10,2K подписчиков

Нынче все срока закончены

2,3K прочитали

Одна из первых песен Владимира Высоцкого на военную тему является своего рода "переходной" между ранними стилизациями под "блатной фольклор" и серьёзной гражданской лирикой на военную тему.

Дубровский С. "Нынче все срока закончены" https://vk.com/video490296256_456239138?list=2585c2699078a00303
Дубровский С. "Нынче все срока закончены" https://vk.com/video490296256_456239138?list=2585c2699078a00303

С этой песней связан забавный случай, не так давно приключившийся. Слушатель, никогда не читавший текст и воспринимающий его исключительно на слух, спрашивал, почему Высоцкий поёт "фрон", опуская букву Т:

Одна из первых песен Владимира Высоцкого на военную тему является своего рода "переходной" между ранними стилизациями под "блатной фольклор" и серьёзной гражданской лирикой на военную тему.-2

Конечно, это особенности произношения глухих согласных играют со слушателями такие шутки, но объяснение выглядит забавным и любопытным одновременно. Здесь воедино слились несколько совершенно не связанных элементов.

Где Высоцкий взял такой интересный сюжет о судьбе зеков и их охранников, я не знаю, а вот откуда взялся текст надписи в песне и по каким причинам не дописана буква Т в плакате, рассказать могу.

Прежде всего о словах, знакомых с детства каждому советскому человеку. "Райком закрыт. Все ушли на фронт" - крылатое выражение, в застойные времена приобретшее шутливый оттенок, относится ко временам Гражданской войны. В наших советских учебниках фотографией заколоченного деревянного дома с этой надписью иллюстрировали тяжелую ситуацию 1919 года, когда для спасения своей новообретённой свободы и самого существования родины молодые люди уходили на фронт* целыми бригадами, артелями и комсомольскими ячейками.

*да-да, не за границу, спасаясь от мобилизации, а на защиту Отечества, не дожидаясь повестки.

Википедия утверждает, что это тот самый кадр из фильма "Повесть о завоёванном счастье"
Википедия утверждает, что это тот самый кадр из фильма "Повесть о завоёванном счастье"

На самом деле это был кадр из документального фильма "Повесть о завоёванном счастье", посвященного двадцатилетию ВЛКСМ (снят в 1938 году). Вместе с реальными фрагментами кинохроники там было и несколько инсценировок. Конкретно этот кадр постановочный, наверное потому, что некому было снимать закрытые двери райкомов (или как они тогда назывались, не суть). Фильма в сети я не нашла, возможно, он не сохранился, а возможно, его некому оцифровать. Так что поверим Википедии на слово. Фильм демонстрировался и во время Великой Отечественной войны, да и после, наверное, тоже. Вполне возможно, что его видел и В. Высоцкий. В любом случае, эта фраза была широко известна,
как и этот зрительный образ.

С плакатом же, на котором якобы не дописана буква Т, история тоже тёмная. Предположительно, речь идет об этом плакате:

Одна из первых песен Владимира Высоцкого на военную тему является своего рода "переходной" между ранними стилизациями под "блатной фольклор" и серьёзной гражданской лирикой на военную тему.-4

Правда, если присмотреться, затёртая буква Т там всё же имеется. Кто и зачем пустил в оборот такую версию, мне неведомо. О самом плакате тоже не удалось найти никаких сведений, кроме тех, что указаны на аукционном сайте. Но версия, представленная на аукционе, букву Т в надписи имеет. Возможно, автор делал несколько разных копий, хотя более вероятно, что оригинал один, а это гримасы современного рынка.

Кащеев, Константин Герасимович. "Райком закрыт. Все ушли на фронт". 1950-е, размер: 23,8×40,7
Кащеев, Константин Герасимович. "Райком закрыт. Все ушли на фронт". 1950-е, размер: 23,8×40,7

Да и про автора сведений нашлось не так уж много. Константин Герасимович Кащеев - художник, иллюстратор, график, плакатист. Во время Великой Отечественной войны, находясь на фронте, рисовал карикатуры для сатирического листка «Перекрестный огонь». После войны иллюстрировал классику, писал патриотические картины и плакаты. В том числе и представленный выше.

Вернемся к песне. Показательно, что уже на заре своей песенно-поэтической деятельности Владимир Высоцкий так великолепно обыгрывает мощный пропагандистский штамп, моделируя практически невозможную ситуацию с надписью "Все ушли на фронт" на воротах лагеря. Это цепляет внимание, до сих пор порождает споры было/не было, откуда взял информацию, насколько она правдива... К сожалению, мне не известно, вспоминал ли кто-то из окружения поэта про первое исполнение этой песни или авторские комментарии к этому сюжету. Возможно, какая-то история была, но мы её не знаем. Возможно, краем уха где-то услышал. И мастерски воплотил в жизнь. Ведь хватило же позднее одной случайной фразы, услышанной на улице, для появления песни про Серёжку Фомина.

