После убийства Елены Федоровой - врача-терапевта из Оренбурга вновь возникли споры: а так ли уж нужны вызовы врачей на дом? Можно ли без них обойтись? Тем более, что ковид-ситуация показала, что консультировать по телефону ничуть не зазорно, если врачей нет и взять негде...
Для начала расскажу историю из своей жизни. Сейчас мне смешно ее вспоминать, да и тогда я не отнеслась к ней хоть сколько-нибудь серьезно, хотя она того заслуживала. Но я была молода и безбашенна. Носилась по дежурным вызовам и сам черт был мне не брат. Для справки: у участкового терапевта есть свой участок, и есть дежурные вызовы.
Вот, предположим, существует обычная городская поликлиника, она выживает в условиях кадрового голода. На некоторых участках есть свои терапевты, и после приема терапевты идут на свой участок. Но что делать, если участок есть, а терапевта на нем нет? Для этого придуманы дежурные вызова (с ударением на последний слог). Так что два-три раза в неделю после приема дежурный терапевт ездит по "бесхозным" участкам.
И мне вспоминается один случай. Поехала я в очередной раз по дежурным вызовам, подъезжаем к обычной, ничем не примечательной девятиэтажке, я в трясущейся машине (по дежурным вызовам врачей развозит водитель поликлиники, потому что адреса могут быть вообще на огромных расстояниях друг от друга) пытаюсь худо-бедно проанализировать карту больного, к которому мы едем, и тут водитель мне выдает: так, снова на этот адрес? Из этой квартиры врача (фамилия) вчера не выпускали...
Я: в смысле, не выпускали?
И водитель мне поведал, что отвез врача на вызов, а врач в слезах вышла часа через два и не хотела ничего рассказывать, он толком и не знает ничего... Типа больной не выпускал врача, пока ему не поставят правильный диагноз.
Я была молода и безбашенна, честно, я даже не помню, восприняла ли я это как какой-то вызов, то ли просто не испугалась, но я пожала плечами, не восприняла это серьезно и пошла. Перед тем, как позвонить в квартиру, сделала пару звонков соседям. Но дома никого не было, естественно, все были на работе.
Дверь была открыта, я вошла. Меня никто не встретил.
- Здравствуйте, - позвала я.
- Я здесь, - раздался деланно слабый голос.
Есть еще одна деталь, но даже мои коллеги смеялись в голос, когда я об этом рассказывала, а читатели Дзена, боюсь, и вовсе не поверят. На стенах везде висели поводки с ошейниками, а собачки рядом не наблюдалось. Я тогда не была собачницей, а сейчас я думаю: на какую собаку рассчитаны эти цепи?
Без сарказма. Я серьезно. Так вот, больной лежал в постели. Его жалобой было то, что уже в течение нескольких месяцев у него держится температура от субфебрильных цифр до фебрильных, то есть от 37,0 до 38 и выше. Других жалоб не было.
На самом деле это очень сложная клиническая ситуация, требующая детального клинического расследования (как у сыщиков). Тут может скрываться все, что угодно, вплоть до серьезного гематологического заболевания. Но явно атмосфера закрытой квартиры как-то не располагает врача к творческому поиску. Я, к слову, дверь не закрыла, на что больной мне указал:
- Вы не закрыли дверь.
- Я в курсе, что предыдущего врача вы не выпускали из квартиры, поэтому я хочу иметь возможность выйти из квартиры в любой момент.
Вспоминая эту ситуацию, я реально удивляюсь позиции руководства поликлиники. Их врача на вызове спустя два часа кое-как вызволяют из квартиры больного (я даже не уточняла, как это произошло, вроде бы врач расплакалась, и больной ее отпустил), на следующий день с этого адреса поступает вызов, они отправляют на него врача, и даже не предупреждают о том, с чем он может столкнуться!
Их позиция: мы не можем не отработать вызов.
От кого я узнала, что на вызове могут быть сложности? От водителя, который вообще-то совсем не при делах.
В общем, как-то с эти больным я поговорила, договорилась, что он приедет на анализы в поликлинику (он жутко отказывался, хотел, чтобы медсестру прислали на дом), и я ушла из нехорошей квартиры.
Эта история не была какой-то из ряда вон выходящей. В ней не было ничего ужасного. Этот тип оказался каким-то мошенником, который хотел все время находиться на больничном, при этом больничные никуда не сдавал, он их пачками хранил дома. В это время он с кем-то судился и, возможно, больничные были нужны для этого. В общем, это был какой-то мутный тип. Не опасный, но неприятный. Но эта история ясно показала мне, что врача не защитит никто, даже его собственное руководство.
О том, реально ли нужны вызова на дом, в следующей статье