Эсхил сказал: "Дитя родит отнюдь не та, что матерью зовётся. Нет, ей лишь вскормить посев дано. Родит отец".
Пифагор сказал: "Есть доброе начало, сотворившее порядок, свет и мужчину, и злое начало, сотворившее хаос, мрак и женщину".
Если посмотреть цитаты древнегреческих мыслителей о женщинах, цитаты эти окажутся проникнуты ядом, ненавистью и обесцениванием. И это достаточно... абсурдно смотрится, потому что женщины в древней Греции по своему статусу были равны примерно домашним животным. Жили на женской половине дома, были полностью зависимы от мужчин-опекунов, не имели возможности распоряжаться имуществом. Права голоса в обществе тоже не имели.
Ну то есть - живёт женщина в твоём доме, занимается бытом, рожает тебе детей, никаких прав не имеет, на глаза попадается редко, а ты ненавидишь её всеми фибрами души и считаешь чуть ли не худшим, что с тобой произошло в жизни.
Сначала я думала, что это странно и нелогично.
Потом, размышляя дальше, пришла к некоторым догадкам относительно причин такого поведения. Поскольку у меня нет возможности сейчас взять древнего грека и провести ему психоанализ со всеми его детскими травмами и когнитивными искажениями, я просто поделюсь своими размышлениями.
Теория Другого
Когда женщина и мужчина имеют настолько разные социальные статусы и настолько разную жизнь, они начинают восприниматься друг другом как чужие, другие, малознакомые. Восприниматься существами совсем другой, чуждой природы. Враждебной. Поэтому всё, что делала женщина, её природа и вся её жизнь также воспринималась чуждой, инаковой, враждебной.
Сейчас, когда женщина лучше интегрирована в общество, её природа уже не кажется настолько чужой и враждебной.
Теория обоснования бесправия
Представьте - вот есть древний грек. Он зачат женщиной, выношен женщиной, рождён ей и вскормлен, он должен делить с ней ложе, иметь совместное хозяйство и с её помощью продолжать свой род. Всё это логически приводит к мысли, что женщина нужна и значима, что она - существо одной с ним природы, она тоже человек.
Но при этом этот же древний грек видит, что женщина чудовищно поражена в правах и лишена свободы. Почему?
Сознание, вынужденное искать выход из такого парадоксального положения вещей, всё равно не может поспорить ни с одной из этих аксиом: женщина нужна, важна и человек; женщина не имеет прав и свободы. Поэтому оно - сознание - находит лазейку и провозглашает женщину злонамеренной, нечистой, глупой, недостойной.
Дескать, да, нужна, важна и человек, но при этом так ужасна и недостойна, что человеческих прав ей давать нельзя.
Теория бунтующей мебели
Или дело было так.
От женщины требовалось быть прислугой и роженицей. Никому не нужна была её личность, требовалось только обслуживать нужды мужчин.
Но личность и нужды женщины-то при этом никуда не девались. И если в современности женщина, имеющая нужды и личность, воспринимается нормально, то древнего грека такое возмущало.
Мебель, возымевшая свои потребности и желания, это плохая мебель. Вот и женщина, выказывавшая свои потребности и желания, становилась злом во плоти. А так как любая женщина - человек и своих нужд не иметь не может, то любая женщина воспринималась как плохая, злонамеренная мебель.
Теория "Могу, и всё"
Почему древние греки злословили по поводу женщин, обвиняли их во всех грехах и своих проблемах?
Да потому что могли.
Потому что - кто бы им возразил? Сами женщины? Во-первых, кто бы их слушать стал, а во-вторых, как бы они посмели. Мужчины? Так они все согласны. Просто облеки свою мизогинию в красивый слог, и можешь обвинять женщин во всём, что хочешь, очернять их природу, жаловаться на них и приписывать все грехи человечества.
Жизнь у тебя плоха? Это потому, что жена твоя плоха. Дома нелады? Дети не радуют? Настроение не очень? Женщины виноваты.
Попробуй сейчас так сделай - тебе культурно объяснят, что сам дурак. А тогда валить на женщин можно было всё, что угодно, никто не стал бы их защищать.
Это, кстати, характерно не только для древней Греции, но и для любого общества, где женщины поражены в правах. Чем меньше прав у женщин, тем сильнее их хулят мужчины.
Так что, думаю, какая-то из моих теорий верна. Или все сразу.