Найти тему
KP.RU:Комсомольская правда

«Ледник в Кармадонском ущелье шел со скоростью 180 км/ч. Машины такой поток рвал, как бумагу…»

Оглавление
    Мы не видели Сергея мертвым - помним его только живым. У него нет могилы, то есть нет точки в судьбе. Он просто уехал в экспедицию - и не вернулся  кадр из фильма
Мы не видели Сергея мертвым - помним его только живым. У него нет могилы, то есть нет точки в судьбе. Он просто уехал в экспедицию - и не вернулся кадр из фильма

Когда набираешь в поисковике «Сергей Бодров», сразу выпадают два популярных запроса: «Сергей Бодров жив» и «Сергей Бодров найден».

Мы все помним, как ждали этих фраз в новостях двадцать лет назад. И даже девятнадцать лет назад. И даже пятнадцать, даже десять лет назад известные люди говорили в интервью: «Я не верю, что он погиб, просто не верю, все время иррациональное ощущение, что он вдруг возьмет и появится». Жена Бодрова, Светлана, долго работала в «Жди меня» - благодаря этой передаче иногда находились люди, найти которых уже не было ни малейшего шанса: оказывалось, что они выбрались живыми из самых невероятных переделок. И здесь годами сохранялось ощущение: «А вдруг?»

Оно и до сих пор в каком-то смысле сохраняется. Мы не видели Сергея мертвым - помним его только живым. У него нет могилы, то есть нет точки в судьбе. Он просто уехал в экспедицию - и не вернулся.

«ОН НЕОЖИДАННО СКАЗАЛ: «ПОПРОБУЙ МЕНЯ НА ГЛАВНУЮ РОЛЬ»

Его биографию не назовешь ни сложной, ни особо ухабистой. Родился в хорошей московской семье: отец - кинодраматург Сергей Бодров-старший (написал сценарии к «Любимой женщине механика Гаврилова», «Не ходите, девки, замуж», потом начал ставить фильмы сам), мать - искусствовед, преподаватель истфака МГУ. На том же истфаке, на отделении истории искусств, он учился. Самым ярким эпизодом юности стала поездка в Италию (темой кандидатской диссертации были венецианские архитектура и живопись). Подрабатывал там спасателем на пляже, ему платили 20 долларов в день - для русского человека в начале 90-х огромные деньги. Но Сергей даже не ходил на дискотеки (в отличие от его коллег-спасателей, которые с них не вылезали): останавливал себя мыслью, что на те деньги, которые он потратит в клубе за вечер, в Москве сможет прожить неделю.

    Его биографию не назовешь ни сложной, ни особо ухабистой  GLOBAL LOOK PRESS
Его биографию не назовешь ни сложной, ни особо ухабистой GLOBAL LOOK PRESS

Иногда Сергей играл эпизодические роли в картинах отца, а в 1995-м почти случайно попал на главную в «Кавказском пленнике». Бодров-старший рассказывал: «Когда снимался «Пленник», он работал у меня ассистентом. Я не собирался его снимать. Он ездил на Кавказ, искал героев, - а когда я перебрал множество актеров на вторую главную роль, неожиданно сам сказал: попробуй меня. Я попробовал - и это оказалось то, что нужно».

А в 1996-м на «Кинотавре» «Кавказского пленника» увидел петербургский режиссер Алексей Балабанов. И сразу предложил Сергею Бодрову-младшему главную роль в своем новом фильме, у которого не было ни сценария, ни бюджета. Вернее, были какие-то наброски сценария о парне, вернувшемся с войны («потерявшемся», по словам Балабанова, человеке), но после встречи с Сергеем почти все было переписано специально под него. «Брат» стал главной сенсацией 1997 года, и сейчас, через четверть века, остается подлинно культовым фильмом.

В самом начале 2000-х, в интервью журналу «ОМ» Сергей заметил: «Сейчас я говорю, что Данила Багров - это мой брат. (...) Я понимаю, что фильм "Брат", как ни странно, на кого-то повлиял. Кто-то по-другому стал относиться к слову "родина", к таким вещам, про которые раньше не очень принято было говорить. Это считалось пафосным. А сейчас я понимаю, что не нужно стесняться. Потому что если это важно, то оно должно быть сказано. А мне кажется, это важно».

