При чтении новости о мемориальном мероприятии в Грамотеино, меня не покидало чувства дежавю: олигархо-бюрократия Кузбасса открывает очередной пафосный мемориал шахтёрам, святым, воинам ВОВ, ковиду и т.д., а «непризнанный гений» Кузбасса - Михайлов – рассказывает о смысловых и эстетических «косяках» очередного мемориального «кулича» угольной олигархо-бюрократии Кузбасса!
Цитата Риа новости. 24.08.2022 г.
"Губернатор Кузбасса Сергей Цивилев в ходе рабочей поездки в Беловский городской округ принял участие в открытии мемориального комплекса "Покорителям земных недр и спасателям" в пгт Грамотеино, посвященный памяти погибших на шахте "Листвяжная" шахтерам и горноспасателям...
Мемориальный комплекс "Покорителям земных недр и спасателям" представляет собой скульптуры шахтера и горноспасателя рядом с черной гранитной плитой, на которой выгравированы имена 51 погибшего на шахте "Листвяжная". Автор мемориала — скульптор, член Союза художников России Константин Зинич (Конец цитаты).
Всего на закрытый конкурс проектов памятника погибшим шахтёрам было предъявлено четыре проекта и один эскиз: два проекта К.М. Зинича, и два - «не-зинича».
Среди проектов был непрофессиональный эскиз родственников погибших шахтёров, который был настолько неумело нарисован, что шансов победить официозные проекты назначенного скульптора Кузбасса не было. Идея родственников шахтёров была – памятник «Объятия близких», с помощью которых родные как бы пытаются удержать шахтёра на этом свете.
Сама по себе эта идея памятника - у родственников погибших шахтёров и горноспасателей – более соответствовала по духу произошедшим трагическим событиям утраты близких. Если бы эта идея была реализована в скульптуре, то это был бы народный памятник, потому что искренне выражал бы боль утраты родного, любимого человека, - понятную всем людям.
Или, - перспективную идею родственников шахтёров, можно было просто довести до ума, - до высоты шахтёрского подвига - «Горноспасатель поддерживает раненого шахтёра». Такой памятник можно было бы поставить в ряд с великими памятниками героям Великой Отечественной войны, что установлены на Мамаевом кургане - в Сталинграде-Волгограде. Это скульптурная композиция «Солдат, поддерживающий раненого командира»,
и «Солдат поддерживающий раненого товарища» -
авторства великого советского скульптора-монументалиста - Вучетича Евгения Викторовича.
Но, в данном случае, в Кузбассе, народная душа скована «смирительной рубашкой» бюрократии – бездушными регламентами, обскурантистскими догмами официальных постановлений, инструкций и законов – бюрократической фальшью и лицемерием - автократизмом олигархо-бюрократии.
Этот тоталитарный консенсус административной системы Кемеровской области допускает только официозные памятники, выхолощенные от гениальности, от народности, от искреннего чувства: в данном случае, - в память погибших горноспасателей и шахтёров шахты «Листвяжная» – пафос и официоз олигархо-бюрократии Кузбасса - мог позволить реализоваться только «шахтёрам-манекенам Зинича».
С первого взгляда можно узнать статуи авторства Зинича, они – манекенны, то есть, выхолощены от блеска таланта, оригинальности, душевности, и правды жизни.
Например, монументальная композиция авторства Зинича, с тем же названием: "Покорителям земных недр и трудовым династиям города Белово", 2018 года.
Есть такая подробность у статуй Зинича – ладошка руки мужской статуи обычно имеет горизонтальное положение на талии, как при позе в танце пингвина! Позиция является женственной, но Зинич применяет её для статуй мужчин. Вообще, Зинич – это по стилю - «женский мастер», то есть, у него тематика женская – семья-дети, зверушки,
но статус официального скульптора Кузбасса, данного уральскому скульптору ещё эксгубернатором Аманом Тулеевым, вынуждают Константина Мелатдиновича делать брутальные памятники шахтёрам и юродивым – которые у него получаются «женственными» - слишком цивильными и манекенными-кукольными.
Возможно, Константин Зинич, стал ремесленником от скульптуры вынужденно – богатая, но непритязательная к эстетическому и смысловому качеству скульптуры олигархо-бюрократия Кузбасса требует только ускорения цикла изготовления скульптуры. И красноярский скульптор сократил срок изготовления бронзовой 3-хметровой статуи до трёх месяцев, а при таких скоростях сделать шедевр 3-хметровой скульптуры – невозможно: месяц – уходит на лепку статуи из глины, месяц – на перевод статуи в гипс, месяц – на перевод статуи в бронзу и обработку. Причём, были случаи, как, например, с изготовлением целых шести статуй для парка имени Попова в Салаире, в 2019 году, всего за три месяца, когда цикли перевода в гипс, и потом в бронзу, были сокращены до недели, в итоге получились статуи с низким эстетическим и смысловым коэффициентом.
https://kuzpress.ru/culture/30-09-2019/70351.html
Кузбасс – с 2000-х годов является «личной грядкой» Зинича, то есть этому скульптору без конкурса заказывают все официальные статуи в области: часто конкурс объявляется для вида, потому что победитель назначается изначально.
Болезненный провал у семейной пары Зиничей – «отец & сын», потерпели только в 2021 году – на конкурсе проектов памятника «Медикам, боровшимся с пандемией Ковида в Кузбассе». Общественное голосование забраковало все выставленные проекты, в том числе и зиничевские.
