Найти в Дзене
ЛЕС В РЮКЗАКЕ

По горам Крыма. Мой одиночный поход на Демерджи-яйла (День 1)

Тропа змеей ползла в гору. Я поднимался все выше, то и дело оглядываясь и любуясь открывавшимися мне картинами. Сегодня я не спешил. Рюкзак на этот раз не обременял так, как в Таганайском походе, и взяв удобный темп, я наслаждался горной прогулкой. Сделав крюк, я поднимался к Солнечной поляне. С изгиба тропы вдруг открылся потрясающий вид на долину и Чатыр-Даг. Незаметно для себя я поднялся на уровень тех сосен, что растут на верхних скалах, и которые мы разглядывали снизу в прошлой поездке.

Утро солнечное и теплое, хотя над вершиной Южной Демерджи гуляют редкие косматые тучки. Тропа маркированная, изредка на деревьях и камнях красуются маркеры краской, уже порядком затертые. Пока я иду довольно бодро, и в 9:10 прибываю на Солнечную поляну. Отсюда открывается потрясающий вид на долину, черноморское побережье и Алушту, лежащую далеко внизу. На самой поляне высятся несколько гладких скал, словно отшлифованных ветрами и дождями. На одном из них - памятная табличка о некогда погибшем здесь в грозу туристе. Наверное, очень печально умереть в таком красивом месте. Но не время для грустных мыслей, когда вокруг меня такие красоты. Вроде бы я забрался не так высоко, но кажется, что я стою над миром, хотя еще даже не дошел до вершины. До нее отсюда - еще триста с лишним метров по вертикали.

Горная тропка ведет меня дальше - мимо скал Чомчай по склону горы Аленга. В небе надо мной кружат два орла. К сожалению, сегодня я не взял с собой телеобъектив, и я пытаюсь снимать их на "широкоугольник". Слишком далеко. Говорят, здесь обитают степной орел и могильник. Потом я обязательно попробую выяснить, кого из них я встретил на подъеме. С вершины Аленги громко каркает ворон - наверное, ругается на чужака, который посмел нарушить покой его владений. Еще чуть выше - скала Сиамские близнецы, чем-то и правда напоминающая сросшиеся человеческие головы. Здесь, на Демерджи каждая скала - словно высоченный из камня монумент. Любой можно попробовать придумать свое название, если включить фантазию. А можно просто любоваться удивительными творениями природы.

Сиамские близнецы
Сиамские близнецы

Еще немного усилий - и вот я на вершине Южной Демерджи. Тут нет какого-то характерного места - просто ровная площадка, с которой в разные стороны открываются потрясающие виды. Облака ползут низко над горами. Они клубятся на склонах, и кажется, будто собирается дождь. Здесь чуть свежее, чем на Солнечной поляне. Делаю отчетные фото, быстро перекусываю злаковым батончиком - и снова в путь.

Далее мне нужно спуститься к перевалу Демерджинское седло и пройти к небольшому озеру на реке Джурла. Оттуда, через турстоянку у родника мне предстоит подъем на плато Демерджи-яйла. Пока я не встретил еще ни одного человека. Но у озера вдруг замечаю сохнущие на дереве ботинки, а затем - палатку из "Спортмастера" на поляне. Вскоре объявляется и хозяин - такой же как я турист-одиночка. Короткое приветствие - и наши пути расходятся. Парень бежит складывать палатку, а я шагаю дальше.

Небольшое озеро на речке Джурла
Небольшое озеро на речке Джурла

Тропа петляет и постепенно спускается в лощину, чтобы потом снова полезть в гору. С этого участка моего маршрута открывается замечательный вид на Юркины скалы - живописное обрывистое место у края плато. У турстоянки я делаю несколько кругов, чтобы отыскать правильный путь, ведущий наверх. Наконец, тропа найдена среди кустов, и я пробираюсь по ней дальше. Джурла здесь петляет среди камней, вода в речке - прохладная и вкусная. Тропка ныряет в лес, и дальше мне идти в окружении великанов-деревьев. Кое-где встречаются завалы, которые приходится неспешно обходить. Подъем довольно крутой - мне предстоит еще набрать двести метров, чтобы выйти на плато.

В беседах с самим собой время летит быстрее. Этому искусству я обучился давно, в одиночных походах по области. В таком путешествии можно многое обсудить с самим собой, как бы странно это не звучало. Порой, в будничной суете на такое просто нет времени. А тут, пока ноги шагают, столько мыслей в голове перевертеть можно. Да и время летит быстрее. Наконец, тропа выходит на наторенную грунтовую дорогу. Вокруг много лошадиного навоза, а чуть дальше - и сами лошадки, мирно пасущиеся на горном лугу. Поднимаюсь еще чуть выше и делаю привал. Пора отдохнуть и пообедать. Здесь, на одном из удобных камней у небольшого скалистого обрыва - мой обеденный стол. И пока готовятся макароны с мясом, я бегаю по окрестным камням и снимаю пейзажи.

