После смерти Елизаветы начались активные споры о возвращении в Дели самого известного в мире овального алмаза Кохинор весом 105 карат. Как и 2800 других камней, он украшает корону Британской империи.
Его обнаружили на территории современного штата Андхра-Прадеш в XII-XIV веках. В 16 веке им владела династия Великих Моголов, затем его захватили персы, а затем афганцы. Через некоторое время он вернулся в Индию и был куплен англичанами во время аннексии Пенджаба. Ост-Индская компания захватила его в 1840 году и подарила королеве Виктории. Он был помещен на корону королевы Анны после огранки в 1937 году. С тех пор камень является частью драгоценностей британской короны. Однако права на алмаз заявили правительства Ирана, Афганистана, Пакистана и Индии.
История Кохинура (дословно «гора света») достоверно прослеживается до конца 13 века, но индейцы находят более древние легенды о появлении этого алмаза.
Кохинор попал в руки англичан в середине XIX века вместе с захваченной казной раджи одного из северных штатов Индии. Говорят, что королева Виктория слегка опозорилась за то, что увезла реликвию в Англию, но не смогла отказаться от невиданного сокровища и «выплатила» пенсию сыну и наследнику владельца последнего индийского раджи.
Королева приказала увенчать Кохинором корону, но старая индийская огранка не подходила к другим бриллиантам, и было решено огранить камень заново.
Повторная огранка Кохинора почти вдвое уменьшила его размер со 190 до 105 каратов, но даже 100-каратный бриллиант выглядит невероятно впечатляюще.
Виктория носила Кохинор в своей короне, и после ее смерти камень был последовательно восстановлен в коронационных венцах неправящих королев, супругов новых английских королей, а также сына, внука и правнука Виктории.
Таким образом, последним членом британской королевской семьи, носившим кохинор, была королева Анна Елизавета Боуз-Лайон, которая умерла двадцать лет назад.
Новая королева Камилла может заказать собственную тиару для своей коронации, но предпочитает использовать ту, что у нее уже есть. Согласно завещанию Елизаветы, новой «хозяйкой» Кохинура теперь должна стать Камилла, жена Карла III.
И если ношение Кохинора королевой-матерью, которой восхищались подданные, протестов не вызывало, то фигура Камиллы, наверное, выглядит весьма спорной. Или, может быть, времена изменились, и индийские активисты почувствовали, что пришло время просить невозможного.
С одной стороны, возвращение культового бриллианта кажется маловероятным — ведь когда-то Англия без колебаний забирала колониальные богатства, и их возвращение, возможно, опустошило бы казну монархов.
С другой стороны, нынешняя королевская чета, похоже, не является хранительницей традиции и может преподнести бриллиант обратно в качестве грандиозного жеста для укрепления дружбы с бывшей колонией.
Индийцы гневно заявили в социальных сетях, что их богатство было украдено британцами, которые создали его из «смерти, голода и грабежей» после обретения Индией независимости в 1947 г. и Второй мировой войны.
К моменту коронации Елизаветы Индия уже требовала вернуть бриллиант. Однако королевский двор проигнорировал эту просьбу. Но и теперь, вероятнее всего, Англия с ним не расстанется.