ГЛАВА 22 (Из серии "Хроники старого меломана")
На написание следующей главы меня подтолкнула статья из журнала "Пермский музыкант " под названием "Как это было-2".В этой статье рассказывается о том ,как в нашем городе развивалось самодеятельное искусство,а точнее о том ,как при каждом заводе и даже при каждом цехе образовывались так называемые ВИА.Многим из вас эта тема наверняка знакома.Выступления по торжественным случаям,различные мероприятия,городские танцплощадки,игра для танцев в клубах и дворцах культуры ,межрайонные конкурсы ,игра в кафе и ресторанах,домашние репетиции и желание стать известным хотя бы в пределах родного города.Ко всему этому я имею какое-то отношение т.к сам прошел через все это.О том,как все это начиналось я и посвящу эту главу,а возможно даже не одну.Данные взяты из моего личного дневника написанного всего лишь десяток лет тому назад.
"Точную дату я,наверное,и не вспомню,но предполагаю,что это началось с того самого момента,когда у меня появились записи зарубежных рок-групп.Слушая эти записи я всегда восхищался тем,как работают барабанщики.В основе большинства рок-композиций ритм-секция всегда выведена на первый план и в первую очередь ударные инструменты.Это требует от ударника особой виртуозности.Больше всего меня,конечно ,потрясла игра Иэна Пэйса из группы DeepPurple.Взяв в руки вязальные спицы,которые заменяли мне на тот момент барабанные палочки,я стал колошматить ими по всему,что попадалось под руку-по подушкам,по спинке дивана,по стульям с мягкой обивкой,по картонным коробкам,по кастрюлям и всему остальному,что способно было издавать звук.(Совсем недавно я читал интервью Пэйса в интернете о том,как он начинал свою музыкальную деятельность и был не мало удивлен тем,что он ,оказывается,тоже воровал вязальные спицы у своей матери для той же цели). Поначалу,конечно,получалось неважно,но со временем я наловчился улавливать ритм и некоторые приемы мне удавалось довольно удачно копировать.Все это не могло остаться незамеченным и ,какое-то время спустя ,я был приглашён в первую в моей жизни группу под названием "Братья".Название это было выбрано не случайно.Во-первых в состав этой группы действительно входили три брата,а во-вторых так называлась одна из местных групп,которая была тогда популярна и называлась она "Лесные братья".Репетировать мы начали на квартире у одного из братьев практически не имея никакого опыта и самой элементарной аппаратуры.Что же у нас было на тот момент? Гитары производства города Кунгур по семь рублей за штуку.Они были оборудованы съёмными звукоснимателями по девять рублей за штуку.Они были подключены к радиоле и к переносному магнитофону "Снежеть".Бас-гитара ,в буквальном смысле,была вырублена топором из толстой доски и доведена до ума напильником и шкуркой.Моя ударная установка состояла из двух стульев ,сиденья которых были покрыты толстой полиэтиленовой пленкой для большей хлесткости удара,а тарелку (кавбэлл наверное тоже) мне заменяло отжимное устройство от стиральной машины,а микрофоны использовали те,что шли в компле
кте к бытовой радиоаппаратуре.
С чего мы начинали? Ну,разумеется ,это была знаменитая "Венера"(это были первые выученные аккорды)."Песенку студента"из альбома Тухманова,кое-что из "Весёлых Ребят"(песенка про сапожника),"Синей птицы" ну и всего такого прочего.Некоторые репетиции мы записывали на плёнку ,особенно тогда,когда из магнитофона "Нота"был сделан ревер.К сожалению ни одна из этих записей не сохранилась до наших дней.Далее колесо музыкальной истории завертелось с нарастающей скоростью.Дело в том,что наши дома в которых мы тогда проживали принадлежали местному лесопильному заводу"Красный Октябрь".На этом заводе был единственный цех под названием "Паросиловой" и при этом цехе был оборудован так называемый "Красный уголок",а в нем имелась кое-какая музыкальная аппаратура посолидней чем наша полусамодельная дребедень.Поэтому мы в скором времени перебазировались туда.А что же было там из аппаратуры? Попробую вспомнить: там был усилитель "Электрон"(020 или 120 точно не могу сказать),две активных колонки VEF,ламповый усилитель УМ-100, две гитары "Урал", и бас-гитара "Тоника".Красивые с виду,но совершенно не звучащие и нестроящие инструменты.Ударная установка состояла из одного оркестрового барабана на котором вместо пластика была натянута кожа ,одна стойка с согнутой тарелкой и хай-хет(мы его именовали "чарлик")тоже с одной тарелкой(прямо,как у Иэна Гиллана в его рассказе о том,как он собирал свою первую группу).Вот такой был набор.С этого мы начали.Затем на какое-то время я был из группы удален т.к я ещё носил пионерский галстук,а на моё место был взят человек имеющий начальное музыкальное образование.Да и потом ,сама техника игры на ударных оставляла желать много лучшего.Одно дело колотить по стульям,как заяц по пню,а другое дело сочетать игру малого барабана с хай-хэтом(пусть даже и с одной тарелкой,а это уже требовало определенной координации,которой я в то время совершенно не обладал.Я уже не говорю про игру ногой на большом барабане,которого, правда,тогда не было,но я и понятия не имел,как нужно было отбивать такт- основной базовый прием всех ударников.Теперь это мне кажется странным,но тогда дела обстояли именно так.Не помню точно сколько времени я оставался не удел,но скоро мои услуги снова оказались востребованными.Дело в том,что я в свободное от учебы время иногда посещал репетиции(вход на территорию завода тогда был совершенно свободным) и понемногу осваивал технику игры на ударных.Делать это стало уже несколько проще т.к ударная установка значительно преобразилась.Местная администрация завода приобрела для "Красного уголка" кое-какие музыкальные инструменты,в частности так называемую " тройку",куда входили малый барабан,хай-хет и тарелка со стойкой.Большой басовый барабан и том-том были самодельными,согнутыми из трёхслойной фанеры,но басовый барабан уже имел хороший фирменный пластик и был оборудован педалью.Теперь уже можно было полноценно работать.И очень скоро,даже как-то незаметно и без каких либо серьезных усилий(если не считать,что в качестве тренировки я отстукивал ногой ритм 60 ударов в минуту все 45 минут урока!) я довольно быстро превзошел своего первого преподавателя в барабанном искусстве,только по четкости и силе удара он меня превосходил,но по лёгкости игры и по фантазии я был несколько выше.Сказывались долгие часы просиживания за магнитофоном слушая бессмертные творения звёзд рока.Когда основной барабанщик нашей группы уходил в длительный запой ( а кто тогда не пил?) я занимал место ведущего ударника.О дальнейшей истории поговорим в следующей главе.