В душе - покой и умиротворение. В овраге ветер колышет травянистые волны. Над головами - брызги солнца и белые клецки облаков. А в траве вокруг меня кишит жизнь, - копошатся разные букашки и кузнечики. Обед на свежем воздухе, да еще на вершине плато - невероятно вкусный. Пока я почти не тратил воду - пил из Джурлы и источника Чабан-Чокрак. В обед мне приходится распечатать свой водяной запас. Вдруг я вижу, что на плато я не один. Навстречу мне шурует тот самый турист, с которым мы пересеклись внизу, у озера. Только мы поднялись на плато разными тропами. Второе короткое приветствие, пожелание доброго пути - и вот наши дороги вновь расходятся. Мне тоже пора в путь.

Отсюда мой путь лежит прямо к ущелью Курлюк-Баш по тропе, пронизывающей плато насквозь. Вокруг - россыпи камней, горные луга и небольшие выходы скал. Вокруг резвятся вороны - летают поодиночке, парами и целыми группами. У воронов в лексиконе богатый набор звуков и кажется, что они непрерывно общаются о чем-то друг с другом, ругаются и просто радуются жизни. Вообще, название Демерджи переводится с крымско-татарского, как "кузнец". Но если бы давным-давно не кто-то, а я поднимался впервые на эту гору, я бы, наверное, назвал ее Вороновой.

Вокруг бродят низкие хмурые тучи, но на плато ясно, хоть и ветренно. Кажется, дождь идет где-то на Тырке-яйла, да и над Чатыр-Дагом небо тоже сильно хмурится. Иногда до меня долетают отзвуки далекого грома - он ворчит где-то далеко, за Чатыр-Дагом. А меня пока гроза обходит стороной. У северного края плато я успеваю сбегать на смотровую площадку и полюбоваться новыми видами, которые не видны с южного края. А потом мой путь лежит дальше - к вершине Самар-Кая, откуда я пойду на самую высокую точку сегодняшнего похода - вершину Северная Демерджи.

Вид на ущелье Курлюк-Баш
Вид на ущелье Курлюк-Баш

С обрыва у Самар-Кая открываются потрясающие виды на Чатыр-Даг. Здесь я даже остаюсь на какое-то время, не в силах оторвать взгляд от горных красот. Хмурые дождевые тучи подчеркивают необыкновенный вечерний пейзаж. Синие далекие горы Бабуган-яйлы в дымке - словно каменные исполины с рериховских картин. Ветер задувает все сильнее - похоже, сегодня все же придется немного помокнуть. Тропка ведет меня дальше, к Северной Демерджи. Начинает накрапывать дождик, и я останавливаюсь переждать его в небольшой роще. Подходя к ней, я видел, как пара грациозных животных скрылись среди деревьев, завидев меня. Похоже, это косули. Жаль, что нам так и не удалось познакомиться поближе.

А потом - последний рывок, и я на самой высокой точке сегодняшнего похода - вершине Северная Демерджи. Нет, это не острый пик и не труднодоступная скала, а просто возвышение посреди плато. У Северной Демерджи две вершины, разница между которыми всего в три метра. На одной из них стоят два ретранслятора, а на второй примостилась вышка триангуляции. И здесь снова непременно надо сделать отчетные фото и в который раз за сегодня насладиться горными пейзажами - ведь так высоко в Крыму я еще не забирался. 1359 метров - довольно значительная цифра для невысоких Крымских гор.

А потом - вниз, искать место для ночевки. Оно непременно должно быть с умопомрачительным видом, другие к рассмотрению не принимаются. И вскоре я нахожу такое. Полянка на южном склоне плато, с севера прикрытая низкорослым сосняком, а с юга открывающая мне потрясающие виды. Именно такое я и видел в своих предпоходных мечтах. Недолго думая, я ставлю палатку на ровной площадке у старого кострища и готовлю ужин, любуясь красотами.

Место ночевки
Место ночевки

Неторопливо вечерело. Когда поспела гречка, я даже не смог спокойно ее есть. Взяв котелок с кашей, я вышел к краю скал и сел ужинать здесь, глядя на мир внизу. Солнце медленно закатывалось за горы. Где-то внизу сверкала огнями Алушта, и за горизонт убегали воды Черного моря. А я все смотрел и смотрел, и не мог наглядеться. В такие моменты понимаешь, что для счастья нужно не так уж и много. Такие мгновения случаются нечасто, но остаются в памяти на всю жизнь и сильно меняют тебя изнутри. Быть может для того и нужно лезть в горы, мокнуть под дождем, мерзнуть на ветру и терпеть другие лишения, чтобы найти то самое место и поймать тот короткий момент, когда можно почувствовать себя по-настоящему счастливым.

Солнце закатилось за горы, и долина внизу погрузилась в темноту. А я все сидел и сидел у края плато, будто боялся оборвать ту незримую нить, что связала меня этим вечером с миром вокруг. В душе поселилось удивительное умиротворение. Чуть выше, у старого кострища меня давно ждали уютная палатка и теплый спальник. А я все не шел.

На мир спускалась теплая южная ночь...

Продолжение следует...

Читать пролог можно здесь.

Я и горы
Я и горы

Крым
652,3 тыс интересуются