После возвращения в Краков из соляной шахты Велички я отправился на прогулку по «жидовскому» району Кракова. Да не обидятся на меня российские евреи, но по-польски еврей – жид.
К югу от средневекового Кракова в 1335 году по указу польского короля Казимира III был основан город, названный затем его именем. От Кракова и королевского замка Вавель новый городок отделял несуществующий ныне рукав Вислы. А в 1495 году после выхода привелея (указа) польского короля о запрещении евреям проживать на территории королевских городов, они покинули Краков и поселились в восточной части Казимежа. Я проживал в студенческой общаге в католической части Казимежа, но для осмотра еврейского квартала выделил несколько часов, т.к. в другие дни я еврейского района не видел, т.к. жил на задах у католического монастыря.
По еврейскому кварталу Казимежа проложен туристический маршрут. Я же начал от главной площади Казимежа Plac Wolnica.
Это бывшая городская ратуша Казимежа, а ныне здание занимает этнографический музей.
Потом мимо огромного костела Гроба господня вышел на улицу Josefa.
Эта улица считается центральной в квартале. Еврейский квартал Казимежа -любопытное место, с определенным шармом, но несколько лубочным.
А синагог в Казимеже больше чем костелов: целых шесть. Первой я увидел Высокую синагогу, но если бы не карта, прошел бы мимо, как-то неприметно выглядит здание.
Посетил только одну Старую синагогу. Эта синагога является старейшей в Польше, построена в XV веке.
Внутри находится интересный музей истории культуры евреев, выставлены экспонаты еврейского обихода, национальные костюмы, но сохранена и атмосфера синагоги.
Основное время в квартале я провел на улице Szeroka. Это главная достопримечательность Казимежа, скорее не улица, а площадь: здания отреставрированы и используются под рестораны, кафе, гостиницы. Я внутрь не заходил. Но снаружи выглядело интересно.
До начала 19 века еврейский квартал Казимежа был отделен стеной, затем ее снесли и евреи расселились по всему городку. Но во время гитлеровской оккупации все местные евреи были высланы на другой берег Вислы в еврейское гетто и большей частью погибли. А выжившие выехали после войны в Израиль. В ПНР евреев не жаловали и только в новой Польше Казимеж стал исторический и туристическим районом.
Далее я проследовал еще в один еврейский музей, Еврейский музей Галиции.
Весь музей состоит из фотографий о том, в каком бедственном положении находятся ныне памятники еврейской культуры в Галиции.
Далее я вернулся на Шероку, заглянул во двор единственной действующей синагоги Рему (евреев в Кракове осталось всего 200 человек) и потом прогулялся вокруг старого еврейского кладбища.
Потом зашел в костел Тела Господня.Костел потрясает: внушительные размеры (особенно в высоту), с прекрасными картинами и резными лавками.
Когда я зашел людей в костеле не было. Несколько жутковатое впечатление: один в холодном и плохо освещенном здании, а кругом такая красота.
Ни один костел Кракова такого запоминающегося впечатления не произвел. Ну а в завершении этого туристического дня посетил очень любопытный Этнографический музей, расположенный в здании бывшей ратуши Казимежа на Plac Wolnica.
Много интересных экспонатов из повседневной жизни жителей южной Польши: костюмы, интерьеры изб, музыкальные инструменты. Самое интересное – это залы, посвященные религии и различным народным и религиозным праздникам и краковским «шопкам» - рождественским сценкам.
Так завершилась моя экскурсия по еврейскому кварталу духовной столицы католической Польши в православное рождество по юлианскому календарю. Рождество отметил шатанием по вечерним улицам Кракова: польскими пивом, водкой и последней банкой русской икры. Дошатался до кровавых мозолей на ногах. По этой причине задумался о жилье во Львове и Киеве (до этого планировал без гостиниц, ночные поезда и ночной самолет). Несмотря на слабоватый Wi-Fi забронировал через букинг ком хостелы в этих городах. Полечил ноги и уснул.
Спасибо за внимание...
Продолжение следует...