    Сергей с женой и детьми  Личный архив
Сергей с женой и детьми Личный архив

«МОЖЕТ, ОНИ ДАЖЕ НЕ УСПЕЛИ ОБЕРНУТЬСЯ»

Была у некоторых критиков тогда претензия: казалось, что Бодров-младший - не актер. То есть просто не умеет играть. Словно предупреждая эти упреки, в том же интервью журналу «ОМ» Сергей с ходу заявил: «Я всегда и везде говорю: я не артист, я не артист, я не артист. А мне: "Не-е-еет, вы артист!" А я: артист - это совсем другое. Это другие люди, другая конституция. А для меня Данила Багров - это не просто роль. Может быть, я больше не буду сниматься в кино, к чему я отношусь абсолютно спокойно. Поэтому роль для меня - это не профессия. Это поступок, который совершаешь».

Интервьюер, Алексей Медведев, ему возразил: «Сергей, вы - актер. Талантливый». Бодров ответил: «Бог его знает. Тут как с наркотиками: главное - вовремя соскочить. Как только ты начнешь об этом думать: вот, какой я органичный, как органично посмотрел, как органично наклонился - и все тут же, моментально, в одну секунду рухнет, как карточный домик. Как только ты начнешь относиться к этому как к профессии, как к актерству, - все исчезнет. Достаточно просто быть органичным человеком и не бояться камеры».

Конечно, он был актером. Но так вышло, что в кино снимался очень мало: всего несколько картин, плюс одна, снятая в качестве режиссера - «Сестры». У сыгранного им там персонажа, на пару минут появляющегося в кадре под песню «Полковнику никто не пишет», нет имени, но все понимали, что на экране - Данила Багров (Сергей и сам подтверждал это в интервью).

    Поклонники запомнили Бодрова, прежде всего, по ролям в фильмах "Брат" и "Брат-2"
Поклонники запомнили Бодрова, прежде всего, по ролям в фильмах "Брат" и "Брат-2"

Следующей режиссерской работой Бодрова-младшего должен был стать фильм «Связной». На съемках в Болгарии, в фильме Режиса Варнье «Восток-Запад» Сергей познакомился с двумя ребятами слегка криминального вида из России. И общался с ними каждый день на протяжении двух недель. «Их жизнь - сплошное приключение и мистика. Они рассказывают такие истории, что «Криминальное чтиво» и «Отчаянный» просто отдыхают!» - с восторгом говорил Бодров-младший. И в итоге по мотивам этих историй написал сценарий «Связного».

Отец советовал Сергею начинать «Связного» со съемок в Москве. Но он решил начать со сцен, действие которых разворачивалось на Кавказе. Первый съемочный день был 19 сентября 2002 года, а вечером 20 сентября в Кармадонском ущелье сошел ледник Колка. За 33 года до этого он уже перемещался, но тогда движение было медленным, катастроф не произошло, и никто от этого ледника ничего чудовищного не ждал. Напрасно: на этот раз поток из камней, льда и грязи несся со скоростью 150 километров в час. Помимо Сергея Бодрова-младшего, пропавшими без вести были признаны еще 105 человек.

    Кармадонское ущелье Владимир ВЕЛЕНГУРИН
Кармадонское ущелье Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Очень многим казалось, что где-то под сошедшим ледником члены съемочной группы еще живы, что они попали в тоннель и там дожидаются спасателей... Увы, в пресс-службе МЧС Северной Осетии не так давно говорили: «Останки Сергея Бодрова по-прежнему не найдены. Перспектива найти их мизерная. Это была мясорубка: масса из снега и камней шла с огромной скоростью, там всех растерло в порошок». В документальном фильме о Сергее «Нас других не будет», снятом кинокритиком Петром Шепотинником и вышедшем в прокат в прошлом году, звучат столь же душераздирающие фразы людей, занимавшихся поиском: «Ледник шел со скоростью 180 км/ч, машины такой поток рвал, как бумагу», «Может, они даже не успели обернуться и понять, что происходит»...