Несколько военных велосипедистов похоронены прямо у Кремлевской стены. В их честь названа даже улица в столице.
Они могли быстро, незаметно и неожиданно подойти к позициям противника, нанести сильный удар и не менее стремительно уйти. В начале 20 века, когда кавалерия уже ушла в прошлое, а эра мотопехоты еще не наступила, мобильные велосипедные войска пользовались огромной популярностью в вооруженных силах разных стран мира.
Нет необходимости ни кормить велосипед, ни заправлять его. Особого ремонта он не требует, при этом может нести небольшие нагрузки, чего человеку не под силу. Двигаясь с той же скоростью, что и кавалерия (6-12 км/ч), велосипедные войска могли преодолевать расстояние до 120 километров за 24 часа. Нужна была только хорошая дорога и теплая погода.
Военных велосипедистов в Российской империи называли самокатчиками («вело пехотой»). Его первые велосипедные части относятся к 1891 году. Оставив свои двухколесные транспортные средства в тылу, солдаты должны были сражаться как обычная пехота, но, в отличие от нее, имели ряд преимуществ в скорости и маневренности. К 1917 году в Российской Императорской Армии было сформировано более 30 велосипедных частей.
В арсенале велосипедных войск были пистолеты, пулеметы, минометы и гранаты, которые крепились к велосипедным рамам с помощью специальных кронштейнов. Часть снаряжения и боеприпасов можно было перевозить на больших вело багажниках (или в грузовых корзинах).
Русская велосипедная пехота изначально оснащалась французскими велосипедами «Пежо Жерар». В ходе Первой мировой войны их заменили на отечественные «Дукс Боевой» («Дукс боевой») конструкции русского изобретателя Михаила Щипанова, считавшиеся в то время лучшими в мире.
На полях сражений «Великой войны» велосипедные войска использовались в качестве разведчиков или связистов; также они должны были прикрывать конницу и пехоту. Благодаря своей бесшумности они наносили эффективные ночные удары по противнику. Командование также использовало их в качестве высокомобильного резерва для компенсации прорывов в обороне или, наоборот, для более быстрого укрепления позиций армии на территории противника при наступлении. В силу своей специфики велосипедные отряды обычно не брали заложников.
Велосипедная пехота даже стала героями Революции 1917 года. В ноябре в Москве вспыхнули бои между сторонниками и противниками новой власти и дислоцировавшимся в городе резервным мотобатальоном, перешедшим на сторону большевиков. Троих убитых бойцов отряда впоследствии похоронили у Кремлевской стены, а улицу Ново благословенную переименовали в их честь в Самокатную.
Велосипедные войска широко применялись во время Гражданской войны в России. Машины Белому движению поставляла Антанта, тогда как большевики в основном захватили их у местных жителей. 1 августа 1919 года была даже объявлена так называемая «велосипедная мобилизация».
В Красной Армии во время Второй мировой войны велосипеды не пользовались такой популярностью, как в вермахте или финских вооруженных силах. В ходе военного противостояния, которое легло тяжелым бременем на СССР, советская промышленность не могла позволить себе их серийное производство. Так, поставки велосипедов в основном поступали в страну в составе военных трофеев.
Во время механизированной войны немногие военные велосипедисты участвовали в боевых действиях. Одной из частей, принимавших участие в боевых действиях, была Первая велосипедно мотоциклетная бригада, в состав которой, кроме мотоциклетной части, входили также мотоциклетный полк и бронетанковые части. Летом и осенью 1942 года бригада вела ожесточенные бои с врагом в районе Ржева.
Хотя во время войны велосипедистов еще можно было задействовать для выполнения специальных задач и разведывательных задач, в основном они служили в войсках связи. «Чаще всего приходилось «бегать» между штабами полков и штабами дивизий, — вспоминал ветеран Владимир Фомин. «Отправляясь в новый «рейд», мы привыкли оборачивать запечатанные конверты и пакеты с приказами и боевым донесением вокруг гранаты, чтобы в случае явной опасности взорвать ее и уничтожить имевшиеся у нас секретные штабные документы. Было доверено (но это никогда не заходило так далеко)».
Если Вам понравилась эта публикация, ставьте лайк(👍палец вверх), пишите свои комментарии. Подписывайтесь на наш канал чтобы не пропустить новые статьи.
#велосипедные войска #история