Владислав Несынов - известная личность среди людей планеты Земля. Основная же масса и не догадывается, что рядом с ними живёт гениальный художник, чьё творчество признано в разных уголках земного шара. Кроме того, Влад увлекается археологией, его находкам могут позавидовать профессиональные археологи. Об искусстве, неожиданных открытиях и о жизни вообще с господином Несыновым беседовала наш корреспондент Светлана Скакун.
Справка: Влад Несынов родился 30 марта. По гороскопу: Овен, рождённый в год Тигра. Любимое лакомство: шоколад. Недостатки: упрямый, вредный, может быть жестоким. Достоинства: добрый, доверчивый, умный. Любимые писатели: Р. Хаггард, Г.Эбберс, Н. Валтари, Л.Гумилёв - можно продолжать до бесконечности. Песня, которая жить и творить помогает: "В полях под снегом и дождём..." , стихи Р.Бёрнса.
- Я всегда знал, что буду писать картины, - говорит Влад. - Это была мечта, в осуществлении которой важную роль сыграло то, что мой папа был прекрасным художником. Он даже сейчас, когда уже ушёл из жизни, остаётся для меня номером один в творчестве. Мне очень повезло, что у меня был "свой" папа - художник. Для других такими "папами" становились Микеланджело, Леонардо до Винчи, Рафаэль, другие великие творцы.
- А другого будущего вам не прочили?
- Прочили - прочили! В то время, чтобы учиться на художника, нужно было после восьмого класса идти в художественное училище. А я учился в литературной школе, причём учился хорошо. Мои сочинения читали по радио, я ездил на олимпиады по английскому языку и литературе, поэтому для учителей был шок, когда они узнали, что в девятый класс я не пойду. Маму вызывали в школу, говорили, что семья совершает большую ошибку. Естественно, что художественное училище я окончил с отличием, без особых усилий. Только вот по специальности пришлось постараться. Папа мой два года смотрел, как я рисую, а потом не выдержал и сказал: "Это вообще что такое? Ты уже два года учишься и что, вечно так бездарно рисовать будешь?" В итоге он пришёл к нам преподавать. Думаю, многие мои одногруппники ему за это благодарны. Несмотря на родственные связи, Владу приходилось нелегко. Как ему казалось, Иван Иванович Несынов был ко всем ученикам добр, кроме него. К сыну он предъявил повышенные требования. Иногда вызывал Влада в коридор и вопрошал: " Ты что у меня совсем дурак и бездарь? Сколько раз тебе нужно одно и тоже объяснять?" А один раз запустил в сына даже табуреткой...
- Почему Ваше имя больше известно за границей, чем на Родине?
- С этим ничего не поделаешь. В России и в Иркутске так всегда было, есть и будет. Что Вы хотите, если у нас всего один художественный музей, в котором выставляется лишь пять процентов коллекции. Кстати, когда иностранцы узнают, что в Иркутске есть художники, они испытывают настоящий шок. В культуре Запада принято, что талантливый художник живёт в столице или, в крайнем случае, в пригороде, а уж никак не за 5000 километров "от цивилизации". Кроме того, наш собственный народ ценит "заслуженных", "почётных" и "народных", вот только мало кто знает какими непристойными путями их получают. Это смешно...Вообще, художников чаще всего признают после ухода. И то надо умудриться уйти на тот свет так удачно, что после тебя люди будут продолжать пользоваться твоими теоретическими разработками. Так что не стоит тратить время на думы о том, известен и популярен ты или нет.
- А в столицу Вы не думаете перебраться?
- Для этого нужен не только талант, но и определённые финансовые возможности. В Москву надо заезжать "на коне, на хорошо подготовленную почву. Нищих художников из провинции там уже никто не понимает. Кстати, многие иркутские бизнесмены, переехавшие в Москву, " подняли" известных теперь уже художников, того же Никаса Сафронова. Но опираясь на чью - то помощь, всегда попадаешь в зависимость, а для художника это самое страшное. Иркутск тем и хорош, что здесь имеешь определённую долю свободы, здесь можно выжить и остаться самим собой. Мне вообще в Иркутске весело.
- Почему?
- В нашем узком кругу я художник скандальный, потому что не отношусь к " иркутской художественной богеме". Ещё в детстве папа объяснил мне, что художник - это элитная профессия, это, прежде всего, хорошее образование. У нас ведь в советское время в художественное училище шли те, кого не брали в девятый класс. Во всём мире просто не понимают, почему русские художники не знают иностранных языков, для них это дико. А "поколение художников - двоечников" обставило всё своими правилами: художник не должен уметь грамотно говорить, потому что он рисует. Он не должен нигде учиться, потому что учёба портит художника, она его природную сущность меняет в угоду учителю. Художник не может быть трезвым, потому что только пьющий художник может сотворить чудо. Настоящий гений должен быть вонючим, пьяным, грязным и валяться под забором. Я в такую концепцию гениальности не вписываюсь. Их раздражает, что я свободно владею английским языком - что это за безобразие такое, это уже не художник, а выродок какой - то, бизнесмен! Даже некоторые иркутские художники собрались и решили: а не запросить ли нам иностранные банки на предмет валютных счетов господина Несынова? Запросите, ради Бога! В общем смешно.
