Помните был мультик старый советский, про то, почему динозавры все-таки вымерли?
Если кратко - у них скорлупа очень остро реагировала на ухудшения условий вокруг и, для защиты наращивала всё новые слои защиты, уплотняясь и уплотняясь, пока маленький динозавр не задыхался в её "объятиях защиты". Да. мультик не детский, но советские мультфильмы во многом такие, они не для детей. Разговор не про них.
На самом деле науке не известно, что там с динозаврами произошло и правдива ли гипотеза мультипликаторов. Скорее это метафора. Этакая "защита до смерти".
И, как ни странно, метафора эта до сих пор не просто актуальна, а сверх актуальна. Родители часто начинают едв али не до смерит защищать своих детей на ровном месте.
Да, защита ребенку нужна, он маленький, слабый и у него недостаточно опыта. Полностью поддерживаю.
Но.
Маленький - вырастет, слабый - нарастит мышцу и походит на карате. А как быть с неопытностью? Как ребёнок наберется опыта, если родители его от него защищают?
Или еще страннее - создают вокруг ребенка лживый пузырь неправды, когда ты всегда прав, когда что бы ты не сделал, тебе не с чем и не с кем себя сравнивать, потому что ты все равно молодец?
И все это из лучших побуждений.
Чего только не выслушала, пока в школе работала, от родителей, которые грудью ложились на амбразуры (хотя, заметьте, на них никто не нападал, а всего лишь вёл родительское собрание).
Вот лишь несколько примеров таких "защит":
1. Оценки в школе - зло, они занизят ребенку самооценку.
Ой ли? А как ребенок узнает, правильно ли он выполнил задание, если ему не сообщить об этом? Не спорю, сообщать надо вежливо и, оценивая работу, а не его личность. Но. Оценивая и уровень его старания. А как иначе? Ведь должны сообщить а) что он это не правильно сделал б) как это исправить. Сделал на тяп-ляп, вот она, троечка прискакала. Постарался, переделал - красавица пятерка пришла, можно дома похвалиться.
К самооценке школьные оценки отношения не имеют никакого. И педагоги объясняют, постараешься - исправишь. Приложи усилие!
Ведь если ребенку не показать, что усилие необходимо, сам он может и не догадаться. Да еще и обидеться на школу - ведь он хороший, ему мама сказала, а училка плохая, требует от него чего-то, вместо того, чтобы сразу пятерку ставить такому красивому.
Без шуток. Логика детей очень причудлива. Порой начинаешь спрашивать, в чем дело, что приключилось, что скандалим, а в ответ целый рассказ с обидами и претензиями. А дело в чем? Мама сказала, что вот так, а он и поверил. И обсуждаем уже с мамой, как вывернуть все на место, чтобы и авторитет родителей устоял и требования школы стали ребенку понятны.
2. "Не смейте делать моему ребенку замечания, вы ему психику поломаете!"
Прямо скажем, это не привилегия, а прямая обязанность каждого взрослого человека в пределах школы, сделать школьнику замечание, если его действия могу привести: а) к его травме б) к травме окружающих в) нарушают правила учебного заведения (которые на 99% про безопасность, кстати).
Многие взрослые, работающие в школе, этой обязанностью пренебрегают, опасаясь бурной "защитной" реакции родителей. И это постепенно вырастает в проблему. Если детям позволено на бегу снести техничку и замечания не будет сделано, в следующий раз они позволят себе больше. Особенно, если компания подходящая подберётся. Но и прямое влияние на учебный процесс есть. Раз на перемене можно нарушать правила и решать свои вопросы, невзирая на мнение учителей и персонала, то и на учебное время, почему бы и не растянуть это удовольствие?
В итоге классы, где хоть один родитель устраивает такие "крестовые походы" на школу, получают среди детей провокатора, который мнит себя в классе главным, а из-за "защиты" родителей, школа не имеет ни сил ни желания объяснять ему обратное. Такое "крутое" поведение если и не приводит к проблемам с другими учениками, то уж точно мешает их обучению.
Человек очень "энергоэкономный" организм, никогда не будет прилагать усилия там, где можно обойтись малыми средствами. А раз крутым можно стать просто сорвав урок, и тебе за это ничего не будет, значит, рано или поздно это будет сделано.
Конечно, учителя владеют различными методиками выстраивания отношений в коллективе. И зачастую справляются. Но. А зачем повышать их нагрузку? Чтобы на следующем уроке больше времени было потрачено на "укрощение строптивых", а не на саму тему? Кому от этого лучше будет, если дети не узнают каких-то деталей помимо учебника, не успеют позадавать вопросы по теме?
И еще момент, психику вы скорее преподавателю сломаете, чем школьнику. Детская психика очень гибкая. И, парадоксально, проще повредить ее бурной неадекватной реакцией родителя, чем каким-то конкретным событием.
