С конца нулевых Москва проводит международную биеннале молодого искусства, которая помогает открывать новые имена на российской и интернациональной арт-сцене. В этом году организаторы приняли решение перенести все выставочные проекты на лето 2023 года. Разбираемся, стоит ли Биеннале еще нескольких месяцев ожидания — и что зритель сможет на ней увидеть.
В 2000-х годах в столице России существовало сразу несколько значимых художественных проектов для молодых кураторов и художников. К примеру, в 2002-2006 годах Государственный центр современного искусства организовывал фестиваль молодого искусства «Стой! Кто идет?», а с 2001 года Школа современного искусства «Свободные мастерские» организует выставочный проект «Мастерская». В 2008 году независимые партнёры и представители арт-сцены из разных стран заинтересовались российской креативной средой и создали концепцию биеннале, которая должна была поддержать молодых авторов нового творческого поколения.
Согласно правилам, художниками новой генерации считаются молодые люди в возрасте до 35 лет. В своих работах они показывают те проблемы и вопросы, которые только придут на «взрослую» сцену в ближайшее время. Международный статус позволяет организаторам привлекать лидеров новой арт-сцены из других стран. Например, в разные годы кураторами Московской международной биеннале молодого искусства становились Лукреция Калабро Висконти и Надим Самман.
Экспертный совет, в который входят в 2022 году Никита Нечаев, Екатерина Новокшонова, Алексей Масляев и другие участники московской арт-сцены, в своем письме к участникам и учителям постулирует, что биеннале — не выставка, а процесс. Поэтому для организаторов особо интересны работы в тактике work in progress и трансдисциплинарные кооперации. Участвовать могут как индивидуальные авторы, так и команды. Но при этом для кураторов важно показать ранее не выставлявшуюся работу (можно частично задействовать фонды MMOMA) и включить в нее локальный российский контекст через местных авторов.
Обычно все мероприятия Биеннале проходят летом. Впрочем, в 2020 году работу экспозиции продлевали до середины сентября, чтобы охватить московский День города. Структура Биеннале обычно состоит из нескольких ключевых частей. Основной проект создается главным куратором на основе заявок художников, присланных на open-call, и отвечает главной теме Биеннале. В 2022 году оргкомитет получил 343 заявки от кураторов из 27 стран. Стратегические проекты в стенах институций-организаторов показывают главные тенденции в молодом искусстве, параллельная программа проходит на других площадках в партнерстве с организаторами Биеннале, а во время всех выставочных проектов искусствоведы, кураторы и художники проводят мероприятия образовательной программы для гостей.
Поскольку организаторы перенесли сроки Биеннале, сложно сказать, что будет ждать зрителей через год: результаты open-call, формирующего Основной проект, не объявлены. Тем не менее, по проектам прошлых лет можно сказать, что в 2023 году Москву ждёт интересное художественное событие.
Выставочный проект 2020 года «Я не знаю, Земля кружится или нет» кураторов Елизаветы Матвеевой и Франчески Альтамура проходил в онлайн-формате. На специально созданной цифровой платформе художники-участники рассказывали в абсурдной форме о страхах и тревогах современного мира через свои работы. Видеосвидетельство также дополнялось эссе, публицистикой и стихами авторов, что создавало отличную от музея виртуальную форму пространства. При этом с экспозицией можно было ознакомиться и в стенах музея — в индивидуальном формате в Государственном центре современного искусства.
Среди Стратегических проектов Биеннале 2014 года было несколько интересных кураторских работ из разных стран. К примеру, Сергей Климко и Леся Кульчинская из киевского Центра визуальной культуры собрали работы авторов, рефлексирующих о современной истории страны и «воображаемом» масс, связанном с виртуализированной постполитикой и утопической практикой. Пакистанский куратор Хаджра Хайдер через проект «Пастбища ещё зелёные?» актуализировал проблему разочарования современной молодежи в реальности — в капитализме, праве, справедливости в развивающихся странах. Так, художник Саджад Ахмет продолжил уже устоявшуюся в современном искусстве практику использования неона как медиума для критики общества потребления. Но в работе «Consumed», ставшей отображением этого слова в виде световой конструкции, он заменил букву «o» на веб-камеру — чтобы зритель, оказавшийся в поле её зрения, сам оказался потребленным объектом потребления.
Темой Основного проекта Биеннале в 2018 году по решению итальянского куратора Лукреции Калабро Висконти была объявлена «абракадабра» — слово, которое «несет в себе множество смыслов» и является одним из «самых универсальных слов, одинаково звучащих на многих языках». Отобранные 58 работ были мало связаны между собой: сложно найти что-то общее между, например, работой Риккардо Джаккони «Варьирующийся статус», марионеткой, которая едва дрожит как от судорог или сна, и неоновой антитезой трудоголизма и отдыха в инсталляции All work and no play Светланы Воронцовой-Вельяминовой. Тем не менее, именно такой неявный принцип отбора позволял наблюдателю самостоятельно расшифровать «абракадабру» — как и составить впечатление о том, какой будет «взрослая» арт-сцена в ближайшие годы.
До оглашения подробностей о VIII Московской международной биеннале молодого искусства рано говорить, какими именно будут ее проекты: многое зависит от результатов открытого конкурса кураторских проектов и того, каким станет процесс работы над Биеннале в изменившихся условиях глобального актуального искусства. Тем не менее, осенью этого года команда организаторов проведёт международное портфолио-ревю для художников, кураторов и журналистов, чьим основным предметом интересов является культура. Это не замена отложенному на год художественную событию — но ещё одна возможность для развития молодого арт-рынка в интернациональном контексте как в России, так и вне её.