Должен был выиграть общественное признание проект «непризнанного гения Кузбасса» Михайлова» - «Медицинская троица»,
но на творчество «правдоруба» Кузбасса наложен запрет угольной олигархо-бюрократии Кузбасса.
https://kuzpress.ru/society/01-03-2021/80413.html
https://kuzpress.ru/culture/13-02-2022/86627.html
В итоге, несмотря на огромные деньги и административный ресурс – власти Кузбасса довольствуются посредственными скульптурами Зинича, обычно – с концептуальными, краеведческими, и художественными ошибками.
Не стал исключением и монумент со странным, в контексте гибели горноспасателей и шахтёров на шахте «Листвяжная», названием - «Покорителям земных недр и спасателям».
Красноярский скульптор в 2011 году уже ставил памятник с таким названием в Прокопьевске – «Покорителям земных недр». И в 2018 году, В Белово - "Покорителям земных недр и трудовым династиям Белово".
Пафосное, праздничное название «покоритель земных недр», которое у Зинича является синонимом профессии шахтёр - не соответствует трагическому памятнику погибшим шахтёрам и горноспасателям Белово.
какие же это «покорители земных недр, если их самих надо спасать? Если их надо спасать, то это не покорители земных недр, а – потерпевшие земных недр.
Поэтому, в данном контексте, предикат «покорители земных недр», выглядит ироничной кличкой по отношению к шахтёрам, которые погибли потому, что из-за завышенных норм выработки угля руководства шахты, вынуждены были отключать системы шахтной газовой сигнализации, что в итоге вызвало взрыв в шахте и гибель 51 шахтёра и спасателей.
Добавление к несчастным «покорителям земных недр» слова - «и спасателям» – не компенсирует неуместность этого названия в контексте катастрофы, а превращает всё название монумента в бред: некие «спасатели» спасают «покорителей земных недр», (которые сами отключали датчики метана в шахте, и личные самоспасатели шахтёров работали всего по 10 минут, хотя должны были работать 2-5 часов – Прим.авт.).
В контексте трагедии на шахте «Листвяжная, после которой были посмертно награждены орденом мужества четыре горноспасателя, и один выживший горноспасатель, было бы правильно назвать мемориал в Грамотеино, например, так: «Мужественным горноспасателям и шахтёрам шахты «Листвяжная» («мужественным горноспасателям» потому, что пять горноспасателей были награждены орденом мужества - Прим.авт.).
Похоже, что такие тонкости идеологии и символики понимает только «запрещённый скульптор Кузбасса» Михайлов – лучший неофициальный эксперт по символике - художественно-идеологической сфере - в России!
Мы видим, на мемориале погибшим шахтёрам и горноспасателям в Грамотеино всё те же «шахтёры-манекены Зинича» - в положении вольно, с меланхолическими, отстранёнными лицами: стоят по обе стороны от стелы с именами погибших. Ни эмоционально, ни позами, - эта пара статуй не связана ни с друг с другом, ни со стелой.
Такая декоративная роль статуй шахтёра и горноспасателя - символизирует разобщённый и пассивный рабочий класс Кузбасса, и декоративную роль шахтёрских профсоюзов. Что выявила трагедия на шахте «Листвяжная» - горняки были оставлены наедине со своими работодателями – владельцами шахт, которые ради сверхприбыли повышали норму сдельной оплаты труда в зарплате шахтёров, что вынуждало их пренебрегать требованиями безопасности в шахтах.
Меланхолические, гладко отутюженные, цивильные статуи шахтёра и горноспасателя – стоящие по краям стелы с именами погибших шахтёров и горноспасателей - играют такую роль, какую играют ангелы, львы, или второстепенные лица, поставленные по краям постаментов памятников выдающимся личностям. Это – герольды – защитники и служащие тому герою, который стоит на вершине постамента. А самого героя, или героев, на этой стеле с надписями - нет.
Здесь мы видим, что на стеле нет главного героя, или героев, хотя за спасение шахтёров на шахте «Листвяжная» самим президентом РФ Владимиром Путиным, были посмертно награждены орденом мужества четыре горноспасателя и один - выживший.
То есть - есть подвиг, есть официальные герои подвига, а вот скульптурной композиции, изображающей событие мужественного подвига горноспасателей – спасение раненого шахтёра – на памятнике в Грамотеино – нет.
В апреле я ездил на шахту "Листвяжная", чтобы узнать, как найти общество родственников погибших на шахте, чтобы показать им свой проект памятника погибшим шахтёрам.
В администрации мне сказали, что не знают ни номеров телефонов, ни адресов родственников шахтёров, и направили меня в беловское соцобеспечение, где, по их словам, знают все контакты. В беловском соцобеспечении главная чиновница жёстко ответила, что у них нет контактов с родственниками шахтёров, и вообще не скажет мне как их найти. В общем, показать свой вариант памятника родственникам шахтёров мне не удалось.
А шахтёрский народ интуитивно понял, каким должен быть памятник подвигу шахтёров и горноспасателей – это должна быть энергичная, берущая за душу композиция – на основе выдающегося памятника, с тем же образом подвига, - с суворовским девизом – «Сам погибай, но товарища выручай», который стоит на Мамаевом кургане - авторства великого советского скульптора-монументалиста Вучетича.
Поэтому, концептуально правильно было бы на постаменте поставить скульптурную композицию мужественного подвига – спасение горноспасателем раненого шахтёра.
Постамент мог бы выглядеть в виде стелы, по краям которой стоят призабойные гидравлические стойки СУГ-М. В обрамлении руста - в центре стилобата постамента - находится имитация угольной лавы фракции «кулак».
Это был бы уникальный памятник подвигу горноспасателей и шахтёров в России.
А вместо этого, - в Беловском районе, появилась ещё одна пара меланхолических «шахтёров-манекенов Зинича», которых уже - взвод - в Кузбассе: тут родилась у меня крылатая фраза – записывайте: какая власть, такие у неё и символы!