Меня зовут Наталья, мне 36, и я уже много лет руковожу разными коллективами.
Но мой самый первый опыт был неудачным. Меня сделали начальником отдела, где кроме меня было еще 3 человека. Наша предыдущая шефиня не сошлась характером с генеральным директором и в один день уволилась. И меня поставили на ее место.
И я внезапно из подружки, с которой весело обсуждать в курилке начальников, превратилась в злыдню. Сейчас я уже понимаю, что это обычное явление. Но тогда очень переживала.
Но скоро руководство стало спрашивать результаты от нашего отдела. И мне пришлось учиться требовать и контролировать. Как это часто бывает, я опиралась на те модели поведения, которые видела сама. Мои учителя и руководители до той поры всегда действовали с помощью инструментов давления, критики и устыжения.
Вот и я, поняв, что я коллективу больше не «подружка» включила жесткач. Возможно, во мне говорила обида, что они перестали воспринимать меня как человека, а начали как «мымру». Ею я и стала: требовала, жестко критиковала, взывала к совести.
При этом результатов не было. Я чувствовала себя училкой среди первоклассников, все переделывала, сама сидела на работе до полуночи. Злилась и чувствовала себя без сил.
В офисе у нас было принято задерживаться после шести. А одна сотрудница Катя, всегда ровно в ноль-ноль убегала домой. При этом работала она хорошо. Но негласное правило звучало «уходишь вовремя – значит недогружена». И я начала вешать на нее больше и больше задач. Катя стала допускать ошибки… В конце концов мы поговорили начистоту, и тут я выяснила, что действительно в этой ситуации мымра – это я.
У Кати была тяжело больна мама. Она уходила ровно в 6, чтобы сменить сиделку. А рассказать про это она не могла, потому что просто меня боялась…
И вот тогда я сформулировала простые правила работы с людьми:
1. Разговаривать. Выяснять мотивы, объяснять задачи. Вроде бы так просто. Но оказывается, что без этого ты не найдешь ключей к своим людям, а будешь пугалом огородным.
2. Ценить тех, кто умеет организовать процесс так, чтобы не задерживаться. А тех, кто демонстрирует умение долго сидеть на попе, выводить на чистую воду.
3. Не пытаться «дружить». Хорошие ровные отношения лучше, чем псевдо-приятельство. Важно, не допускать, чтобы были любимчики и нелюбимчики. Справедливость мотивирует.
4. Хвалить и критиковать. Именно в этой последовательности. Никогда не переходить на личности. Всегда предлагать варианты, как исправить критикуемую ситуацию.
5. Избавляться от лентяев. Да, приходится иногда проявлять жесткость, чтобы уволить тех, кто действует деструктивно. Такие люди убивают мотивацию других работать хорошо, разносят сплетни, отравляют рабочую атмосферу.
6. Прислушиваться к чужому мнению.
7. Обосновывать свои решения.
Да, с Катей мы договорились, что она во второй половине дня может работать из дома. Для нее это было существенным облегчением. И стало видно, что Катя на самом деле умеет хорошо себя организовать, когда к ней нет тупых придирок.
А я для себя поняла, что нужно учиться быть руководителем. И с тех пор постоянно этим и занимаюсь.
А у вас есть история, как вы выстраивали отношения с коллективом?