Найти тему
Живопись

Художник двух эпох: юбилейная выставка Игоря Грабаря в Третьяковской галерее

В юности наш герой обожал копировать журнальные обложки с портретами царей, гравюры и репродукции. Чаще всего получая от своих первых зрителей оценку «сходственно».

И быть бы Игорю Эммануиловичу Грабарю хорошим профессиональным реставратором либо вдохновенным преподавателем истории искусства, не помышляющим о написании собственных картин. Но однажды будущий мастер посетил художественное отделение Всероссийской промышленной выставки в городе Москве. Где были собраны лучшие работы кисти известных авторов, большинство коих принадлежало собранию Павла Михайловича Третьякова.

Грабарь И.Э., «Хризантемы», 1905, масло, холст, 98.5 х 98.4 см,ГТГ, Москва
Грабарь И.Э., «Хризантемы», 1905, масло, холст, 98.5 х 98.4 см,ГТГ, Москва
Грабарь И.Э., «Неприбранный стол», 1907, холст, масло, 98.5 х 102.5, ГТГ, Москва
Грабарь И.Э., «Неприбранный стол», 1907, холст, масло, 98.5 х 102.5, ГТГ, Москва

Именно там состоялось настоящее, и, как показала история, судьбоносное знакомство нашего героя с миром большой живописи. Зародилась решимость стать настоящим художником. Именно с этих детских впечатлений началось становление Грабаря как профессионального живописца. Равно как и его трепетная любовь к Государственной Третьяковской галерее.

Грабарь И.Э., «Яблоки и астры», 1926, холст, масло
Грабарь И.Э., «Яблоки и астры», 1926, холст, масло
Грабарь И.Э., «В саду. Грядка дельфиниумов», 1947, холст, масло
Грабарь И.Э., «В саду. Грядка дельфиниумов», 1947, холст, масло
Грабарь И.Э., «Банка с вареньем и яблоки», 1904, холст, масло, Закарпатская галерея, Ужгород
Грабарь И.Э., «Банка с вареньем и яблоки», 1904, холст, масло, Закарпатская галерея, Ужгород

Дальше были годы наряженной учебы, знакомство с именитыми коллегами и коллекционерами, участие в объединениях «Мир искусства» и «Союз русских художников», творческие поиски, первые выставки и, наконец, настоящий, громкий и заслуженный успех. Однако, самозабвенное творчество (проходившее под знаком импрессионизма, надолго захватившего воображение молодого художника) ничуть не уменьшило его стремления изучать шедевры предшественников «не через стекло, а на ощупь». Грабарь всерьёз занялся музейной работой. Сохранением и приумножением коллекции, просвещением аудитории и реставрацией шедевров.

Грабарь И.Э., «Толстые женщины», 1904, холст, масло
Грабарь И.Э., «Толстые женщины», 1904, холст, масло

Он создавал новые музеи, писал научные статьи, равно как и яркие, жизнеутверждающие картины в стиле соцреализма. Многотомная «История русского искусства» под его редактурой до сих пор является одним из лучших исследований в данной области знания. Ну а главнейшей из своих заслуг он полагал реформу Третьяковки, в самом деле превратившую её в музей мирового уровня.

Грабарь И.Э., «Под березами. Неоконченный портрет детей Мещериных», 1904, холст, масло
Грабарь И.Э., «Под березами. Неоконченный портрет детей Мещериных», 1904, холст, масло

Третьяковская галерея помнит и чтит своего героя. И в этом, 2022-м году, открывает персональную выставку, приуроченную к 150-летию со дня рождения Грабаря. Обещаются быть лучшие и компетентнейшие люди и организации со всей страны. В программе — ранние лирические пейзажи и поздние портреты известных писателей и ученых, определявших судьбу нашей с Вами Родины. Уверены: любимые художником зимние пейзажи и изящные в своей простоте натюрморты обязательно порадуют посетителей. Яркая экспрессия и утонченный реализм, уголки «уходящей натуры» городского ландшафта и узоры инея в лучах восходящего солнца... Игорь Эммануилович Грабарь был в жизни и остался в истории красивой и многогранной личностью. Художником и летописцем сразу двух эпох, влюблённым в большое искусство.

Озвучание картины «Березы»

🎯 Ваша подписка на канал «Живопись», репосты на свои социальные странички очень важны для авторов. Поддержите канал своим участием! Большое спасибо!

#культура #культурология #изобразительное искусство #искусство #живопись #выставки #музеи