«Существует сто девяносто три вида мелких и крупных обезьян. Сто девяносто два из них имеют волосяной покров. Исключение составляет голая обезьяна, именующая себя Homo sapiens (Человек разумный). Этот своеобразный и весьма процветающий вид тратит уйму времени на изучение мотивов своего поведения и столько же на то, чтобы упорно пренебрегать основными из них».
С грустью пребывая в протяженной и мучительной пятничной пробке, простершейся в сторону блаженного загорода, тишины и дефицитного свежего воздуха, невольно задумываешься о природе человеческих порывов выдраться из миллионного города в благословенную тишь. Даже если эта Земля Обетованная равномерно покроется ковром из праздно расслабленных тел таких же как ты, алчущих тишины, уединения и всяческого с природой единения.
Что же заставляет нас сначала строить «каменные джунгли», а затем мечтать о тихом (или шумном) отдыхе на природе? Какие сигналы мы бессознательно друг другу посылаем? И не менее бессознательно считываем? Почему нам так свойственно создавать вокруг себя группы людей, так называемый «ближний круг», но радоваться своему вхождению в суперплемя? И как мы адаптируемся к стремительной карусели перемен? И почему наша удивительная способность к адаптации может стать причиной нашей социальной гибели?
Каждый наш шаг, любое привычное действие на самом деле обусловлено эволюцией. А обезьяний хвост торчит из самых неожиданных мест и сфер, от выбора любовного интереса, до политики, от рок-концерта, до бескрайних просторов космоса. Всюду он.
В сборник «Голая обезьяна» вошли главные труды знаменитого британского ученого-зоолога Десмонда Морриса: «Людской зверинец», «Основной инстинкт» и, собственно, «Голая обезьяна». Труды, наделавшие изрядного шуму.
Вырвалась «Обезьяна» довольно давно, в конце 60-х годов, и попала в нерв времени. Расцвет движения хиппи, свободная любовь, уход от пуританской морали, поиск новых смыслов и гуманизм. Человечество переосмысляло себя и училось принимать свое животное происхождение. И начинало гордиться им. Ведь, в конечном счете, обгонять свою «обезьяну» и стремиться к более гуманному, справедливому и просвещенному миру - дорогого стоит. И не менее важно понимать кто мы и откуда.
Стоит отметить, что многие теории, изложенные в книгах, нынче подвергаются критике и не стоит воспринимать данные работы как непреложную истину. Хотя не меньшее количество выводов Морриса действительно подтверждается новейшими исследованиями. В любом случаи это прекрасный повод посмотреть на себя со стороны и просто насладиться образным и легким языком, что немаловажно. А при желании углубиться в этологию, антропологию и прочие многочисленные «логии». Что тоже лишним не бывает.
«Человек – чрезвычайно сильная, голосистая, предприимчивая и в высшей степени стадная обезьяна. Самое время изучить характер ее поведения».
«Человек – общественное животное, способное любить и нуждающееся в том, чтобы его любили».
Бородина Оксана Юрьевна, библиотекарь отдела городского абонемента