Сегодня в интернете наткнулась на одну интересную статейку. Пересказывать целиком не буду, она небольшая и явно не научная, но ее основная мысль меня зацепила. А мысль такова - у человека, как и у всех млекопитающих, инстинктов нет. Я не биолог, поспорить или квалифицированно согласиться не могу. Но что-то в этом есть. Может быть действительно, в нас все (ну кроме рефлексов) - социально-обусловленное приобретенное.
Да, человек - существо социальное, причем мы сегодняшние - продукт многовековой социальной эволюции. Мы же даже осознать не можем, что в нас физиологического, а что выученное.
Так вот. Возвращаясь к детям и игрушкам. Есть у меня такой якорек - в самом раннем возрасте не предлагать своим детям какие-то вещи, а смотреть, что они будут выбирать САМИ. Сразу оговорюсь, не у всех можно ярко выделить что-то одно, любимое.
Из шестерых моих детей двое (старший сын и старшая дочь) не были замечены в пристрастиях к чему-то определенному. Ну у сына для этого есть своя причина, он все-таки очень поздно попал в семью и почти все его раннее детство прошло вообще без игрушек. А вот с дочерью сложнее, и пока я в раздумьях, почему именно так.
Зато с остальными детьми с самого раннего возраста было очевидно, что именно им нравится.
Так, например, самый старший мой деть, племяшка, просто обожал лего. Лего у нас было везде. Это был лучший подарок. Да, помимо лего, он очень любил книги, собирал сувенирных бегемотиков (кто помнит, были такие в киндерах лет двадцать назад), у него была своя подборка оружия (в основном ножи и кинжалы, пластмассовые и деревянные естественно). В подростковом возрасте он, как и все дети того времени, увлекся компьютером, а потом и настолками. Но вот лего - это было то основное, что он изначально выбрал сам. Я не знаю связанно ли это (я думаю, что все-таки да) ныне он инженер, конструирование с ним осталось и во взрослом возрасте.
Идем дальше. Сын средний. Именно он сбил мои социальные настройки, потому что несмотря на то, что мальчик, он сразу выбрал ...куклы. Сначала меня это смущало. Все-таки человек - существо социальное, и я не исключение. А потом.. а потом я познакомилась с отцом своей младшей дочери, а он в свою очередь познакомил меня со своей дочкой от первого брака. И вот эта маленькая девочка играла в машинки. Ну вот то есть она больше ни во что не играла - она играла только в машинки, это была ее страсть. И на этом контрасте меня ... осенило это немножко не то слово, но подобрать другое не получается, пусть будет осенило.
Почему, если девочка играет в машинки - это никого не смущает, а если мальчик в куклы - то да.
Потом я, кстати, читала много научпоповских исследований на эту тему. По факту так оно и есть: мальчики от девочек в психологическом плане почти ничем не отличаются. И мальчики могут ровно также играть в дочки-матери, как и девочки в казаки-разбойники. Ровно до тех пор, пока общество не объяснит им, что "мужики не плачут". Ну это условно. На самом деле, мальчики склонны плакать ровно столько же, сколько и девочки. На этот счет тоже есть исследования.
Так вот, мой мальчик выбрал куклы.
Но в дочки-матери он не играл. Кукол он наряжал. С возрастом он стал наверчивать (без единого шва) такие наряды, что мне действительно они нравились. На большинство праздников он стал получать в подарок кукол и ткань. И бы счастлив от этого.
К сожалению, я сама не умею шить, да и вообще рукоделие - это сильно не мое, научить его чему-то лично у меня не получалось. А в разного рода кружки он идти категорически отказывался. Потому что общество, так его разэдак. Быть единственным пацаном среди 5-7-10 девчонок (а тут, как ни крути, а девчонки в большинстве своем великие язвы) - психологически некомфортно.
Но мало-помалу эта детская увлеченность все же перешла в разряд увлеченностей подростковых. И с язвами девочками он нашел общий язык. Сейчас для него дизайн одежды - такой полупрофессиональный интерес. И свою студию мы тоже нашли - с преподавателем мужчиной.
У младших моих детей с интересами все в более классическом варианте: сыну - машинки, дочери - ... а вот и не угадали, не куклы, - книги.
Причем все-таки в этих пристрастиях есть и что-то генетическое. Книги любила и моя старшая сестра (собственно все ее детство, как она вспоминает, прошло с фонариком под одеялом). Да и отец у моей девочки - программер, а, говорят, это не техническая специальность, а из разряда лингвистики (языки же ж).
Сейчас дочери пять: начала читать, пытается писать. Книжка под подушкой, блокнотик с ручкой всегда при ней, в сумочке... Для меня это как откровение какое-то, потому что сама искренне считаю рано - но ей нравится. Вот буквы - это прям ее. Теперь еще и к мужу моему вяжется с английским, как, мол, то или иное слово переводится. И тут как ни крути, но очевидно, что при наличии любых других игрушек и занятий, ребенок выбирает что-то определенное. Сам выбирает.
А вот уже за родителем остается другой выбор: пойти за интересом ребенка или ломать через колено, навязывая что-то свое.
Какие игрушки выбирали ваши дети? Нравилось вам это или огорчало?