- У Вас , как у художника, есть какие - то знаковые картины, переломные моменты?
- Конечно. Когда мы работали ещё в паре с папой на севере нашей области, в Игирме, увидели потрясающую картину: затопленные и брошенные деревья, которые "по пояс" в воде. Там мы "сломались". Во - первых это красиво, но не той салонной красотой, когда картину можно повесить и любоваться ею. Это философия красоты. Во - вторых, это трагедия, преступная суть людей перед природой. Это знак человеческой жизни: мы ведь тоже живём на двух уровнях, то нас сушат, то нас топят. Когда я приехал в Египет, я снова "сломался". Я понял, что всё, чему учился, стоит гораздо меньше того, что я увидел собственными глазами. Начинаешь думать по другому, хочется копнуть поглубже.
- Кстати о "копнуть". Как обстоит дело с Вашими археологическими изысканиями?
- Это отдельный разговор. В археологию мы с женой Мариной совсем не стремились, это произошло само собой. Просто наш жизненный опыт научил видеть и чувствовать то, чего не видят и не чувствуют другие. Нам жутко повезло, что мы были в Александрии, когда там искали могилу Александра Македонского. Конечно, поучаствовать в этом не представлялось возможным, но сама атмосфера истории и древности оставляет неизгладимые впечатления. Мозг начинает работать в автономном режиме, сам по себе. Этим летом просто пошёл за грибами, не собирался ничего искать - но нашёл два камушка. На них и цифры, и буквы, и всё, что можно - шедевры. Надо уметь видеть.
- А что самое уникальное Вы сумели "увидеть"?
- У нас была анекдотическая ситуация со Степным Дворцом. Известный в непрофессиональной археологии человек Генрих Шлиман никак не мог найти Трою. Он искал её буквально "по следам Гомера", которого знал наизусть. Логика была проста: Гомер ведь откуда - то сюжет для своих песен взял, значит, вполне возможно, что песни основаны на реальности. Правда, найти Трою он не смог. А потом ему в голову пришла примитивнейшая мысль: перевести название турецких местностей, где, по его предположению, должна была находиться Троя. Выяснилось, что одно из названий с турецкого переводится как "Степной Дворец".Там стоял холм. Троя была найдена. Я взял нашу карту озера Байкал, - вот он, Степной Дворец, ничего переводить не надо, надо только ехать.
- Куда???
- Открываю секрет: в дельту Селенги, там есть Степной Дворец. Мы всей семьёй туда отправились. Я, ощущая себя Генрихом Шлиманом, начал искать хоть что - то, что подтвердило бы мои предположения. Тут каждый камень, каждая торчащая железка наполняется особым смыслом. Искать - это так занятно. Мимо проходили местные мальчишки, и Марина у них со смешком таким спрашивает: " А где у вас тут Степной Дворец - то?" Они совершенно серьёзно отвечают: " У нас ведь деревня молодая. А настоящий Степной Дворец по другой дороге, во - он там!" Мы, естественно, поехали туда. То, что там увидели, это просто фантастика! Во - первых, колодцы, целая ирригационная система. Такие, каких за всю жизнь я нигде не встречал. Разноуровневые, сделаны так, что сердцевина дерева убрана, а сама оболочка оставлена.. Кроме того, все колодцы выстроены по какой то совершенно непонятной схеме. Я залез рукой в один из них и что вытащил? Челюсть! У Никиты, моего сына, и у меня самого полуобморочное состояние, потому что там куча костей. Уже есть повод подумать о том, для чего эти колодцы использовались.
- А кроме колодцев что - то ещё Вы там обнаружили?
- Конечно. Даже лопаты не надо было, чтобы что - то откопать. Достаточно заглянуть в норку суслика. Там прекрасно видно такие огромные брёвна, которые явно были основанием какого - то колоссального здания. Потом к нам подошёл местный житель. Он был очень удивлён тем, что мы ходим по этой местности. Я задал ему наипростейший вопрос: "Вы когда картошку копаете , что - нибудь находите?" Он отвечает: " А как вы догадались? Мы находим бронзовые предметы." Вообщем, можно брать деньги и начинать там системно работать. Но никому не надо.... Или взять остров Ольхон. Это кладовая древних культур, рай для концептуальной археологии. Я там находил предметы, предназначение которых ни один историк определить не может.
- Напоследок, что нужно для того, чтобы стать художником?
- Нужно быть готовым к бегу с препятствиями. Когда я преподавал ( я надеюсь, что ещё буду ), студентам говорил, что быть художником хорошо, но образованным человеком ещё лучше. Человек высшего общества должен уметь рисовать, играть на музыкальном инструменте, танцевать, знать иностранные языки, разбираться в истории, философии, поэзии и литературе. Кроме того, человеку в высшей мере должна быть свойственна самодисциплина. Мы, конечно, привыкли, что творческие люди все такие загадочные, "в полёте", вскакивают среди ночи и начинают творить. Тем не менее, история доказывает, что настоящего успеха достигли те художники, которые не потакали себе и своим слабостям. Так что, если кто - то ещё хочет стать художником, пусть готовится к настоящим испытаниям! Но это счастье!