При СССР военным жилось, конечно, хорошо. Зарплаты у них были довольно приличные даже можно сказать, большие. Но в то время на зарплату не очень-то разгуляешься. В магазине – ширпотреб, из продуктов – только крупы и минтай. Всё, что повкусней, доставалась советским гражданам только по блату. Но военных и эта трудность проживания в советском государстве обошла.
В закрытых военных городках были военторги, и в этих волшебных магазинах продавалось почти всё, что ни пожелаешь, от продуктов до бытовой техники.
По этой или не по этой причине, но выходить замуж за офицера или даже курсанта военного училища в советской стране считалось престижным.
Кроме своих магазинов у военных имелись и другие льготы. Например, их обеспечивали квартирами. Сперва это было служебное жильё, а потом уже и своё.
Каждому военному полагался бесплатный пищевой паёк, который включал в себя различные крупы, овощи, мясо, рыбу, яйца, масло, и даже хлеб и молоко тоже входили в состав этого пайка. Кто не хотел получать паёк, писали рапорт на денежную компенсацию, но это случалось редко, и, в основном, у холостых офицеров. Но в холостяках военные долго не задерживались, женщины их расхватывали, как горячие пирожки.
Матвей тоже недолго походил холостым, хоть и поклялся сам себе после училища больше не заводить серьёзных отношений с женщинами. Он был разочарован в любви. На третьем курсе у него появилась девушка Вика, в которую он страстно влюбился и рассчитывал, что они с вскоре поженятся. Парень объяснялся ей в любви, намекал, что намеревается сделать предложение, но девушка помалкивала, как будто не понимала.
Оказывается, Вика ждала результатов распределения молодых лейтенантов. Она надеялась, что Матвей воспользуется связями своего родного дяди, московского генерала, и останется служить в Москве. Дядя с детства курировал Матвея, которого воспитывала бабушка. Родители Матвея умерли рано, попав в автомобильную аварию.
Но Матвей не собирался ни о чём просить дядю. Ему было интересно пройти все трудности военной карьеры, чтобы узнать военную службу изнутри, основываясь на личном опыте, и только потом уже осесть где-нибудь в штабе и заниматься теоретической частью своей профессии.
Узнав, что Матвея распределили служить в Читу, Вика порвала с ним отношения.
- Вика, я тебя люблю, выходи за меня замуж, – сказал он перед отъездом.
- Я тебя тоже люблю, Матвеюшка, но не могу ехать за тобой в тьмутаракань, - вздохнула она, ласково потрепав его по щеке, – Я не смогу жить в таком суровом климате, мне будет не хватать московских театров и ресторанов, нет, дорогой, поезжай один.
Матвей переживал из-за такого поворота событий. Он-то строил планы. Уже сообщил всем, что поедет в Читу с молодой женой. Начальник тамошней военной части пообещал выделить ему служебную квартиру. Пришлось Матвею ехать одному и в Чите объяснять всем, что невеста его бросила.
Как ни странно, трагизм этой любовной истории придал ему на новом месте некий ореол загадочности. Женщины с удвоенной энергией стали проявлять интерес к молодому лейтенанту. Каждая считала своим долгом утешить его и согреть.
- Матвей, хочешь добавочки положу? – спрашивала повариха.
- Положи, Верочка, с удовольствием, – отвечал он.
Собственно, Верочку он и выбрал в жёны. Хорошая, молодая женщина, вкусно готовит, влюблена в него беззаветно. Кто ж такую не захочет? Родила ему Верочка сына Ромку. Зажили они прекрасно. В той самой читинской служебной квартире, которую обещало начальство Матвею с самого начала, когда он с Викой приехать в Читу собирался.
Отправили Матвея в командировку в «горячую точку», тогда это Афганистан был. Он не стал противиться, раз уж хотел все трудности военной службы на себе прочувствовать, то что ж теперь на Афганистане запинаться. Верочка горевала сильно, но потом смирилась.