3. Ребёнку в школе должно быть хорошо, а вы ему настроение портите.
Это из любимого. Действительно, в школе должно быть хорошо. Температура в определенных пределах, освещение, питание, удобная мебель. Хорошо бы мебель и в коридорах удобную, и чтобы туалеты были супер и блеск. Расписание, чтобы не до ночи заниматься. Хорошо бы кружки, чтобы при школе сразу, ходить недалеко, и, чтобы продлёнка хотя бы до шести.
Однако, почему-то в понятие "хорошо" начинают прокрадываться дополнительные смыслы.
Частая претензия - заставлять учиться это насилие. То, насилие, это - насилие. Господа, жизнь в принципе это череда усилий. Причем не всегда ты получаешь то, что хотел, а иногда и то, чего совсем не надо было.
Так можно придти к мысли, что государство, это насилие, учеба - насилие, жизнь с родителями - насилие.
Честное слово, педагоги бы с дорогой душой отпустили бы вашего ребенка в самостоятельное плавание, но опыт подсказывает, что без конструктивного руководства в условиях среднестатистической среднеобразовательной школы результат из этого опыта получится даже не средний, а минусовой. Напомню, человек - он очень энергоэкономный. Ленивый, если по-человечески. Это наше эволюционное достижение. Если бы не ленились в хороших условиях, а носились как заведенные без конца, то не накопили бы жирка и не пережили бы времена плохие.
Проблема в том, что "оно - само" случается только физиологически. Вырастет, никуда не денется. И вторичные половые признаки приобретет, с высокой вероятностью. А вот что-то более сложное, требующее усилий мозга (самый много энерго потребляющий орган в человеческом организме, почти 10% всех наших энергетических затрат на мозг уходит), тут не сработает.
В учебе "оно - само" - прямая дорога к деградации.
Увы, к моменту, когда деградация станет заметна не только педагогам, соседям, дальним родственникам, но и самим родителям, как-то восстановить пропущенное становится практически невозможно. Усилий потребуется кратно больше.
Как вам, легко научить писать (не красиво, не каллиграфически, а просто писать) ребёнка, у которого пубертат во всю горит, к противоположному полу тянет и энергия бушует, и он уверен, что училка - дура, а он молодец? Да практически невозможно. Особенно учитывая, что авторитет родителей в этом возрасте ребенок тоже ставит под сомнение и замотивировать его сложно. Не легче ли ориентироваться на статистику по стране и учить всему в те же сроки, что и остальных детей? Всем проще.
Итого.
Гиперзащита - зло. Как вовремя перестать защищать ребёнка и позволить ему нарабатывать собственный опыт?
1. Определить минимум необходимый для жизни - уметь готовить, убирать за собой, содержать себя в чистоте. И с самого маленького возраста позволять ребёнку делать это. Да, первые четыре яичницы он сожжёт. Но зато потом сможет себя хотя бы завтраками обеспечить, а при необходимости не будет бояться сжечь всю кухню.
2. Не встревать между ребёнком и обществом. Это сложно. Но только так он приобретёт опыт общения. Статистически, больше всего при разных митингах и волнениях страдают не хулиганы, которые возможно поработали зачинщиками и накуролесили, нет, больше всего страдают тихие домашние дети. Потому что хулиганы точно знают, в какой момент их побьют. А домашние дети до последнего не верят, что ОМОН это серьёзно им кажется что сейчас появится мама и всё разрулит.
3. Постоянно напоминать себе, что вы и ваш ребёнок не одно существо. Вы не можете вложить в него свою память и опыт. Проверяйте, знает ли он, как работает та или иная вещь, как она называется, для чего служит. Спрашивайте, разговаривайте. Помимо прочего, этим вы научите его к вашему мнению прислушиваться.
4. Не растите барчука. Ребёнок не должен ставиться на уровень царя в семье и принца во всём мире. Чем реальнее он будет ощущать своё место в обществе, тем больше шансов, что будет понимать куда и как прилагать усилия, чтобы изменить его к лучшему.
5. Старайтесь уважать при ребёнке мнение других взрослых. Не надо оспаривать любые слова, если они вас не устраивают. Выкрутите ситуацию, что в данном конкретном случае, человек сказал не так как говорили вы, потому что ситуация отличается, а ребёнок этого не учёл. Если не сформировать уважение ко взрослым, помимо проблем в пубертате, возникнут проблемы во взрослом возрасте, человек не сможет адекватно воспринимать авторитеты. И постоянно на ровном месте будет получать проблемы от начальства. А зачем?
В общем, держим в уме того несчастного динозаврика из мультика и пытаемся не стать для ребёнка скорлупой.