В прошлый раз мы детально рассказали о том, как строилась КВЖД, о предпосылках ее возведения и особенностях проекта. Но железная дорога — далеко не только рельсы и шпалы. Сама идея такой масштабной стройки за рубежом потребовала не только огромных финансовых вложений, но и освоения территории людьми. Именно люди, многие из которых ехали в абсолютную неизвестность, составили островок большой России на территории Китая.
Акционерное общество КВЖД стало небольшим кусочком России внутри Китая
Его столицей стал город Харбин. Собственно до начала строительства на его месте было, как это часто бывает, несколько небольших деревушек. Однако, они мало того, что располагались близко друг к другу, но и стояли на берегу реки Сунгари в месте пересечения торговых путей и примерно посередине будущей железнодорожной магистрали.
С момента своего появления на карте в 1898 году Харбин стал местом притяжения множества национальностей — русских, китайцев, поляков, евреев, грузин и многих других. Это и не удивительно. Территория Северной Манчжурии была очень слабо заселена и появление масштабного инфраструктурного проекта привлекло огромное количество высококлассных специалистов и простых рабочих двух стран.
Вполне естественно, что жизнь этого быстрорастущего многокультурного центра, равно как и всей территории железной дороги требовалось регулировать. Эта обязанность, согласно двустороннему соглашению на акционерное общество КВЖД. Технически частная компания контролировалась правительствами России и Китая.
Как водится, первым вопросом на повестке дня стала безопасность
Тем более, что в этих землях было неспокойно. Существовала постоянная угроза бандитизма. Ее источником становились местные разбойники, называемые хунхузами. 20 июня 1897 года было принято решение о формировании Охранной стражи КВЖД. Примерно в это же время прибыли первые 800 солдат, которые занимались охраной разведывательных экспедиций.
Подразделение быстро росло и к 1900 году его численность составляла 11 тысяч человек. Офицеры набирались из регулярных армейских частей, с зачислением в запас, но с сохранением всех привилегий. Сам же охранный корпус подчинялся Министерству финансов. Это было сделано для того, чтобы обойти договор от 1896 года, который предусматривал запрет на размещение российских войск на территории Китая.
События Боксерского восстания показали недостаточность усилий по охране дороги. В результате был создан Заамурский округ отдельного корпуса Пограничной стражи. Его численность составляла 25 тысяч человек. Части имели свою артиллерию и даже канонерские лодки.
Еще одним направлением деятельности правительства по укреплению обороны стало образование военных поселений в полосе отчуждения КВЖД. Новым жителям из казаков и отставных нижних чинов выделялась земля, взятая у Китая в концессию. Однако, особой популярностью эта мера не пользовалась. Удалось привлечь лишь чуть более двух тысяч человек.
Важным вопросом стало заселение полосы отчуждения КВЖД, которое было необходимо для бесперебойного функционирования ветки. Привлечение новых жителей в области вокруг железной дороги не стало проблемой. Пусть относительная, но безопасность, возможность найти работу, плодородная земля, возможность открыть прибыльное дело — все это привлекало людей самого разного социального положения и возможностей.
Забавно, что освоение Манчжурии по государственной линии, по большей части игнорировалось теми же казаками, однако, многие из них самовольно переходили границу и селились в новом крае, к неудовольствию китайского правительства. Но сделать с этим ничего было нельзя. Огромное пустующее пространство фактически заселялась русскими и жителями Поднебесной одновременно.
Ни о каком полном контроле за протяженной границей не могло быть и речи. Поэтому обеим сторонам приходилось закрывать глаза на многие нарушения. И речь не только о самовольном расселении. Например, из полосы отчуждения КВЖД в Россию попадал китайский алкоголь, а это большая проблема в масштабе региона, где ввоз иностранного горячительного был ограничен.
Но такой импорт способствовал налаживанию контактов и культурному обмену. А местные жители точно не видели беды в китайской водке. Тем более, что ничего другого найти было непросто по вышеозначенной причине. Но не стоит думать, что на этом взаимовлияние заканчивалось, напротив, оно только начиналось.
Так русские переселенцы принесли с собой многие аграрные новшества в том числе различные бахчевые и зерновые культуры, а также овощи до сего момента неизвестные в этом крае. Китайцы же активно делились своим опытом, в том числе животноводческим. Совместными усилиями жители двух стран могли гораздо эффективнее вести хозяйство в приграничной полосе.
Объединяющим центром стремительно стал вышеупомянутый Харбин
Здесь расположилось правление КВЖД. Уже через пять лет с момента основания город насчитывал 45 тысяч жителей, где подданых Российской империи было чуть больше 15 тысяч. Не удивительно, что люди, приехавшие осваивать новые территории, приносили с собой привычный уклад жизни. Активно строились церкви, клубы, землячества.