Сперва всё хорошо складывалось, но как-то раз группа Матвея нарвалась на засаду, и он попал в плен. В это время начинались переговоры по обмену пленными. Матвею повезло, его включили в эти списки. При передаче что-то пошло не так. Афганцы перешли на свою сторону, а из советских пленных в живых остался только Матвей. На обратном пути машина, в которой они ехали, подорвалась на мине.
Матвей попал в московский госпиталь. Долго лежал без сознания, потом впал в кому, а, когда вышел из комы, то оказалось, что он потерял память.
Всё, что с ним произошло, военные держали в секрете, поэтому Вера не знала, что её муж жив, по-прежнему считая его пропавшим без вести. Зато о том, что Матвей находится в госпитале, узнала Вика и пришла навестить его.
- Матвей, привет, – сказала она, поставив сок и апельсины на прикроватную тумбочку, – Ты меня помнишь?
- Да, помню, ты – моя Вика, – неожиданно для всех узнал её Матвей.
Виктория сразу смекнула, что Матвей теперь герой, ветеран, ему и почести, и квартира, поэтому решила воспользоваться ситуацией. Она стала навещать Матвея и к моменту, когда его выписывали, он думал, что Вика всегда была рядом с ним. Бабушка и дядя Матвея к тому времени уже умерли и не могли прояснить ситуацию.
О Верочке Матвей не вспоминал, и пока никто ему не говорил о том, что у него есть семья и сын Ромка. С бумагами Виктория всё устроила как-то, поэтому Верочка даже не предпринимала попыток найти Матвея, думая, что он до сих пор безвести.
Вступать в законный брак с Матвеем Вика не решилась, но стала жить с ним вместе, ожидая ордер на получение новой квартиры. В голове её созрел план уговорить Матвея переписать квартиру на её имя. Но всё-таки законодательство сработало чётко. Как раз благодаря получению новой квартиры Верочка узнала, что Матвей жив и находится в Москве. Она взяла сына и поехала в столицу искать своего любимого мужа.
Тогда уже было движение воинов-афганцев, которые поддерживали друг друга в трудные минуты. Верочка обратилась к ним, и они помогли ей разыскать адрес Матвея.
Было утро, когда Верочка за руку с Ромкой пришли во двор этого дома. Память Матвея ещё до сих пор не восстановилась. Иногда случались проблески, и врачи говорили, что ещё не всё потеряно, и, что, возможно, какое-то сильное потрясение встряхнёт его нервную систему, и память восстановится.
А пока Матвей каждый день посещал процедуры в реабилитационном центре. Вика уже спустилась к машине, а Матвей замешкался в квартире.
- Я побежала вниз машину греть! – крикнула она.
- Хорошо, я сейчас спущусь! – ответил Матвей.
Вика сразу поняла, что это идут жена и сына Матвея. Они уже почти дошли до подъезда, когда Вика резко нажала на газ и рванула прямо на них. За долю секунды до их столкновения, Матвей вышел из подъезда. Увидев женщину с ребёнком и автомобиль, который мчался им наперерез, он не задумываясь оттолкнул их, но сам не смог увернуться от удара. Машина отбросила его назад и вверх, Матвей больно ударился обо что-то и упал. Машину закрутило, и Вика врезалась в столб. Девушка погиbла на месте.
Матвей почти не пострадал. Удар был сильный, но Матвей отлетел на мешки с мусором и осенней листвой, поэтому отделался шоком. Именно шок и послужил толчком к возвращению памяти.
Верочка подбежала к мужу, и он узнал и её, и сына. Память вернулась к Матвею.
- Верочка моя… Сыночек… Да как же так…
- Матвеюшка любимый…Ты живой… У нас все теперь будет хорошо.
Матвею и его семье дали квартиру в Москве и вскоре они переехали туда на постоянное место жительства.
Автор: Алина И.