Найти тему
AR.MOSCOW

Неосуществленные проекты: Памятник Мировому страданию

Друзья, сегодня в рубрике #неосуществленныепроекты рассказываем о проекте «Памятник Мировому страданию», который принес известность скульптору Ивану Шадру, но так и не был реализован.

Настоящая фамилия Ивана Дмитриевича - Иванов, но он придумал псевдоним Шадр, чтобы отличаться от других Ивановых и заодно прославить родной город Щадринск. Творчество Шадра сыграло значительную роль в развитии русской классической скульптуры.

Из произведений Ивана Дмитриевича наибольшую известность получили скульптуры: «Рабочий», «Красноармеец», «Крестьянин» и «Сеятель», которые стали основой для выпуска почтовых марок, а также были воспроизведены на дензнаках СССР в 1920-е.

Одним из классических произведений советской скульптуры является его знаменитая работа «Булыжник – оружие пролетариата», которая также печаталась на почтовых конвертах и марках.

Фотография скульптуры на обложке журнала Огонек №8 за 1928 год:
Фотография скульптуры на обложке журнала Огонек №8 за 1928 год:

Также Шадр был автором легендарной статуи “Девушка с веслом” в ЦПКиО им.Горького.

И. Д. Шадр в своей мастерской в Москве работает над первым вариантом скульптурной композиции «Девушка с веслом»
И. Д. Шадр в своей мастерской в Москве работает над первым вариантом скульптурной композиции «Девушка с веслом»

Проект Памятника мировому страданию относится к раннему периоду творчества Ивана Шадра. Поводом послужили трагические события 1916 года. 30 марта немецкая подводная лодка U-33 потопила в Чёрном море русско-французское госпитальное судно Красного Креста «Портюгаль», в результате чего погибло, по разным сведениям, от 85 до 115 человек: сестёр милосердия, медицинских работника и членов экипажа разных национальностей.

Госпитальное судно Portugal
Госпитальное судно Portugal

«Портюгаль» обслуживал русско-турецкий фронт, его последний рейс был связан с боями в Восточной Турции, судно направлялось в городок Оф, чтобы забрать раненых. Правительство Российской империи, ссылаясь на Женевские конвенции, выразило протест Центральным державам, назвав затопление госпитального судна военным преступлением. Мировая общественность тоже осудила «позорный поступок варваров», но ответа от Берлина не последовало.

Мосгордума приняла решение возвести памятник погибшим на Московском Братском кладбище, где хоронили жертв Первой мировой войны. Дума выделила 25000 рублей на строительство и объявила всероссийский сбор пожертвований. Первое место в конкурсе монументов занял проект Шадра.

Проект памятника Мировому страданию
Проект памятника Мировому страданию

Памятник представлял собой большой двор, усаженный пирамидальными тополями и по периметру окруженный огромными гранитными стенами. Входом в монумент являлись Ворота Вечности - массивная каменная стена, покрытая многочисленными библейскими цитатами, с узким, тесным входом. Ворота охраняли четыре колосса, которые символизируют Рождение, Мужество, Мудрость и Вечность.

В центре композиции сад с бассейном «озеро Слез». Перед ним статуя милосердия, у подножия которой тело умершего юноши. Рядом скорбящая мать, трое детей разного возраста и фигура Смерти. С другой стороны озера скульптура девушки — зеркальное отражение сестры умершего юноши, своеобразное “Эхо”.

Проект памятника Мировому страданию
Проект памятника Мировому страданию

Длинные ряды мощных колонн обрамляют озеро и ведут путника к концу сада, где двор замыкает исполинская пирамида — символ Голгофы со ступенями человеческих страданий. Стену пирамиды украшал каменный крест с фигурой Иова у подножия и библейской надписью «К богу слезит око мое».

Проект памятника Мировому страданию
Проект памятника Мировому страданию

Над входом в пирамиду каменный барельеф с символом войны. Войдя внутрь, зритель по ступеням спускается вниз в подземелье, олицетворяющее могилу и смерть. Последние двери ведут в помещение часовни Воскресения, которое залито солнечным светом, проникающим сквозь верхние окна-прожекторы. Наверху на золотом куполе часовни мозаичная фреска «Хвала вечности» со словами: «Оживут мертвецы твои, восстанут мертвые тела». По замыслу архитектора, проходящий сквозь мемориал должен был испытать самые разные чувства и эмоции и в конце, в часовне, ощутить умиротворение и открыть душу добру.

В архитектуре памятника прослеживаются египетские мотивы и дают представление о творческом подходе скульптора - его склонности к эмоциональным идеям и аллегоричности, стремление к монументальности и романтическая возвышенность. Этот проект сочетал несколько видов искусства: архитектуру, скульптуру, живопись и слово. Он неоднократно демонстрировался на лекциях и показах Шадра, но для сооружения памятника не хватило средств.

Кадр из диафильма 1970 года, посвященного Шадру
Кадр из диафильма 1970 года, посвященного Шадру

После Октябрьской революции Иван Шадр попытался переосмыслить концепцию памятника с учётом реалий нового времени: от религиозного к социалистическому. Это уже был памятник человечеству, идущему сквозь беды и лишения, в постоянной борьбе за освобождение от всех оков, к пирамиде света и счастья. Было предложение построить монумент в Москве в рамках Плана монументальной пропаганды, но и этот проект не был реализован.

Читайте также:

Неосуществленные проекты: Большой Кремлёвский дворец Баженова

Неосуществленные проекты Симонова монастыря

Спасибо, что дочитали до конца. Ставьте 👍 если было интересно и подписывайтесь на наш канал на Дзене и в Телеграм.

#armos #история #архитектура #москва #шадр