В сентябре 1866 года родился английский писатель Герберт Джордж Уэллс.
Автор известных научно-фантастических романов «Машина времени», «Человек-невидимка», «Война миров». Он приезжал в Россию, встречался с Лениным и Сталиным.
Эти беседы организовал Максим Горький. Уэллса с пролетарским писателем связывали не только левые взгляды, но и женщина – Мария Игнатьевна Закревская-Бенкендорф-Будберг. Близкие звали ее «Мура». Авантюристка, тройной агент – ОГПУ, британской и германской разведок. Долгие годы Мура была секретарем и любовницей Горького, а затем сошлась с Гербертом Уэллсом. Горький и устроил встречу английского фантаста с Лениным в Кремле 6 октября 1920 года.
Внешне Ильич напомнил Уэллсу Артура Бальфура, британского консерватора, ярого антикоммуниста и одного из организаторов интервенции в Советскую Россию. «Я ожидал встретить марксистского начётчика, с которым мне придётся вступить в схватку, но ничего подобного не произошло... Разговаривая с Лениным, я понял, что коммунизм, несмотря на Маркса, всё-таки может быть огромной творческой силой», — писал Уэллс.
Он назвал Ленина «кремлевским мечтателем», после того как вождь рассказал фантасту о масштабном плане электрификации России. Уэллс считал это фантастикой, даже похлеще своих произведений. Писал: реализовать подобное невозможно «в этой огромной равнинной, покрытой лесами стране, населённой неграмотными крестьянами, не имеющей технически грамотных людей, в которой почти угасли торговля и промышленность».
На что Ильич бодро заметил: «Приезжайте снова через десять лет и посмотрите, что сделано в России за это время».
Вернувшись в Британию, фантаст опубликовал книгу «Россия во мгле».
В следующий раз он приехал в СССР почти 14 лет спустя. 23 июля 1934 года его принял все в том же Кремле Сталин. Уэллс писал: «Я сознаюсь, что подходил к Сталину с некоторым подозрением и предубеждением... Я ожидал встретить безжалостного, жестокого доктринёра и самодовольного грузина-горца... Все смутные слухи, все подозрения для меня перестали существовать навсегда, после того, как я поговорил с ним несколько минут. Я никогда не встречал человека более искреннего, порядочного и честного; в нём нет ничего тёмного и зловещего, и именно этими его качествами следует объяснить его огромную власть в России».
Ну что ж! Сталин умел убеждать в своей правоте не только фантастов, но и переигрывал многих маститых политиков Запада. Однако Уэллс все-таки хорошо разбирался в основных законах глобальной политики. В конце беседы он сказал Сталину: «В настоящее время во всем мире имеются только две личности, к мнению, к каждому слову которых прислушиваются миллионы: Вы и Рузвельт. Другие могут проповедовать сколько угодно, их не станут ни печатать, ни слушать».