди, приходящих в храм на все службы, участвующих во всех необходимых таинствах церкви, соблюдающих все необходимые посты, читающих все необходимые молитвы, жертвующих в храм необходимые пожертвования. В общем, речь о тех, кто соблюдает абсолютно всё. Но которые названы неразумными лишь потому, что не позаботились о некоем запасе...

Что это за запас такой? Дополнительно проведённое богослужение? Может дополнительные дни поста? Или может увеличенное молитвенное правило? Дополнительное пожертвование? Чуть больше добрых дел? Что ещё предложить Богу сверх того, что уже делается?

Как видим, многим из нас далеко даже до уровня неразумных дев. Мало кто может похвастаться полной и добросовестной подготовкой к встрече с Женихом. Не говоря уже о некоем запасе масла на непредвиденный случай...

А как на счёт дев разумных? Отличались ли они тем, что их платья были более красивыми? Нет, так не сказано. Может они лучше отрепетировали праздничные танцы и песни? Тоже нет. Может светильники у них были лучше начищены и масло в них было более дорогим и ароматным? Нет, не это ставится в пример! Очень даже может быть, что их платья, светильники и масло в них были чем-то хуже. Похвалы они удостоились не за внешний блеск. За что же?

Единственное, что отличало разумных дев - это их сердце. Их характер. Их внутреннее отношение к празднику. Истинное переживание за это мероприятие. Благодаря чему они говорили сами в себе: "Вот мы вроде как подготовили всё, что нужно... Но что если жених опоздает? Что если у повозки сломается колесо в дороге? А вдруг с лошадью что? Давайте на всякий случай возьмём дополнительный запас масла! Вдруг не хватит. Может и не понадобится, но мало ли что! Ведь так хочется попасть на пир! И так не хочется подвести жениха!"

Вот эта черта характера, это отношение, отличало разумных дев от неразумных. Только благодаря этому внутреннему переживанию за праздник, они решили подготовить на всякий случай запас масла. И не зря!

У святых отцов можно увидеть самое разное толкование того, что может символизировать это масло. Это и любовь к Богу, и вера, и благодать Божия, и жизнь в Духе Святом и множество других добродетелей. И все эти толкования будут верными, потому что любая христианская добродетель важна для духовной жизни. Но ни одной из них не достигнет человек в полной мере, если будет ослеплён самомнением. Ведь никто не ищет запаса для того, чего, как он сам думает, и так достаточно.

Очень важно понимать какое сердце побудило разумных дев подготовить запас. Они не были удовлетворены до конца своей подготовкой. Не были чрезмерно уверенными в себе. Зато были полны желания достойно встретить жениха с зажжёнными светильниками. Поэтому запаслись дополнительным маслом.

А что же неразумные? Похоже, их желания достойно встретить жениха не хватило на то, чтобы обеспокоится о возможных непредвиденных ситуациях. Они были уверены, что все приготовления, которые они совершили, более чем достаточны, и масла хватит.

Какой вывод из этой притчи может сделать для себя христианин?

Порой нам кажется, что мы вполне усердны в деле своего спасения. Стараемся ходить в храм, участвовать в таинствах церкви, соблюдаем заповеди, посты и благочестивые церковные традиции. Есть некий минимум, которому мы соответствуем. И возникает ощущение, что наша христианская жизнь достаточна для спасения. Но что если в самый ответственный момент окажется, что нам не хватило запаса масла? И двери брачного пира, на который мы надеялись попасть, захлопнутся перед нашим носом?

Что ж, будем подражать разумным девам, которые имели в своём сердце переживание об этом. Будем молить Бога, чтобы показал нам, какого масла не хватает конкретно в нашей жизни. Ведь у каждого это может быть что-то своё. И потрудимся заготовить его запас.

Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть.
(1Кор.10:12)