(21 сентября по новому стилю)
Рождество Твое, Богородице
Дево, Радость возвести всей все-
ленней: из Тебе бо возсия Солнце
Правды Христос Бог наш и, разру-
шив клятву, даде благословение, и,
упразднив смерть, дарова нам
живот вечный.
/Тропарь праздника Рождества/
В конце сентября Православная Церковь отмечает два великих двунадесятых праздника: Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября по новому стилю) и Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня (27 сентября).
Первый праздник знаменует собой начало новой эры в истории человечества, освещенной пришествием в мир Богочеловека Иисуса Христа. Празднуемое событие явилось предвестником исполнения ветхозаветных пророчеств о Спасителе – Мессии, который должен был происходить из потомства царя Давида и родится от Девы.
Рождение Пресвятой Девы – величайшая тайна Божия, которой предопределено было открыться ко времени пришествия Христова. Из различных древнехристианских писаний известно, что в галилейском городе Назарете проживали тогда благочестивые супруги - праведный Иоаким и его жена Анна. Они уже были в преклонных летах, но детей у них не было. Жития святых повествуют, что «святый праведный Иоаким был сыном Варпафира, ведущего свое происхождение от сына Давидова Нафана. Святая праведная Анна была дочерью священника Матфана из племени Ааронова». Супругов отличало необыкновенное милосердие, любовь к Богу и людям. В Житиях сказано: «В то время на земле не было более угодных Богу людей, нежели Иоаким и Анна». Им и определено было промыслом Божиим стать родителями Той, Которая «вместит Невместимого Бога и Слова», будет ходатаицей перед Всевышним за весь род человеческий, Царицей неба и земли, «честнейшей херувим» и «славнейшей серафим».
Однако прежде чем совершилось рождение Пресвятой Девы, Иоаким и Анна прошли через труднейшее жизненное испытание. Пятьдесят лет они прожили в супружестве, не имея детей. По обычаям того времени бездетность воспринималась у евреев как наказание Божие за какие-то тяжкие грехи, напротив, многочисленное потомство считалось благословением Божиим. К тому же, каждая еврейская семья в тайне надеялась, что из ее потомства может родиться долгожданный Мессия, надежда Израилева.
В душевной горести и сердечной скорби праведные Иоаким и Анна молили Бога снять с них поношение и даровать им дитя, которое они обещали с радостью посвятить Творцу и Создателю всего сущего.
Однажды во время большого праздника, когда в Иерусалимском храме приносились дары Богу, первосвященник Иосахар отказался принять жертву Иоакима, потому что он был бездетным, заявив ему, что у него наверное есть тайные грехи, за которые от него отнято благословение Божие. Выйдя из храма, Иоаким в отчаянии забрел в пустыню к пастухам, и там в молитве и посте проводил свои дни. Сорок дней он не вкушал хлеба. Праведная Анна также наложила на себя пост и неутешно плакала. Однажды, когда она находилась в саду около своего дома и очень скорбела, ей внезапно явился ангел Господень и сказал: «Анна, Анна! Услышана твоя молитва, воздыхания твои прошли сквозь облака, слезы твои явились пред Богом, и ты зачнешь и родишь Дщерь преблагословенную; чрез Нее получат благословение все племена земные и будет даровано всему миру спасение; имя ей будет Мария».
В то же самое время ангел явился и Иоакиму и, известив его о предстоящем событии, повелел ему поспешно отправиться в Иерусалимский храм, где он должен встретить свою супругу. Придя в храм, у золотых ворот Иоаким встретил свою жену, и они поведали друг другу о случившемся, от всей души благодаря Господа о великой милости к ним.
В Житиях сказано, что «святая Анна зачала в девятый день декабря (старый стиль), а восьмого сентября у ней родилась дочь, Пречистая и Преблагословенная Дева Мария, начало и ходатаица нашего спасения, о рождестве Коей возрадовались небо и земля».
В переводе с древнееврейского имя Мария означает «Госпожа» или «Надежда». Рождение Пресвятой Девы явилось исполнением обетований (обещаний) Божиих, данных первым людям после изгнания их из рая, что «семя жены сотрет главу змея», т. е. от Девы произойдет Спаситель мира.
На следующий день после празднования Рождества Пресвятой Богородицы (22 сентября по новому стилю) прославляются ее святые родители, которых Церковь именует Богоотцами, оказывая им великое почитание; их имена упоминаются на каждой церковной службе при так называемом «отпусте» в конце богослужения.
Дорогие братья и сестры!
Просим помочь храму Вмч. Димитрия Солунского в Яковлево (Сергиево-Посадский г. о.) в издании книги «И остави нам долги наша». Книга недавно получила одобрение Издательского совета Русской Православной Церкви. Автор – протоиерей Вячеслав Брегеда делится своим многолетним опытом служения в храме-часовне при Московской областной психиатрической больнице № 5 г. Хотьково и другими душеполезными повествованиями. Регулярно публикуется в журнале «Русский дом» и известен православному читателю по ранее вышедшим его книгам. В прошлом году книга протоиерея Вячеслава Брегеды «Духовные светильники Карагандинской земли» стала лауреатом конкурса Издательского совета РПЦ «Просвещение через книгу». Пожертвования можно перечислить на карту Сбербанка России: 4276 1609 1314 5786.
Помогай нам всем Бог!