Исследователи продолжают спорить о том, заболел ли президент США Авраам Линкольн оспой во время своей знаменитой речи в Геттисберге, и был ли он вакцинирован.
С 18 лет назад Авраам Линкольн произнес короткую, но содержательную речь в Геттисберге, штат Пенсильвания, на поле самой кровавой битвы Гражданской войны в США, где погибли тысячи солдат.
Линкольн был известен своей общей меланхолией и приступами тяжелой депрессии, но в ночь после выступления 19 ноября 1863 года его мучило нечто большее . По свидетельствам современников, слабость и головокружение президента накануне переросли в сильную лихорадку и сильную головную боль. Через несколько дней у него появилась сыпь по всему телу, за которой последовали волдыри. Хотя диагноз был легким случаем оспы, предполагая, что у него уже был иммунитет, Линкольну было приказано отправиться в карантин, и он не возобновлял свои официальные обязанности почти месяц. Более поздний анализ предполагает, что случай Линкольна мог быть более серьезным, и некоторые исследователи предполагают, что его врач, возможно, намеренно смягчил диагноз, чтобы избежать паники в раздираемой войной стране.
Линкольн, конечно же, выжил и, казалось, полностью выздоровел, прежде чем его убили менее чем через два года. Однако его камердинер умер от оспы вскоре после выздоровления президента. Уильям Джонсон, свободный чернокожий мужчина, который сопровождал президента в Геттисберг, скорее всего, заботился о Линкольне, и эксперты считают, что Джонсон, вероятно, заразился вирусом от президента. Линкольн выплатил долги Джонсона и похоронил его на Арлингтонском национальном кладбище.
Никто из ныне живущих не знает, был ли Линкольн привит от оспы. В 1796 году Эдвард Дженнер показал , что вакцинация против коровьей оспы также защищает от оспы, но во времена Линкольна не существовало стандартизированной вакцины против оспы, говорит историк медицины Университета Род-Айленда Андреа Раснок. Скорее, иммунитет часто передавался «посредством вакцинации детей из рук в руки», — говорит она.
Медицинские работники делали небольшой надрез на руке ребенка, чтобы ввести струпья или жидкость, выделенную из места вакцинации другого ребенка, недавно привитого от коровьей оспы. Повторение этого процесса, вызвавшего легкую форму коровьей оспы у привитого ребенка, сохраняло жизнеспособность вакцинного штамма в сообществе. Но без организованной инфраструктуры для отслеживания иммунизации и непрерывного сбора вируса у недавно привитых детей штамм вакцины может исчезнуть — и часто так и происходит, говорит Раснок, оставляя сообщество уязвимым, если они не получат образцы в другом месте, часто по почте.
Кроме того, по ее словам, плановая вакцинация против оспы была редкостью за пределами крупных городов. Выросший в сельском городке Спрингфилд, штат Иллинойс, Линкольн, вероятно, не был бы вакцинирован в детстве, если бы не была крупная вспышка.
В то время как карантин и поощрение пациентов выходить на свежий воздух снижали смертность и распространение, уровень смертности среди непривитых по-прежнему составлял примерно 30 процентов . По словам Раснока, оспа была «болезнью равных возможностей», убивающей как принца, так и нищего, и она добавляет, что перенаселенность военного времени и нарушение цепочек поставок, вероятно, способствовали дополнительным вспышкам.
«Важно помнить, что оспа была невероятно пугающей, потому что каждый третий человек [не собирался] выживать», — говорит Раснок. «Для Линкольна переболеть оспой, а затем выздороветь — это такой опасный момент в истории нашей страны».
Исправление (3 января): эта статья была обновлена, чтобы отразить, что процесс вакцинации от руки к руке был связан с коровьей оспой, а не с оспой. Ученый сожалеет об этой ошибке.