Символом процветания железной дороги стал сам новый город, около трех сотен зданий которого было выстроено из камня, что для Дальнего Востока и Сибири тех лет было серьезным достижением. КВЖД вообще стала очагом цивилизации в степи. Прежде всего крупным центром науки и образования. Этим заведовал, как не сложно догадаться специальный отдел правления.
С 1906 года стали повсеместно открываться начальные и средние школы. Учиться в них могли не только русские, но и китайские дети. При этом важной объединяющей силой выступили книги. Именно в чтении переселенцы находили столь необходимую связь с родиной. Не удивительно, что именно библиотеки стали местом проведения досуга и обмена мнениями. Часто их создание происходило на пожертвования.
В 1908 году было создано Общество библиотеки-читальни служащих КВЖД, которое непрерывно проводило литературные вечера, спектакли и многие другие мероприятия, пользовавшиеся огромным спросом. Запрос на книги существовал не только в Харбине и небольших городках вдоль дороги, но и в самых отдаленных поселках. Для этих целей существовал даже специальный вагон. Отдельные библиотеки с набором специфической литературы были и у военных, охранявших железную дорогу.
Еще одним важнейшим вопросом стала организация медицинской помощи
Для этих целей на девяти крупных станциях были построены больницы. В остановочных пунктах поменьше создавались приемные покои на пять коек. Как не сложно догадаться, лучшая больница была в Харбине. К концу 1903 года в ней было восемь отделений на 216 коек. Стоит ли говорить, что медицинское учреждение постоянно было переполнено. Особенно во время тяжелых испытаний.
До революции таковыми стали Русско-японская война, когда город стал тыловым районом для действующей армии со всеми вытекающими последствиями, а также эпидемия чумы 1910 года. Вспыхнув в пригороде Харбина, она продлилась двести дней и унесла множество жизней, прежде всего китайских рабочих. Несмотря на трудности, врачи КВЖД достойно справлялись со всеми испытаниями.
Как мы выяснили, правление железной дороги отвечало не только за безопасную и эффективную эксплуатацию полотна, но и ведало многими аспектами жизни своих сотрудников. Фактически, это было небольшое государство в государстве. При этом правление КВЖД активно пользовалось своими привилегиями по созданию различного рода предприятий в полосе отчуждения.
Разработка ресурсов, ремесла, винокурение — лишь малая часть из того, чем занимались предприниматели под крылом руководства. Интересы акционерного общества распространялись и за пределы полосы отчуждения. Так, серьезные вложения были сделаны в инфраструктуру Владивостокского порта.
Такая активная деятельность не могла остаться без внимания китайских властей
Да, формально договоренности между правительствами двух стран соблюдались, но сам договор изначально был неравным. Да, это были рабочие места и обмен опытом. Но лишь на низовом уровне. Если смотреть немного дальше, то становятся очевидными планы России по освоению, а может быть и прямому присоединению Манчжурии к уже имеющимся территориям. К тому же российское руководство постоянно находило лазейки и способы обойти документ. Случай с увеличением охраны железной дороги это подтверждает.
Все планы были нарушены с началом Первой мировой войны. Россия вступила в период глобальных перемен и ей стало уже не до колониальных устремлений. Однако, КВЖД продолжала существовать и после революции стала одним из мест притяжения бегущих из страны. Но об этом в следующий раз.
Источники литературы:
1. Г. А. Андриец Первые библиотеки на территории КВЖД // Россия и АТР — https://cyberleninka.ru/article/n/pervye-biblioteki-na-territorii-kvzhd-konets-xix-nachalo-xx-v/viewer
2. П. Э. Ратманов Медицинское обеспечение КВЖД 1903-1921 // Дальневосточный медицинский журнал — https://cyberleninka.ru/article/n/meditsinskoe-obespechenie-kitayskoy-vostochnoy-zheleznoy-dorogi-v-1903-1921-gg
3. В. П. Казанцев Формирование административно-полицейской системы КВЖД (1896-1905) // Тихоокеанская Россия: история и современность — https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-administrativno-politseyskoy-sistemy-kvzhd-1896-1905/viewer
4. И. В. Чаплыгин Русские на территории Манчжурии и в полосе КВЖД (период XVII — начало XX в.) // Известия лаборатории древних технологий — https://cyberleninka.ru/article/n/russkie-na-territorii-manchzhurii-i-v-polose-kvzhd-period-xvii-nachalo-xx-v/viewer