В самой же истории мне представляется вымышленным только появление подобной надписи у ворот лагеря. Сама же ситуация, когда заключенные отправлялись на фронт в одном строю с лагерной охраной, вовсе не выглядит фантастической. "Если Родина в опасности — значит, всем идти на фронт". По крайней мере, отец моего отчима рассказывал сыну именно такую историю - сначала охранял, а затем воевал вместе с теми, кого охранял. Дед никогда приглашенной говорящей головой не работал, при том, что пройдя финскую, отечественную и японскую и имея два ордена Красной Звезды за личное мужество, имел что рассказать, поэтому не думаю, что что-то в этом моменте присочинил.

Да и сведений о том, как воевали бывшие зеки во время Великой Отечественной, сейчас достаточно. Ссылки на пару статей, как всегда, оставлю внизу.

Как пишет в своей научной статье главный специалист Центра учебно-воспитательной работы ФСИН Лариса Пертли, всего до мая 1945 года в Красную армию призвали 1,2 миллиона заключенных.

Ошибкой будет думать, что это продолжение темы "Штрафных батальонов". Это совсем другая история. Штрафбаты создавались на фронте и туда отправлялись военнослужащие из действующей армии, совершившие различные преступления (реальные или мнимые). Очень незначительная часть мобилизованных заключенных попадала в такие специфичные формирования. В основном же зеки, пожелавшие искупить вину кровью, пополняли обычные части и зачастую показывали себя отличными бойцами. Хрестоматийный пример - Александр Матросов, ценой своей жизни открывший дорогу наступающим однополчанам. Конечно, были и обратные примеры, но в гораздо меньшем количестве. Но честь и хвала Владимиру Высоцкому за то, что поднял обе эти темы в своих песнях. После развала СССР об этом писали все, кому не лень, как говорится. Но в начале шестидесятых?!

Самые ранние из сохранившихся фонограмм относятся к осени 1964 года, расцвет пришелся на 1965 год, в следующем году уже 2-3 раза и единичные записи в 1967 и 1969 году. Потом, работая над своим аудиоархивом, Владимир Семенович записал эту песню для Мустафиди. И вернулся к ней лишь в 1978 году, чтобы записать в студии Михаила Шемякина. Это позднейшая из известных фонограмм. Публично эта песня исполнялась всего несколько раз, что понятно - тема специфичная, зачем подставлять организаторов выступлений. В основном сохранились фонограммы с квартирников. Интересны эксперименты автора с первой строкой. Зафиксировав в первых исполнениях начало "Нынче все срока закончены", в последующих он пел другой вариант: "Все срока уже закончены". В 1965 году они встречаются одинаково часто, но в дальнейшем автор окончательно перешёл на вариант "Все срока...". Этот же вариант спет и "для истории" - в записи для Мустафиди. Но значительно позднее, летом 1978 года, записывая эту старую песню специально для Михаила Шемякина, Высоцкий вернулся к первоначальному варианту. Мнения высоцковедов по этому поводу различны. Читала, что "официальная" точка зрения - он просто забыл, что изменил первую строку, а у Шемякина пел по первому подвернувшемуся под руку списку. Мне эта версия кажется малоправдоподобной, потому что ничто не мешало автору откорректировать имеющийся текст, если в нём что-то не устраивало. Так происходило очень часто с другими песнями, но почему-то не случилось в этот раз. Поэтому для меня логичнее выглядит мысль, что автор посмотрел на свой текст свежим взглядом и решил ничего в нём не менять. И это на сегодняшний день окончательное решение, поскольку более поздних фонограмм не обнаружено.

Все ушли на фронт

Нынче все срока́ закончены,
А у лагерных ворот,
Что крест-накрест заколочены, —
 Надпись: «Все ушли на фронт».

За грехи за наши нас простят,
Ведь у нас такой народ:
Если Родина в опасности —
Значит, всем идти на фронт.

Там год — за три, если бог хранит, —
Как и в лагере зачёт.
Нынче мы на равных с ВОХРами —
Нынче все ушли на фронт.

У начальника Берёзкина
Ох, и гонор, ох, и понт!
И душа — крест-накрест досками,
Но и он пошёл на фронт.

Лучше было — сразу в тыл его:
Только с нами был он смел.
Высшей мерой наградил его
Трибунал за самострел.

Ну а мы — всё оправдали мы,
Наградили нас потом:
Кто живые, тех — медалями,
А кто мёртвые — крестом.

И другие заключённые
Пусть читают у ворот
Нашу память застеклённую —
Надпись: «Все ушли на фронт».

Варианты, черновики, как всегда, здесь: https://vk.com/page-50031359_55469755

Обещанные ссылки:

ФСБ рассказала об участии заключенных в борьбе с гитлеровцами в Заполярье

«Они не оставляли немцев живыми» В годы войны тысячи советских заключенных воевали на фронте. За что их ценили командиры?

Ответ Пригожина на вопрос об участии заключенных в боевых действиях.

P.S. Никогда не думала, что эта песня станет так актуальна в 2022 году...

Спасибо, что прочитали. Если вам понравилась статья, познакомьтесь с другими материалами канала: Каталог статей "Стихии Высоцкого" . Лайки, подписка и комментарии тоже лишними не будут. Дзен требует активности подписчиков.